Новая жизнь купеческой усадьбы

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2024 (апрель)

В декабре 2022 года число выставочных пространств Самары пополнилось музеем-галереей «Заварка», который разместился в старинном деревянном особняке купца Михаила Маштакова по улице Самарской в доме № 207. Этот дом был построен знаменитым архитектором Александром Щербачёвым в 1900 году. Одним из первых о значимости этого памятника для сохранения культурного наследия Самары заговорил заслуженный архитектор РСФСР, Почётный гражданин города Самары Ваган Каркарьян. Десять лет его уже нет с нами, но его мечты о сохранении уникальности старой Самары воплощаются в жизнь.

Новая жизнь купеческой усадьбы

Под руководством специалиста по деревянной архитектуре Андрея Бодэ была проведена реставрация здания, долгое время находившегося в консервации. Теперь здесь проводятся оригинальные выставки и конференции, задача которых – привлечь внимание к архитектуре исторического центра города и, в частности, сохранению деревянной застройки. О планах на будущее мы поговорили с Екатериной Елисеевой, заведующей отделом «Музей-галерея «Заварка» муниципального Музея Эльдара Рязанова.

С&Г: Когда вы пришли работать в «Заварку»? И каковы были ваши первые впечатления от этого необычного пространства?

Екатерина Елисеева: Я начала работать здесь в ноябре 2023 года. Впечатления с самого начала были самые разнообразные, но приятные и тёплые. Поскольку сам по себе старинный дом своей внешней нарядной архитектурой и внутренним убранством создаёт уютную атмосферу. Здесь высокие потолки, потому легко дышится, к тому же, здесь всё ещё сильно пахнет деревом. Чувствуется атмосфера любви и заботы, которую вложили в дом его реставраторы. Архитектурный памятник снова наполнился людьми. Он готов встречать посетителей и рассказывать им свою историю – через сохранённые реставраторами уникальные предметы, через выставки, раскрывающие новые грани жизни дореволюционной Самары, через наших сотрудников, проводящих авторские экскурсии. И через истории простых самарцев, которые приходят к нам, чтобы поделиться семейными воспоминаниями. Некоторые помнят, каким дом был до реставрации, другие следили за историей этого строения, третьи вспоминают жильцов дома. Есть и личные рассказы тех, кто жил в этом доме в разные периоды. Эта история места, которая воссоздаётся через многочисленные сообщения краеведов и наших земляков, очень многогранна. Мы рассказываем о доме Маштакова в контексте прошлого нашего города и нашей страны. Все подходы к изучению истории дома Маштакова сплетаются в единую нить повествования. И эта возможность нас радует.

С&Г: Истории особняка Маштакова продолжаются. Появляются новые рассказы о том, как здесь квартировал конвойный полк, как усадьба стала сдаваться жильцам, как деревянный дом стал доходным и так далее. Часто ли происходят такие открытия?

Е.Е.: Чем глубже мы «копаем», тем больше пластов информации открывается. Мы узнаём о бывших владельцах дома, о том, кто проживал постоянно, а кто снимал жильё. Благодаря деятельности самарских историков-исследователей, в частности Павла Попова, мы получаем новые сведения и транслируем их в наших соцсетях. Они помогают нам лучше понять старинный особняк, мы начинаем чувствовать всё большую ответственность за него и за то, что мы делаем в его стенах. Мы трепетно относимся к тому, что узнаём, проверяем достоверность сведений.

Особняк Маштакова

С&Г: Казалось бы, проще всего в этом доме было бы организовать музей старой Самары, однако здесь проходят выставки различной направленности. Почему?

Е.Е.: Действительно, купеческий дом раскрывает перед нами, прежде всего, особенности самарского деревянного зодчества. Здесь можно было бы рассказывать о строивших его мастерах, об архитекторах, занимавшихся проектированием деревянных зданий, но мы решили не уходить в эту узкую сферу. Потому что этот особняк – это ещё и истории известных личностей, и простых самарцев. Они не могут быть отодвинуты на второй план. Поэтому мы решили посмотреть на наш проект с междисциплинарной стороны. Это не только архитектура, но и история, и социология, и искусство. Например, у нас только что прошла выставка замечательного мастера Сергея Васильевича Ключникова. Он создаёт скульптуры, которые украшают парки и скверы нашего города из спиленных или засохших деревьев. Он даёт им вторую жизнь подобно тому, как реставраторы подарили вторую жизнь дому Маштакова. Мы решили, что эти истории очень похожи, синонимичны и синхронны. Поэтому решили рассказать об этом скромном человеке, скульптурами которого много лет любуются самарцы, в нашем выставочном пространстве. Таким образом, мы взглянули на наш дом через призму изобразительного искусства. Это нашло большой отклик у наших посетителей. Все отметили, что показ скульптур из дерева в деревянном доме – интересное совмещение разных систем координат. Мы только что открыли выставку про доходные дома. Это тоже одна из линий повествования про наш дом, так как в определённый период он был доходным. Эта история ещё более многогранна, ведь мы рассматриваем дом как слоёный пирог, разделённый на разные по качеству и стоимости квартиры, в котором жили представители разных сословий. В зависимости от этажа, на котором они располагались, можно судить о том, кто их снимал. Выставка оказалась очень разнообразной. На ней можно увидеть и предметный ряд, и описание групп людей, которые проживали в доходных домах, и узнать о проблемах, с которыми сталкивались квартиросъёмщики и арендодатели. О них повествуют заметки в местной периодической печати, в частности, в «Самарской газете». Мы нашли и полезные советы по уборке дома, по защите его от мышей, крыс и насекомых, в частности от жучков-древоточцев. Есть также описание различной обслуги, которая была неотъемлемой частью повседневной жизни доходного дома – дворников, горничных, поварих. Их фигуры в рост человека нарисовали и вырезали из картона наши художники.

Особняк Маштакова

С&Г: У вас проходят и не связанные напрямую с историей дома Маштакова выставки – по истории фотографии и кинематографа, например.

Е.Е.: «Заварка» сегодня – это подразделение музея знаменитого кинорежиссёра Эльдара Рязанова. Поэтому здесь и проходят кинопоказы, проводится лекционная часть, посвящённая кинематографу, например «Эхо кинофестивалей». В «Заварке» проходят выступления киноведов – тоже очень интересный формат работы с целевой аудиторией. И мы рады, что она увеличивается с каждым подобным мероприятием. Мы стараемся поддерживать интерес, привлекая новых спикеров. Лекционная программа у нас обширна. В рамках каждой выставки обязательно проводим тематические лекции. Мы уже рассказали о месте дома Маштакова в планировке Самары, рассказали, как взаимодействуют между собой интерьер и экстерьер этого творения Александра Щербачёва, поведали об истории жизни первого владельца особняка и так далее. У нас проводятся чайные церемонии в память о чайной, располагавшейся на первом этаже здания – Павел Попов нам предоставил соответствующую выписку из исторических источников. И вот в рамках выставки «Сдаётся квартира: жизнь доходного дома» мы расскажем, какие виды чая предпочитали разные слои городского населения.

Особняк Маштакова

С&Г: Расскажите о планах на будущее и о команде музея-галереи «Заварка», которая будет их претворять в жизнь.

Е.Е.: Планы у нас масштабные. И команда подобралась на славу – небольшой и очень дружный коллектив: историки, фотографы, профессиональные кураторы, художники и педагоги. У нас заведено: каждый выбирает свою тему и «раскручивает» её. Потом презентует всё, что нашёл, излагает свои соображения. На базе подобранных и хорошо проработанных тем мы делаем общие проекты. Тематика разнообразна. Если нынешнюю выставку мы посвятили истории дома, то в ходе следующей намерены напомнить самарцам о жизни и деятельности Вагана Каркарьяна –выдающегося архитектора и прекрасного художника. Выставка будет приурочена к 90-летию со дня рождения Вагана Гайковича и расскажет о его учениках, которые вдохновлялись примером и творчеством мастера. Также мы запланировали выставку «Сказки Самарской Луки», которая повествует о материальном и культурном наследии нашего края. Закончить год мы планируем экспозицией, рассказывающей о деревянной архитектуре в городе и в деревне. Постараемся ответить на вопросы: кто из мастеров у кого перенимал приёмы строительства – деревенские у городских или наоборот? Как на выбор дерева в качестве исходного материала влияли территориальные и природные факторы, а также фольклор, культура населения, которое проживало в Самарской губернии? Интересно проследить, как и чем живут памятники деревянного зодчества сегодня, во что они трансформировались. Например, планируем посетить культурное пространство в Бузулуке, который раньше входил в состав Самарской губернии. Там успешно функционирует культурное пространство «Гнездо», расположенное, как и наша галерея, в отремонтированном силами местных энтузиастов – краеведов и волонтёров движения «Том Сойер Фест», деревянном доме купцов Соколовых. И, конечно, рассказать о нём самарцам.