"Юноше, обдумывающему бытие..."

Эпоха перемен, которую переживает наша страна и Самарская область, затронула все сферы жизни - экономическую, социальную, культурную, духовную. Все большую актуальность приобретает человеческий фактор, поэтому все острее стоят вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. Государство и общество в целом ставят задачи формирования целостной личности, способной осуществлять и реализовывать все те насущные демографические и национальные проекты, о которых было заявлено. Вопросы образования и воспитания в Самарской области давно являются приоритетными в работе правительства и губернатора.

В беседе с Еленой Маргиной Константин Алексеевич Титов поделился своими взглядами на некоторые аспекты жизни молодежи.

 

- Константин Алексеевич, чем, на Ваш взгляд, определяется цивилизованное государство?

- Я считаю, что цивилизованным может считаться то государство, в котором есть закон, и этот закон соблюдается, в котором присутствует грамотная и эффективная государственная политика на сохранение национальных черт культуры, ее особенностей, бережного отношения к природе.

- Мы знаем, что воспитание и образование - это два крыла, на которых человек возносится к истине. Только таким путем воссоздается личность, как ипостась, как благородное существо, способное ориентироваться в окружающем мире, жить по законам Божьим, а значит и Человеческим. Где, на Ваш взгляд, эта отправная точка в познании мира и себя в нем?

- Помните, был такой журнал “Семья и школа”? Хороший журнал, полезный, из него можно было многое почерпнуть для жизни. Считаю, что самая главная роль в воспитании принадлежит семье. Я в этом глубоко убежден.            С другой же стороны, нужно понимать, что человек живет в обществе, влияние которого тоже во многом определяет его судьбу. Дошкольное, начальное, среднее образование должны научить человека жить в обществе, научить его быть самостоятельным. Чтобы у молодого человека произошло осознание, что все самое главное и лучшее в жизни будет, прежде всего, зависеть от него самого. Что он должен уметь доказывать свою правоту не силой кулака, а силой разума. И условия для этого должно создать государство. Основная поддержка молодежи должна основываться на возможности получить хорошее качественное образование, равный доступ к нему.

 

Мы понимаем, что в мире разные системы образования. В Японии, например, принят закон о всеобщем обязательном высшем образовании. У человека есть возможность достичь высокого развития интеллекта, сияющих высот в науке. Это замечательно, но не всем дано. Поэтому у нас в государстве по-другому. Можешь завершить учебу в вузе, пожалуйста. Но если проучившись, скажем, три года почувствуешь, что дальше трудно, не способен осилить, то завершай учебу в институте и займись чем-то другим. Найди себе стезю, где ты состоишься как специалист, будешь востребован обществом и обеспечишь себе достойную жизнь.

Да, государство должно поддерживать законы, правила жизни, помогать бедным, поддерживать тех, кто не имеет возможности сам трудиться в силу болезни или в силу каких-то физических недостатков. А все остальные должны всего добиваться сами. И еще... Молодой человек, прежде всего, должен быть настойчивым в достижении цели и должен понимать, какие тактические позиции решить, чтобы состояться в жизни и в своей профессии.

Писатель Стендаль сказал, что единственное средство добиться успеха - это стремление всегда оставаться самим собой. Развивая эту мысль, скажу: обломки нашей мечты - самый надежный материал для построения своей удачи. А пережить неудачу легче, чем громкую победу.

- Константин Алексеевич, а если кто-то из молодых людей в последствии захочет стать политиком, руководителем на этом поприще, то от чего бы вы его предостерегли? Бытует такое мнение, что в политике очень трудно сохранить человеческое Лицо.

- Самое непозволительное - это пробуждать в людях ложное ожидание. Нельзя им обещать то, что ты не в силах исполнить. В следующий раз люди тебе не поверят. Лицо человеческое, о котором вы говорите, трудно сохранить не только в политике. Вспомните шекспировские строки: “Быть или не быть?”

- Нравственные законы, определяющие Лицо, питает совесть.

- И еще вера. Когда человек верит в справедливость своих идеалов, он не прибегает к несправедливым средствам ради временного успеха.

- Культурный человек - это, по вашему убеждению, совестливый человек?

- Это так. Культурному человеку совестно работать плохо. Воспитанный врач не проведет операцию кое как. Уважающий свое дело инженер не сконструирует неэффективно работающий станок. Служащий Отечеству офицер бережно относится к жизни каждого солдата.

- В чем заключается миссия творческой интеллигенции?

- У творческой интеллигенции могут быть разные убеждения - религиозные и политические, но у нее есть священная миссия - быть умом и совестью нашей нации.

- Есть ли существенное различие между западным интеллектуалом и нашим, Российским?

- Западный интеллектуал производит ровно то и ровно столько, что и сколько может потреблять общество. Российский же интеллектуал, как правило, не думает о выгоде, он стремится обогатить человечество.

- Константин Алексеевич, в опере известного современного композитора Сергея Слонимского “Гамлет” звучит такая фраза, такая мысль: “Какое время на дворе, такие, брат, и люди”. И действительно, время, в котором мы живем, вольно или невольно формирует эстетический и нравственный идеал. Каким он представляется Вам?

- Это сложный и философский вопрос. Что касается композитора Сергея Слонимского, то я рад был знакомству с ним, с его творчеством - операми “Гамлет” и “Видения Иоанна Грозного”. Они с большим успехом прошли на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Я был поражен, насколько эти произведения, их музыкальный язык, либретто - современны. Это очень важно для искусства, для людей.

Идеалы... Попробуем разобраться. Помните известные строки поэта Владимира Маяковского: “Юноше, обдумывающему житие, решающему - сделать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь - делай ее с товарища Дзержинского”. Это была одна философская позиция - равнение на кумира: все должны ему подражать, все должны быть на него похожи. Есть и другая позиция: “Не сотвори себе кумира”. Наступил этап, когда мы стали свободными, когда человек оценивает и решает для себя: это хорошо и я это должен взять... Но идолам поклоняться не следует - это опасно. Авторитет личности - это другое дело. У меня был и остается таким авторитетом академик Сахаров, в юности - космонавт Герман Титов. В своем спортивном дневнике я записал его слова и повторяю их: “Дорогу осилит идущий”. Это стало моим жизненным кредо. Цивилизованное государство зависит от нас самих, возвращаясь к теме нашего разговора.