Оглавление
Книга – 2011
Оглавление
Женское дело

Наталья Носова

Наталья Носова

Может ли нежная, страстная, умеющая перевоплощаться маленькая рыжеволосая красавица, заставляющая зрителей сопереживать, плакать, смеяться, – быть деловой дамой в прямом смысле этого слова? Да, может! Таковой и является актриса и директор театра «Самарская площадь» Наталья Юрьевна Носова. Коренная самарчанка, актёрскому мастерству она училась в Москве, но жить и работать хотела только в Самаре.

Раньше театры открывались лишь с разрешения «сверху». Было их в Самаре четыре. В 1987 году «случился» театральный эксперимент: в связи с перестройкой разрешили самоорганизацию театров. Евгений Борисович Дробышев, отучившись к тому времени в Щукинском училище и получив диплом режиссёра, набирал театр-студию, куда и пришла Наталья. Вот тогда и появилась мечта, а правильнее сказать, цель: построить свой театр в Самаре. Вся их дальнейшая деятельность идёт под грифом «вместе».Вместе они на базе молодёжного театра-студии создают профессиональный театр. вместе набирают актёров,обучают непрофессиональных. Нельзя сказать, что он её подталкивал, скорее она разделила его мечту, приняла, и она стала у них общей. Наталья больше занималась административными делами, порой жертвуя своими творческими амбициями, отказываясь от желаемой роли. Во время гастролей в Москве никому не известного театра-студии их заметили, пригласили в министерство культуры. Начались зарубежные гастроли, международные фестивали. В 1993 году театр берёт под своё крыло муниципалитет и выделяет здание старейшего кинотеатра, памятника архитектуры.

13 лет – столько строилось здание театра. Лишь сейчас, несмотря на директорскую деятельность, Наталья Носова стала много и плотно играть. Слова «театр» и «дело» встали на одну ступень её нынешней жизни. Днём счета, бумаги, телефонные переговоры, встречи, а вечером… вечером её завораживает сцена.

Какие роли ей нравятся? Лет 15 назад хотелось играть современниц. Наталья много их переиграла. Сейчас хочется классики. Её любимый драматург – А.н. Островский. У него герой что думает, то и говорит, а Наталье нравятся такие люди, она сама такая. Из-за этого и шишки набивала, и неприятности зарабатывала. Классика в первую очередь нужна молодым, они очень отзывчивы на доброе и не приемлют фальши на сцене и в жизни.

В театр «Самарская площадь» молодёжь идёт сама. Конечно, они занимаются популяризацией, но сарафанное радио играет большую роль. В «Cамарской площади» на «Чайке» 80% молодёжи! Директор говорит об этом с гордостью и считает прекрасным результатом. Наталья Юрьевна любит пиар в хорошем смысле этого слова. Говорит, что это создание общественного мнения, наука. Раз наука, значит, учиться надо! Она получает второе образование – продюсерское.

Эта хрупкая женщина легко оперирует словами: «спектакль – продукт», «театральный рынок»… мы не отделены от государства, а потому это нормально. Трудно найти золотую середину, суметь уйти от работы на потребу зрителя, не скатиться до толпы, но и не превратиться в творческую лабораторию, абсолютно не думая, что театр должен зарабатывать деньги!

Меценаты?.. Скорее да, чем нет, но с тех пор, как сами начали зарабатывать, интерес к ним ослабел. Есть поддержка муниципалитета. Когда Наталью Юрьевну спрашивают: «Как на театре сказался кризис?» Она отвечает, что с открытием нового здания у них кризис кончился. Он даже помог: люди очнулись, ушли из ресторанов и пошли в театр.

С деловыми женщинами из Конфедерации Наталья встретилась при постановке благотворительного спектакля «золотой Цыплёнок», предоставив дамам сцену. Тогда и вступила в Конфедерацию деловых женщин России.

Свободное время?.. Это то, что Наталья посвящает внучке. Детям актёрской судьбы не хотелось, а вот ей хочется. Она уже растёт в театре, восторгается дедом, страстно любит бабушку, называет её «бабочкой». Ребёнок не ошибается: эта женщина действительно прекрасная бабочка, что по вечерам раскрывает крылья и укутывает своего зрителя тайной. Для неё важен результат. Если это светлая грусть, то всё удалось! Удаётся потому, что двигающей силой является любовь! Об их любви с Евгением Дробышевым много говорили и говорят, но лучше видеть! Видеть то, что они сделали вместе и друг для друга. В городе только в «Самарской площади» сохранён институт художественного руководителя. Наталья – директор. Она убрала от мужа это тяжкое бремя, позволила осуществляться творческому процессу без каких-либо административных препятствий. Она деловаяженщина, и ей подвластно творчество! Художественное и… административное.