Оглавление
Март 2006
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Туризм в Самарской области

Война на дорогах

 

На семинаре “Демография в зеркале СМИ”, проводившемся Союзом журналистов РФ, была озвучена следующая статистика: одним из наиболее важных факторов, влияющих на убыль населения в России, является смерть людей трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, наркомании, алкоголизма, убийств, самоубийств. Стоит добавить, что немалую долю в этом занимает гибель в результате ДТП. Каждый год на дорогах мы теряем 35 тысяч человек - это население целого небольшого города! На порядок больше - 500 тысяч человек - получают серьезные травмы и остаются инвалидами. И речь не только о тех, кто рискнул выехать на дорогу, попросту купив водительские права, но и о так называемых “среднестатистических водителях”, к которым, увы, относятся большинство автовладельцев, не только не способных быстро сориентироваться в трудной ситуации, но и нередко не знающих возможностей собственной машины. Потому что в автошколе за десять часов, проведенных за рулем, освоить это, при всем желании, нереально. Постижение навыков вождения, отработка до автоматизма основных приемов происходит уже в процессе езды, опытным путем, что называется - “методом научного тыка”. И полигоном для подобных экспериментов на вполне законных основаниях становятся городские улицы и загородные автотрассы. 

Муж моей подруги, покупая ей машину, хладнокровно заметил: “Всё равно разобьешь. Обязательно разобьешь, прежде чем научишься ездить по-настоящему”. Своя суровая мужская правда здесь, конечно, есть. Однако хорошо, если пострадавшей окажется только машина. Неумелый водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров, пешеходов, других водителей, а рискуя в любой момент оказаться на больничной койке, ставит под удар и свои деловые обязательства. Есть ли выход из этой ситуации? Что лучше - рисковать жизнью и покупать новый автомобиль взамен разбитого или потратить некоторое количество времени и денег на совершенствование своего мастерства под руководством опытного инструктора? Ответ представляется очевидным. Однако дело не сдвинется с мертвой точки до тех пор, пока будет оставаться только личным делом каждого водителя.

Необходимы государственные программы, направленные на повышение безопасности движения, и меры эти не должны ограничиваться штрафами за незастегнутые ремни. Пока автошколы будут тысячами штамповать недоучек, не спасут ни ремни, ни подушки безопасности. Причем расслабляться не стоит и тем, кто уже считает себя асом.

 

Считается, что водитель при постоянной практике не нуждается в переподготовке и повышении квалификации, однако это не так. По статистике, наибольшее количество аварий происходит с участием либо неопытных водителей, либо, напротив, тех, чей стаж за рулем превышает 12 лет - когда человек уже чувствует себя профессионалом и ослабляет бдительность, а находясь в привычной обстановке, проезжая по отработанным маршрутам, не ждет неожиданностей и теряет навыки действий в нештатных ситуациях.

О российских дорогах... Бранить их можно долго и со вкусом, но это - реальность, с которой следует считаться. Очевидна роковая роль, которую играют в судьбе наших автомобилистов выбоины, колдобины, гололед, однако есть приемы, позволяющие легко преодолевать эти препятствия даже на большой скорости и на любом автомобиле. Знать их, по идее, должен каждый, но на деле большинство водителей оказываются беспомощными при заносе или вращении автомобиля на льду.

Одна из проблем, возникших сравнительно недавно, связана с появлением на наших улицах большого количества ультрасовременных иномарок, оснащенных всеми системами безопасности. Есть распространенный стереотип, что водить такую машину проще и легче, однако специалисты утверждают, что это вовсе не так, и навыки управления “навороченным” джипом должны быть гораздо выше, чем у водителя вазовской “шестерки”. Дело здесь и в габаритах, к которым нужно приноровиться, и в мощности двигателя, и в разнообразных “умных” системах, которые в экстремальной ситуации способны превратиться из друга во врага. А ведь всех возможностей своего автомобиля чаще всего не знают и владельцы крошечных малолитражек!

Знать свой автомобиль и уметь пользоваться всеми его возможностями, одинаково уверенно ориентироваться и на скоростной трассе, и в потоке, правильно и быстро действовать в экстремальной ситуации - не привилегии автогонщика, а насущная необходимость для каждого автовладельца. Только тогда кровопролитной войне на российских дорогах придет конец, а автомобиль станет не роскошью и не аттракционом для выработки адреналина, а тем, чем он и должен быть, - средством передвижения.