Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: "Православие вновь должно стать национальной идеей"

Наша беседа с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием состоялась на фоне многих политических и общественных событий - тревожных, важных и волнующих, - которые занимают сегодня умы и сердца граждан России - верующих и неверующих. Одно из таких - введение в 80 школах губернии курса “Основы православной культуры”, к которому так или иначе поворачивались многие темы этого разговора. И это отнюдь не случайно, как следует из дальнейшего интервью...

 

- Ваше Высокопреосвященство, Вам выпало возглавлять епархию в самый сложный и напряженный период в жизни нашей страны и губернии. Какие перемены последних лет в России Вы считаете наиболее важными, и что происходило в это время с духовностью русского народа?

- Сегодня мы живем в новом тысячелетии, и колоссальные изменения происходят прежде всего в мировоззренческом плане. Россия сложилась как государство в Х веке, благодаря принятию православной византийской веры, которая в течение тысячи лет формировала наше религиозное мировоззрение и была нравственной основой для всего общества. Мы говорим о сложной демографической ситуации, но каковы её причины? Прежде всего - это кризис личности. А кризис личности порождает кризис семьи, отчего в целом страдает государство. Потеряно главное - нравственные ценности, которые заложены в православную веру. Свобода, понимаемая как вседозволенность, эксплуатируется нездоровыми силами и прививается в нашей среде как порок, как грех, и это очень страшно. Сегодня нужно обратить взор к нравственности, что Церковь активно и делает, прежде всего, через образовательную сферу. Один из таких шагов - введение в школах губернии предмета “Основы православной культуры”.

Мы уже потеряли одно поколение, и не дай Бог, потеряем второе. Это будет огромная беда для России. А Россия, по выражению императора Александра Третьего, обречена быть Великой, малой она просто не сможет быть. Сегодня в мире происходят большие геополитические изменения. Недавно, выступая по телевидению, митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский напомнил фразу, сказанную одним из американских конгрессменов: “Если мы разрушим цивилизационный код России, то мы обрушим Россию”. С начала 90-х годов в Россию устремлены различные силы. Прежде всего, это секты, которые, прикрываясь, казалось бы, благочестивыми намерениями, используя и нашу экономическую слабость, и политическую нестабильность, вели и ведут активную подрывную работу. К сожалению, спецслужбы, которые должны    этим заниматься, порой просто не были к этому готовы, недооценивали значение религиозного фактора в жизни общества. Сегодня этот фактор присутствует в политической доминанте, и очень важно то, что многие государственные деятели начинают это осознавать.

 

Сейчас много говорят о национальной идее, но национальная идея заложена в природу самого русского человека. Как хорошо выразился Федор Михайлович Достоевский: “Без православной веры русский человек дрянь”. Поэтому нужно просто возродить нашу историческую веру. Большинство русских людей крещены в Православии, и даже та страшная система, лжерелигия, лжеидеология, которая обещала построение коммунистического рая на земле, использовала прежде всего религиозное чувство человека.

Построить рай на земле невозможно, потому что несовершенен сам человек. Но возможно приблизить человека к образу и подобию Божию, чтобы он раскрыл свой божественный потенциал, а не тащил за собой груз грехов. Как сказал один из глубочайших русских философов Иван Ильин, когда человек не раскрывает в себе божественного потенциала, в нем произрастают различные пороки и проявляется зверовидная сущность. Я думаю, что те изменения к лучшему, которые сейчас идут в нашем обществе и нашей губернии, и которые поддерживает и Церковь, направлены прежде всего на то, чтобы помочь нашему народу, нашему государству пройти этот сложный этап и сохранить внутреннюю целостность людей, которым предстоит решать эти социальные, общественные проблемы, жить для нашей великой державы.

- Вы говорите о том, что Православие может и должно стать национальной идеей... Но есть еще личная вера каждого человека, а это вопрос достаточно сложный и деликатный...

- Да, это вопрос сложный. Во-первых, это вопрос воспитания и образования на религиозной основе. К сожалению, есть силы, которые пытаются этому противостоять. Я усматриваю в этом нездоровые цели. Эти силы и поддерживающая их “желтая пресса” понимают, что в мутной воде легче ловить рыбу. Используя религиозное невежество, можно управлять массами, манипулировать их сознанием, раздувать локальные войны и добиваться своих политических целей. Кто-то тонко и глубоко это понимает...

- Недавно мне попала в руки статья, где утверждалось, что всплеск национализма, ксенофобии, о котором много говорят в последнее время, это в немалой степени реакция на подавление здорового национального самосознания русского человека. Сегодня трудно сказать “я русский”, не рискуя навлечь на себя обвинения в экстремизме и фашизме. Но победить ксенофобию можно лишь перестав быть “ксенофобами” по отношению к своему собственному народу...

- Да, это очень здоровая позиция. Я считаю нормальным патриотическое стремление, которое присуще нашему русскому национальному самосознанию. Сегодня, когда Церковь провозглашает пробуждение нашего национального самосознания, “желтая пресса” усматривает в этом и ксенофобию, и национализм. Уже выросло поколение на других формах и традициях. Сегодня ребенка воспитывает и формирует его вкус Запад, начиная с “пепси-колы”... В посткоммунистическое время много лучших умов уехали из России. Но я думаю, этот период пройдет, и они начнут возвращаться. Я не раз выезжал за границу и знаю, что многие эмигранты “третьей волны” - молодежь, интеллигенция - сегодня объединяются там вокруг Церкви. Раньше церкви были пусты, а сегодня люди начали понимать, что религия - это нечто большее, что религиозное чувство, вложено в природу человека Творцом и Создателем. 

- Не секрет, что многие политические конфликты в современном мире имеют религиозную подоплеку. Согласны ли Вы с тем, что противостоять религиозному экстремизму может не абстрактная политкорректность, не “общечеловеческие ценности”, а твердая вера?

- Есть четыре мировые религии, которые имеют глубокие исторические корни и большие культурные основы: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Экстремизм, как правило, порождается сектантством; в частности, ваххабизм - это секта в исламе. Когда отходят от учения Церкви, это всегда выливается в какую-то крайность. Естественно, чтобы не манипулировали религиозным чувством, не разжигали религиозный экстремизм, нужно развивать сферу образования. Нужно прививать людям культуру мышления, чтобы они знали свою историю, учение своей религии, глубокое знание философии. Философия основана на религиозных ценностях, она устремлена к смыслу, цели человеческого бытия. Зачем человек призван в этот мир из небытия к бытию как личность, как ипостась, как образ Божий? И культура имеет религиозную основу: культура - того же корня, что и культивировать, взращивать, разрабатывать...

Человек - разумное, свободное существо, и право выбора всегда остается за каждым из нас. Но смешивать понятия добра и зла никому не позволено, и это определяет границы свободы. Свобода как вседозволенность - это порок; высшая свобода - это свобода от порока, от греха. Человеку не дано право убивать, потому что другой имеет такое же право на жизнь, как и ты...

- Некоторых людей отталкивает запретительная позиция многих православных: убрать рекламу, запретить показ фильма, концерт.... Может быть, в таких случаях более действенна дискуссия, разъяснение, чем это плохо и что мы можем этому противопоставить?

- Конечно, но Церковь обычно не допускает никаких непродуманных выпадов. Мы ведем просветительскую деятельность, есть издания, телеканалы, которые предоставляют нам эфирное время, хотя их немного. Совместно с различными образовательными и общественными структурами проводим конференции, круглые столы, на которые приглашаем и знаменитых людей из других регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Недавно состоялась Межрегиональная конференция на тему “Православная цивилизация: настоящее, прошедшее и будущее”, в которой участвовали представители разных сфер, слоев нашего населения. Цель её - привлечь внимание к нашей истории, культуре, нашей традиции, чтобы мы ощутили свою идентичность, связанную с православной верой.

Помощи Церкви сегодня просят многие общественные и государственные структуры - от школы до армии, и мы активно идем к ним навстречу. К нам обращаются главы городов и сельских районов с просьбой прислать им священников в открывающиеся приходы. Сегодня в семинарии даже существуют спецкурсы по основам агротехники, медицины для будущих сельских батюшек. Вы знаете, в России существовала “триада” сельских интеллигентов: это священник, врач и учитель. К сожалению, на земле у нас практически не остается крепких хозяйств, люди спиваются, и для того, чтобы возродить село, нужна последовательная политика и совместная помощь Церкви и государства. Во всем мире частные хозяйства являются самой стабильной доходной частью бюджета. Сам министр сельского хозяйства РФ заявил, что частные дома дешевле, чем квартиры - так может, и нужно не загонять людей в “коробки”, а строить жилье на селе, куда поедут те, кто любят землю и готовы работать на ней? Нужно преодолеть этот дух упадничества, помочь людям ощутить перспективу, смысл бытия, цель жизни. И за это мы чувствуем свою ответственность - перед Богом, перед своей совестью, перед Отечеством...