- Дирижёрское искусство – это таинство
- Открытие мордовского историко-этнографического музея в Отрадном
- Космодром «Восточный» готовится к первому старту
- Всероссийский гражданский форум «Возлюби жизнь»
- Самаре представили «Метелицу»
Профессия энтузиастов
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2016 (апрель)
В апреле 2016 года исполняется 85 лет ФГБУ «Приволжское управление УГМС». В преддверии Дня метеорологии, который во всём мире отмечается 23 марта, мы побеседовали с руководителем одного из основных подразделений управления – начальником Гидрометеорологического центра Людмилой Григорьевной Ануровой, победительницей областной общественной акции «Женщина Самарской области 2015 года» в номинации «Деловая женщина. Руководитель».
СиГ: Людмила Григорьевна, как вы восприняли победу в акции?
Людмила Анурова: Для меня это стало неожиданностью. Особенно приятно, что моё выдвижение – инициатива моих же подчинённых, коллег. Такое доверие и признание коллектива – большая честь для меня.
СиГ: Что значит быть руководителем гидрометцентра?
Л.А.: Это значит руководить большим и сложным хозяйством, включающим обширную сеть метеостанций и гидрологических наблюдательных постов, оперативный отдел, занимающийся текущими прогнозами, отдел по сбору, хранению и обработке информации и другое. При таком многообразии видов деятельности приходится быть специалистом во всём.
СиГ: Насколько в наш век компьютеров и спутников точность прогноза погоды зависит от человека?
Л.А.: Качество прогноза изначально зависит от данных наземного наблюдения. В результате проведённой модернизации сети Росгидромета на каждой станции установлен автоматический комплекс, снимающий информацию в любом заданном режиме, и наблюдателям не надо, как прежде, каждые три часа обходить приборы. Но без человека обойтись нельзя и сегодня, потому что только визуально можно определить параметры облачности, тумана и других явлений. От человека зависит и конечный прогноз погоды, хотя сегодня разработано много программных комплексов, которые помогают синоптикам в обработке и интерпретации больших массивов погодной информации.
СиГ: Как за последние годы повысились качество и долгосрочность прогнозов?
Л.А.: Лет 25 назад суточный прогноз оправдывался примерно на 60-70%. Сегодня благодаря качеству наблюдения и обработки данных наши прогнозы на трое суток оправдываются на 92-98%. Однако с увеличением заблаговременности прогноза его точность резко падает. Могу сказать, что в большой степени можно доверять прогнозам не более чем на 5-6 дней. Мы ещё очень мало знаем о климате и погоде.
СиГ: Кто относится к основным пользователям вашей информации и есть ли сложности во взаимодействии с ними?
Л.А.: В нашей информации нуждаются организации многих отраслей. Это и сельское, и городское коммунальное хозяйство, и МЧС, и транспорт всех видов. Так как мы давно работаем с этими структурами, наше взаимодействие отлажено. Сложности возникают с долгосрочными прогнозами. Тем же аграриям нужен прогноз на сезон. Но качественного долгосрочного прогноза дать не может никто. И хотя Гидрометцентр России такой прогноз выпускает, его точность составляет в среднем около 60%.
СиГ: Часто ли вам приходится выслушивать претензии?
Л.А.: От населения – да. Дело в том, что сейчас очень много всевозможных прогнозов погоды на различных сайтах, телеканалах, в газетах. Однако официально у нас берёт информацию только ГТРК «Самара». Откуда появляется всё остальное – я судить не берусь. В лучшем случае информация просто «заимствуется» без ссылки на источник или со словами «по сведениям синоптиков». Но, к сожалению, многие СМИ относятся к прогнозу погоды, как к гороскопу, когда можно придумывать и публиковать всё что угодно и никакой ответственности за это не нести. А в результате население со всеми претензиями обращается к нам. Поверьте, у меня как руководителя гидрометцентра болит сердце от такого «информационного беспредела» в СМИ.
СиГ: Профессия метеоролога до сих пор остаётся одной из самых низкооплачиваемых. Как вам удается в этих условиях мотивировать коллектив?
Л.А.: Действительно, это серьёзная проблема. Наблюдатели на метеостанциях получают чуть больше минимальной зарплаты. Это либо пенсионеры, либо работники по совместительству. Тем не менее и на станциях и в самом управлении у нас практически нет вакансий, хотя очень мало молодёжи. Те, кто приходят, работают от силы год-два и уходят буквально со слезами – работа интересная, коллеги замечательные, но зарплата... Поэтому коллектив у нас возрастной, в основном женский. Это люди увлечённые, настоящие энтузиасты своего дела, каких сейчас немного. И невольно задумываешься, что будет с нашей профессией через десять лет, если ничего не изменится.
Автор: Алексей Сергушкин