Оглавление
4#2011
Оглавление
О главном
Женское дело
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Лето господне
Поздравления
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Энергоэффективность
Юбилей

Множить радость

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)

Елена Малыгина

Художник – член Творческого Союза Художников России, член International Federation of Artists, дизайнер – член Союза дизайнеров России, почётный работник народного образования России – Елена Анатольевна Малыгина успешно окончила среднюю школу, художественное училище и Московский художественно-промышленный институт дизайна имени графа Строганова. Выросшая в семье врача и художника, в атмосфере творчества, Елена всегда была частью того пространства, в котором жили её родители. Художественные выставки и встречи с интересными людьми – поэтами, музыкантами, журналистами, художниками в мастерской отца, у друзей или дома, стихи и песни, Бах и Утёсов, «что» или «кто» первично в искусстве – вот что составляло атмосферу и предмет общения. Отец – известный художник и талантливый педагог, работавший в единственной тогда в Куйбышеве художественной школе, бережно относился к детскому творчеству, был очень добр и часто хвалил своих учеников. К воспитанию собственного ребёнка у него было другое отношение – требовательное и строгое. Формирование высокого уровня языковой культуры, знание истории искусства было обязательным в процессе воспитания.

Школа жизни

М.Е.: …У меня уникальное образование. В училище я окончила живописно-педагогическое отделение, а в институте – графический дизайн. Учёба в институте – это как годы в армии: дисциплина и невероятные нагрузки. Но там же во мне сформировался определённый стержень, закалился характер. Получился интересный сплав. По мышлению я – график, по призванию – педагог, а по сути – художник, потому что вижу мир во всём многообразии его форм и цвета. Графика – это искусство, обладающее определённой условностью, оно отсеивает всё незначительное и случайное, вычленяя самую суть.

Елена Малыгина. «Поминки»

Искусство – это кресло...

М.Е.: …Я свято верю, что художник не должен наполнять своё творчество чернотой, отчаяньем, безысходностью, потому что всё это, перенесённое на холст, приобретает огромную силу. Я имею в виду не только цвет, а то состояние, то мироощущение, которое наполняет душу зрителя.

Искусство должно носить позитивный характер. Красота, радость, любовь – вот что нужно множить в нашем мире сегодня. Я часто повторяю фразу Матисса, потому что полностью с ней согласна и сама пришла с годами к такому же заключению: «Искусство – это кресло, в котором должен отдыхать зритель».

Елена Малыгина. «Танцующий модерн»

Виражи

В восьмидесятые на педагогическом небосклоне нашего города периодически вспыхивали новые «звёздные» проекты, как в театральном, так и в художественном воспитании подрастающего поколения. Они были недолговечны, но для кого-то становились, быть может, отправной точкой в мир большого искусства.

Художник-дизайнер Елена Малыгина несколько лет была с головой погружена в совместный проект школы и Союза дизайнеров, который готовил из числа школьников будущих мыслителей в области формы и цвета. Проект был не только интересным, но и многотрудным, забирающим все силы и время. В какой-то момент Елена почувствовала, что в этой бесконечной суете очень трудно совмещать педагогическую деятельность и самому оставаться художником. В это же время московская группа дизайнеров приглашает её на работу, и Елена уезжает на два года в Москву, где с упоением изучает новые технологии проектирования и занимается своим любимым делом – графическим дизайном.

М.Е.: …Москва жуткий город теперь. Он забирает все силы и при этом остаётся чужим. Москва – это страшная большая машина-мельница. Работа и только работа. Я сбежала из Москвы. Приехала в Самару летом. Сняла босоножки и шла по улице босиком. Я спиной ощущала, что я дома. Здесь всё моё, всё родное… Эта поездка в Москву нужна была мне для того, чтобы я могла увидеть себя, свою жизнь со стороны, смогла понять и принять себя…

Елена Малыгина. «Ордынка»

Новые лица

Сегодня Елена преподаёт в Российском государственном университете туризма и сервиса. Она учит своих подопечных понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитывает прежде всего профессионала и человека, способного мыслить и чувствовать. Она (как сама любит говорить) «мост» между педагогами, которые давали ей знания, и студентами, которым эти знания необходимо передать, потому что сегодняшние студенты – это наше будущее.

М.Е.: …У меня были замечательные учителя. Пешков Александр Фёдорович (низкий поклон его памяти) впервые открыл для меня такие понятия, как пространство и профессиональная грамота. Ярошенко Наталья Николаевна учила нас понимать искусство, анализировать, сравнивать. Она лепила из нас людей. Получить у неё зачёт было настоящим счастьем. Он был дороже медали! Планка была так высока, что ты с восторгом понимал: могу!

Мой отец, Анатолий Георгиевич Песигин, часто говорил мне: «Не имеешь права не знать»! И я старалась не отставать.

Моя творческая работа (живопись, графика, прикладное искусство и дизайн) всегда сочеталась с педагогикой. Долго комплексовала по этому поводу и называла себя «училкой», не хватало «высокого». В итоге я смирилась. Я должна преподавать, это у меня получается, это моя сцена.

В этом году произошло событие, значение которого трудно переоценить. В институт пришли поступать новые, не похожие на прежних, дети. Дети с ясным, открытым взглядом. Они видят, они воспринимают, они ждут…

Елена Малыгина. «Париж - Париж. Город влюблённых»

Париж и тюльпаны

Елена невероятно интересный рассказчик. У некоторых её картин есть свои истории. Они будоражат и заставляют по-новому посмотреть не только на них, но и на себя. Не так давно Елена побывала в мировой столице художников и поэтов – Париже.

М.Е.: Париж – город необыкновенный. Совершенно иной мир... Всё пронизано завораживающей атмосферой любви, красоты и гармонии. Мои родители никогда не были в Париже, но мы много говорили о нём, как о городе искусств, как о рае для художников и влюблённых. И конечно, мечтали там побывать. Две фигурки на картине «Париж», идущие по берегу Сены, – это они… папа и мама.

Однажды в трамвае увидела женщину с букетом цветов. На фоне пасмурного дня букет бледно-розовых острых тюльпанов в руках старушки казался фантастическим посланием. Я попросила её продать мне эти цветы, и была счастлива розовым мечтательным светом, исходящим от них. Так родилась картина «Тюльпаны».

Многоточие

М.Е.: Я часто думаю о том, что нужно делать что-то значительное… Хочется найти свой язык… Графика сродни хорошим стихам – ни одного случайного слова… Мне очень нравится рисовать лица… красивые, идеальные лица. Всё время рисую Самару, её улицы, дома, её мальвы и одуванчики… Мне нравятся обычные цветы. Они живут в едином ритме с городом… Люблю деревья, они хранят память времени… Я не просто городской, я Самарский житель…

Автор: Людмила Снегирёва


Автор:Людмила Снегирёва