Быть или не быть России?

 

“Мы вымираем”. Такую фразу приходится слышать все чаще и чаще. Европа уже хлебнула: приток иностранных эмигрантов там такой, что в Великобритании несколько лет назад мусульмане даже потребовали убрать с уличных реклам и детских маечек изображения мультяшного поросенка Пятачка как “нечистого” животного, оскорбляющего чувства верующих.

По некоторым прогнозам, к 2050 году 100 миллионов европейцев исчезнет с лица земли, а оставшиеся будут составлять лишь одну десятую мирового населения - последний раз такие темпы сокращения наблюдались в Европе во время эпидемии чумы в XIV веке!

 

За цифрами статистики - живые человеческие судьбы, конкретные люди с их желаниями, страхами, надеждами... Какая чума поразила наш народ в XXI веке; почему для большинства коренных россиян один ребенок - это норма, а два - уже много? Когда речь заходит о нравственно-психологических причинах падения рождаемости, в первую очередь всплывают такие понятия, как эгоизм, желание пожить “для себя”, в свое удовольствие, не обременяя себя заботой о детях. Не менее эгоистично, если подумать, и отношение к ребенку как к средству от одиночества, желание спихнуть на детские плечи часть психологических проблем. Ребенок как канат для перетягивания между родителями, как страховка от одинокой старости - “чтобы было кому стакан воды подать”, - не тут ли закладывается основание будущего конфликта “отцов и детей”, обид, разочарований, брошенных стариков?... С другой стороны, людям растерянным, не решившим для себя проблему смысла жизни, трудно выпускать нового человека в мир, представляющийся им таким жестоким и бессмысленным. И в том и в другом видится одна общая беда - некий глубинный кризис личности, утрата смысла, глобальное подсознательное недоверие к Богу и миру (о недоверии к государству не будем здесь говорить - это частный случай той же проблемы), колебания от комплекса жертвы до гордой, дурной самодостаточности, не позволяющей увидеть в обстоятельствах жизни высшего промысла, принять дары и извлечь уроки из испытаний.

Как обрести веру, смысл и почву под ногами? Как ответить на самые сокровенные вопросы бытия? У каждого человека свои пути, но из отдельных судеб складывается судьба общества, нации, всего человечества. Болеем мы - болеет и общество, и средства от этих болезней мы можем и должны искать сообща, объединив усилия.

Часто, когда речь заходит о духовных аспектах демографии, приходится слышать: при чем здесь духовность? Опять хотите на пропаганде выехать, как во времена развитого социализма? Вот если бы государство помогало молодым семьям... Разумеется, это правда, но не вся (и пример обеспеченного Запада это доказывает). Чтобы вылечить больного, нужна порой целая бригада врачей: терапевт, хирург, анестезиолог, специалисты по рентгену, УЗИ, лабораторным анализам, медсестры и санитарки... Которые не мешают друг другу и не перекладывают друг на друга свою работу, а действуют слаженно, каждый на своем месте. Политики, врачи, духовенство, деятели науки, культуры и бизнеса, педагоги, журналисты, общественные организации... На это и была направлена работа двух форумов, посвященных вопросам демографии - Первой национальной конференции “Проблемы демографии и репродуктивного здоровья в зеркале СМИ”, которую проводили Фонд народонаселения ООН и Союз журналистов России, и состоявшийся в Самаре форум “Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион”.

...Однажды к известному московскому священнику Димитрию Смирнову пришла прихожанка со своей бедой: “У нас уже двое детей, муж требует сделать аборт, говорит: нечего нищету плодить!..” Батюшка, естественно, попытался её отговорить: мол, не бойтесь, рожайте, мы всем приходом соберем деньги, поможем вырастить младенца!.. Ответ женщины был обескураживающим: “Да нет, батюшка, денег у нас достаточно, мы и сами вам можем помочь материально...” Корни стереотипа, связывающего многодетность с непременной нищетой, маргинальностью, безответственным отношением к родительству, когда дети растут, что называется “как сорная трава”, не только в том, что люди стали беднее или, наоборот, начали предъявлять больше требований к качеству жизни и воспитания ребенка. “Семья” и “дети” - эти неразделимые в традиционном обществе понятия все больше утрачивают связь между собой; обесценивается и само понятие брака как союза, где двое - не просто равноправные партнеры, объединившиеся ради секса и быта, но нечто новое, целое... “Кризис семьи напрямую связан с кризисом личности”, - с этой мыслью, неоднократно звучавшей в последние годы в выступлениях и публикациях деятелей Русской Православной Церкви, трудно не согласиться и людям, далеким от религии.

На пленарном заседании выступили губернатор Самарской области К.А.Титов, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, представители областного правительства и Губернской думы, деятели Церкви, культуры, общественных организаций. Состоялись “круглые столы”, на которых проблема демографии обсуждалась с нескольких сторон: демографической и молодежной политики, образования, медицины. Было подчеркнуто, что государственная политика в отношении демографии должна заключаться прежде всего в разрешении социально-экономических проблем, всесторонней поддержке молодой семьи и деторождения, что может выражаться как в адресной помощи, так и в ипотечном кредитовании, целевых займах и компенсациях. Губернатор К.А.Титов привел реальный пример: в Хворостянском районе молодая семья получила кредит в 247 тысяч рублей на покупку жилья, а после рождения двойни большая часть долга - 200 тысяч - была списана. Председатель Губернской думы В.Ф.Сазонов предложил учредить на областном уровне награды для матерей - для тех, кто несет в мир добро - ордена Матери, Милосердия и т.д.

В свою очередь представители Церкви и православной общественности заострили внимание на духовных и нравственных аспектах, взаимодействии общества и власти. Кандидат богословия и философских наук протоиерей Димитрий Лескин отметил позитивный сдвиг в общественном сознании за последние годы, поскольку еще недавно и власти, и СМИ только отмахивались от попыток заговорить на темы демографии. Сегодня мы стоим перед выбором - быть или не быть нашему отечеству, это неоднократно подчеркивалось выступающими, отметившими также негативную роль средств массовой информации, агрессивной рекламы, пропагандирующей образ потребителя, культ гедонизма, свободу как произвол. Ярким и эмоциональным было выступление писателя Алексея Солоницына, затрагивающее проблемы гражданского общества, демократии подлинной и мнимой.

Еще одна больная тема, всплывшая на одной из секций - отцовство как ответственность за воспитание ребенка, за целостность семьи. Не в этом ли корни пресловутого “кризиса мужского начала”, что в современном общественном сознании все проблемы, касающиеся детей, воспринимаются как преимущественно женские? Около трети детей рождается вне брака, множество семей распадается, и нас приучают воспринимать это как норму. Настоящим бедствием стали аборты: по данным статистики, которые привел в своем докладе владыка Сергий, на 100 родившихся детей приходится 179 убитых в утробе матери! 

Что можно противопоставить всему этому? Только идеал семьи, крепкой и многодетной, построенной на взаимной любви и уважении, на сознательном выборе строить свою жизнь именно с этим человеком, в котором когда-то увидел свою вторую половину. (Очень характерный пример: для 37-летнего героя одной из телепрограмм, разуверившегося в семейной гармонии, настоящим откровением было узнать, что гармоничные отношения нужно именно строить, прилагая к этому немалые усилия. - Н.Л.). Такой идеал можно увидеть в модели православной семьи, которую называют “малой церковью”, сплотившейся вокруг Христа. И здесь хочется отметить такой момент.

Конечно, вряд ли кто-нибудь из православных участников форума стал бы предлагать веру в качестве средства для разрешения демографической проблемы. Поскольку вера никогда не может быть только средством. Но очень важным было то, что форум дал возможность обсудить наболевшие проблемы современной жизни сообща, дал возможность услышать друг друга, понять чужую точку зрения и разрушить стереотипы, сложившиеся вокруг православия. Повод задуматься над тем, почему ребенок - это не собственность, не обуза и не выброшенные из жизни несколько лет, а дар Божий, принять который - и радость, и труд, но не принять - значит, отвергнуть самого дарителя. Почему подвиг любви - это не только готовность умереть за любимого, но и жить с ним и ради него (что намного труднее), а венцы брачные сравнимы с мученическими венцами. Почему “два во плоть едину” - это единство не только во плоти, но и в духе, когда двое - это не только “он” и “она”, но и нечто целое и нерушимое. Почему главенство мужа в семье - это не повод для деспотизма, а особая ответственность, роль защитника и кормильца, а муж только тогда глава жене, когда ему глава - Христос. Жить по-православному значит не только строить свою жизнь по каким-то правилам, определенным каноном, а значит жить в согласии с той великой истиной, что озарила твое сердце и душу; с Тем, кто вошел в твою жизнь и всегда пребывает с тобой. Христос - истина и жизнь, но Он же - и путь... Кажется, что можно усмотреть противоречие между евангельским духом любви и свободы (“Познаете истину, и истина сделает вас свободными”) и видимой церковной жизнью с множеством ограничений и запретов, но противоречие это мнимое. Слова Блаженного Августина “Возлюби Бога и делай, что хочешь” означают, что человек, последовательный в своей любви к Богу, не пожелает ничего, что было бы Ему противно; ключ здесь не в глаголе “хотеть”, а в глаголе “любить”. Свобода - это не отсутствие всяких границ, а сознательный выбор человека. Важно лишь знать, из чего выбирать. Если все известные пути приводят в тупик, это значит, что где-то есть другой, единственно верный, но по какой-то причине не известный нам.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева