Новый этап административной реформы

За пятнадцать лет новейшей истории России в Самарской области произошло немало знаковых событий, повлиявших на экономическую, социальную, политическую жизнь региона. Но, пожалуй, одним из наиболее интересных и важных этапов этого исторического отрезка стал период с 2000 года, во многом определивший дальнейшую перспективу Самарской области. Период этот без преувеличения можно назвать периодом полномасштабной реформы государственного управления.

 

Смена тысячелетий ознаменовалась для России очередным историческим поворотом - 2000 год прошел под знаком отставки Президента Б.Н. Ельцина, назначения исполняющим обязанности Президента В.В. Путина, досрочных президентских выборов 26 марта, изменения в административном устройстве России. Именно тогда была опубликована теоретическая статья К.А. Титова в соавторстве с другими учеными о холистическом (целостном) подходе к управлению регионом.

В соответствии с этим подходом реформа системы органов управления на практике должна сделать ее более прозрачной, менее громоздкой, а также приблизить власть к тем, чьим интересам она служит - к жителям Самарской области. Первым воплощением этой идеи стали разработка и принятие в 2000 году новой структуры Администрации области. Когда число заместителей Губернатора сократилось с десяти до одного, тем самым был ликвидирован избыточный уровень в системе управления регионом.

Следующим шагом на этом пути стало принятие в 2002 году и последующая реализация совместно с Минэкономразвития России программы проведения эксперимента в сфере государственного управления в Самарской области, в котором принимали участие Институт проблем управления сложными системами Российской академии наук и Институт проблем государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики.

Учитывая высокую значимость информационно-коммуникационных технологий в реализации мероприятий административной реформы, они были интегрированы с выполнением заданий Федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”, поскольку в том же 2002 го-

 

ду Самарская область стала победителем конкурса, проведенного Минэкономразвития России, и была признана опорной зоной ФЦП “Электронная Россия”.

В результате функционального анализа деятельности органов исполнительной власти Самарской области в 2004 году были разработаны и введены в действие регламенты деятельности всех органов исполнительной власти Самарской области.

В 2004-2005 годах коренным образом изменилось соотношение уровней управления в органах исполнительной власти Самарской области. Если в 2002 году подавляющая часть органов исполнительной власти Самарской области имела в своей структуре четыре-пять уровней управления, то в результате сокращения в структурах органов исполнительной власти осталось один-два уровня. Такая организация структуры органов исполнительной власти позитивным образом сказалась на эффективности их функционирования, оперативности и качестве принимаемых управленческих решений. Распределение функций и соответствующих им показателей результативности между руководителями органов исполнительной власти осуществлялось на основе принципа персональной ответственности.

В процессах подготовки, принятия и реализации социально-значимых решений в регионе принимают участие все уровни власти и общественные организации Самарской области. Для того, чтобы обеспечить доступность правовой информации, необходимой для принятия решений, в Самарской области создаются интегрированные правовые базы знаний, которые на сегодняшний день охватывают социальную сферу. Они обеспечивают возможность любому пользователю, который не является ни программистом, ни юристом, в диалоге с компьютером или Интернет-киоском получать ответы на интересующие его вопросы в режиме реального времени.

Эффективность механизмов, выработанных для решения данной задачи, была признана и в Европе. Эта работа в      2005 году на Международной выставке инноваций “Брюссель-Эврика - 2005” была награждена Золотой медалью, а губернатор Самарской области К.А. Титов был награжден бельгийским орденом как выдающийся государственный деятель, определивший инновационный путь развития губернии.

Следует отметить, что Самарская область занимает шестое место в РФ по индексу готовности к информационному обществу, рассчитанному и опубликованному Московским институтом информационного общества в 2005 году.

Важной задачей административной реформы является создание системы адресного взаимодействия органов власти и населения. С этой целью вводится социальный паспорт жителя Самарской области - совокупность социально-значимых сведений о человеке, определяющих его общественный и правовой статус, собранных в соответствии с действующими нормативными актами, хранящимися в электронной форме и доступных как самому человеку, так и всем организациям, оказывающих ему тот или иной вид услуг. Доступ к системе осуществляется через Интернет-киоски с помощью индивидуальных пластиковых карт, идентифицирующих обратившегося с запросом гражданина.

Применение системы адресного взаимодействия должно обеспечить “прозрачность” деятельности органов исполнительной власти для общественности, сокращение времени получения услуги и избавить граждан от необходимости многократного посещения различных организаций. В настоящее время в системе адресного взаимодействия Самарской области, охватывающей 14 муниципальных образований, установлен 101 Интернет-киоск и выдано населению 52 500 карт социального паспорта. К концу 2008 года система будет включать в себя все муниципальные образования, будет установлено 400 Интернет-киосков и выдано 220 000 карт. Интернет-киоски устанавливаются в больницах и поликлиниках, управлениях социальной защиты населения, библиотеках и других учреждениях массового доступа населения.

На основе результатов, полученных в 2003-2005 годах, разработана и утверждена постановлением губернатора Самарской области Программа проведения административной реформы в Самарской области в 2006-2008 годах, в которой изложены региональные приоритеты в области реформирования государственного управления, цели и задачи реформы, план мероприятий Программы и проекты по реализации административной реформы.

Министерством экономического развития и торговли РФ в 2006 году объявлен конкурс по отбору федеральных исполнительных органов власти и высших исполнительных органов власти субъектов федерации для оказания поддержки проведения административных реформ. По итоговому рейтингу субъектов РФ Самарская область заняла первое место по объему выделенных финансовых средств.

29 августа 2006 года губернатор К.А. Титов выступил на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы с докладом об основных направлениях и этапах проведения административной реформы в Самарской области.

Комиссия одобрила основные направления реализации мероприятий административной реформы в Самарской области, предусматривающие в том числе:

- разработку и принятие регламентов деятельности органов исполнительной власти Самарской области;

- установление показателей результативности деятельности руководящих должностных лиц указанных органов;

- внедрение системы материального стимулирования и поощрения лиц, замещающих государственные должности Самарской области и отдельные должности гражданской службы, на основании установленных показателей результативности;

- создание “интегрированных правовых баз знаний” по социальным вопросам;

- разработку компьютерного представления регламентов оказания государственных услуг населению Самарской области;

- создание системы адресного взаимодействия органов власти и населения посредством введения социального паспорта жителя Самарской области - совокупности социально-значимых сведений о человеке, определяющих его общественный и правовой статус, собранных в соответствии с действующими нормативными актами, хранящихся в электронной форме и доступных как самому человеку, так и всем организациям, оказывающим ему тот или иной вид услуг;

- реализацию пилотного проекта достижения целевых значений показателей результативности системы здравоохранения путем организации эффективного взаимодействия различных уровней власти.

В результате было принято решение рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти использовать положительный опыт Самарской области по реализации мероприятий административной реформы в Российской Федерации.