- Самарский оперный театр. Страницы биографии балетной труппы
- Шелест-гала: финал празднества
- Книги из библиотеки журнала «Самара и Губерния»
- «Евроконцерт» по наивысшему евростандарту!
- From Samara with love
- Сергей Петров: «Самаранефтегаз» продолжает наращивать объёмы добычи нефти и газа»
- Нефтяники и нефтепереработчики встретились в Самаре
- Связующее звено науки и практики
- Эффективный промышленный диалог
- Тернистый путь инноваций
- Обновлённая набережная
- Международный конгресс ELPIT-2011 в Тольятти
- Затерянная битва
- Парад памяти
- Муниципалитеты представили инвестпроекты
- Жигулёвск готовится к юбилею
- Люди, достойные восхищения
- Мода, дружба, красота
- Фестиваль национальных свадеб – 2011
- Покуда ходят по Руси гусляры…
- Похвистнево: Театральный бум 2011
- Кукольная «Радуга»
- Вопрос энерговыживания страны
- Будущее за энергосервисными контрактами
- Российские реалии энергоаудита
Множить радость
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)
Художник – член Творческого Союза Художников России, член International Federation of Artists, дизайнер – член Союза дизайнеров России, почётный работник народного образования России – Елена Анатольевна Малыгина успешно окончила среднюю школу, художественное училище и Московский художественно-промышленный институт дизайна имени графа Строганова. Выросшая в семье врача и художника, в атмосфере творчества, Елена всегда была частью того пространства, в котором жили её родители. Художественные выставки и встречи с интересными людьми – поэтами, музыкантами, журналистами, художниками в мастерской отца, у друзей или дома, стихи и песни, Бах и Утёсов, «что» или «кто» первично в искусстве – вот что составляло атмосферу и предмет общения. Отец – известный художник и талантливый педагог, работавший в единственной тогда в Куйбышеве художественной школе, бережно относился к детскому творчеству, был очень добр и часто хвалил своих учеников. К воспитанию собственного ребёнка у него было другое отношение – требовательное и строгое. Формирование высокого уровня языковой культуры, знание истории искусства было обязательным в процессе воспитания.
Школа жизни
М.Е.: …У меня уникальное образование. В училище я окончила живописно-педагогическое отделение, а в институте – графический дизайн. Учёба в институте – это как годы в армии: дисциплина и невероятные нагрузки. Но там же во мне сформировался определённый стержень, закалился характер. Получился интересный сплав. По мышлению я – график, по призванию – педагог, а по сути – художник, потому что вижу мир во всём многообразии его форм и цвета. Графика – это искусство, обладающее определённой условностью, оно отсеивает всё незначительное и случайное, вычленяя самую суть.
Искусство – это кресло...
М.Е.: …Я свято верю, что художник не должен наполнять своё творчество чернотой, отчаяньем, безысходностью, потому что всё это, перенесённое на холст, приобретает огромную силу. Я имею в виду не только цвет, а то состояние, то мироощущение, которое наполняет душу зрителя.
Искусство должно носить позитивный характер. Красота, радость, любовь – вот что нужно множить в нашем мире сегодня. Я часто повторяю фразу Матисса, потому что полностью с ней согласна и сама пришла с годами к такому же заключению: «Искусство – это кресло, в котором должен отдыхать зритель».
Виражи
В восьмидесятые на педагогическом небосклоне нашего города периодически вспыхивали новые «звёздные» проекты, как в театральном, так и в художественном воспитании подрастающего поколения. Они были недолговечны, но для кого-то становились, быть может, отправной точкой в мир большого искусства.
Художник-дизайнер Елена Малыгина несколько лет была с головой погружена в совместный проект школы и Союза дизайнеров, который готовил из числа школьников будущих мыслителей в области формы и цвета. Проект был не только интересным, но и многотрудным, забирающим все силы и время. В какой-то момент Елена почувствовала, что в этой бесконечной суете очень трудно совмещать педагогическую деятельность и самому оставаться художником. В это же время московская группа дизайнеров приглашает её на работу, и Елена уезжает на два года в Москву, где с упоением изучает новые технологии проектирования и занимается своим любимым делом – графическим дизайном.
М.Е.: …Москва жуткий город теперь. Он забирает все силы и при этом остаётся чужим. Москва – это страшная большая машина-мельница. Работа и только работа. Я сбежала из Москвы. Приехала в Самару летом. Сняла босоножки и шла по улице босиком. Я спиной ощущала, что я дома. Здесь всё моё, всё родное… Эта поездка в Москву нужна была мне для того, чтобы я могла увидеть себя, свою жизнь со стороны, смогла понять и принять себя…
Новые лица
Сегодня Елена преподаёт в Российском государственном университете туризма и сервиса. Она учит своих подопечных понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитывает прежде всего профессионала и человека, способного мыслить и чувствовать. Она (как сама любит говорить) «мост» между педагогами, которые давали ей знания, и студентами, которым эти знания необходимо передать, потому что сегодняшние студенты – это наше будущее.
М.Е.: …У меня были замечательные учителя. Пешков Александр Фёдорович (низкий поклон его памяти) впервые открыл для меня такие понятия, как пространство и профессиональная грамота. Ярошенко Наталья Николаевна учила нас понимать искусство, анализировать, сравнивать. Она лепила из нас людей. Получить у неё зачёт было настоящим счастьем. Он был дороже медали! Планка была так высока, что ты с восторгом понимал: могу!
Мой отец, Анатолий Георгиевич Песигин, часто говорил мне: «Не имеешь права не знать»! И я старалась не отставать.
Моя творческая работа (живопись, графика, прикладное искусство и дизайн) всегда сочеталась с педагогикой. Долго комплексовала по этому поводу и называла себя «училкой», не хватало «высокого». В итоге я смирилась. Я должна преподавать, это у меня получается, это моя сцена.
В этом году произошло событие, значение которого трудно переоценить. В институт пришли поступать новые, не похожие на прежних, дети. Дети с ясным, открытым взглядом. Они видят, они воспринимают, они ждут…
Париж и тюльпаны
Елена невероятно интересный рассказчик. У некоторых её картин есть свои истории. Они будоражат и заставляют по-новому посмотреть не только на них, но и на себя. Не так давно Елена побывала в мировой столице художников и поэтов – Париже.
М.Е.: Париж – город необыкновенный. Совершенно иной мир... Всё пронизано завораживающей атмосферой любви, красоты и гармонии. Мои родители никогда не были в Париже, но мы много говорили о нём, как о городе искусств, как о рае для художников и влюблённых. И конечно, мечтали там побывать. Две фигурки на картине «Париж», идущие по берегу Сены, – это они… папа и мама.
Однажды в трамвае увидела женщину с букетом цветов. На фоне пасмурного дня букет бледно-розовых острых тюльпанов в руках старушки казался фантастическим посланием. Я попросила её продать мне эти цветы, и была счастлива розовым мечтательным светом, исходящим от них. Так родилась картина «Тюльпаны».
Многоточие
М.Е.: Я часто думаю о том, что нужно делать что-то значительное… Хочется найти свой язык… Графика сродни хорошим стихам – ни одного случайного слова… Мне очень нравится рисовать лица… красивые, идеальные лица. Всё время рисую Самару, её улицы, дома, её мальвы и одуванчики… Мне нравятся обычные цветы. Они живут в едином ритме с городом… Люблю деревья, они хранят память времени… Я не просто городской, я Самарский житель…
Автор: Людмила Снегирёва