Головокружительный аккордеон...

— Самара
 

Какие ассоциации возникают у вас, уважаемый читатель, при слове аккордеон? Скорее всего, вы вспомните разудалые русские частушки, да ещё “Подмосковные вечера”. При более длительной медитации, возможно, виртуозные пассажи Сергея Шуракова из “Аквариума”. А ведь аккордеон - инструмент удивительный и, можно сказать, головокружительный по своим возможностям. Его “голосу” - то нежному и напевному, то страстному и глубокому, а то лёгкому и летящему - под силу любой стиль: от классики до джаза. Аккордеон может всё. Если на нём играет Мастер. Самаре повезло, и такой человек у нас есть. Знакомьтесь: Александр Туболец, лауреат многих российских и международных конкурсов; именно его назвал своим преемником признанный мэтр аккордеона Валерий Ковтун.

 

О себе                    

 

- Я пока самарец с небольшим “стажем”. Родился в Пензе, вырос в Кузнецке. Там же окончил музыкальную школу по классу аккордеона, потом 4 года учился в музыкальном училище, и вот, приехал поступать в Самару, в Самарский педагогический университет. Ехал специально на курс профессора Аллы Михайловны Кац. Поехал бы к ней учиться в любую точку страны.

 

- Скажи, почему аккордеон? Ведь герой нашего времени - это, скорее, “парень с гитарой”?

- Ну, на гитаре играют многие, а на аккордеоне - единицы. У меня папа играл на гармошке и на баяне (сам выучился!), любовь к этим звукам мне по наследству, видимо, передалась. В школе я по собственному желанию записался в музыкальную студию и занимался на аккордеоне. Наверное, судьба.

 

      О судьбе

 

- Этот момент я помню как сейчас: в музыкальной студии я впервые увидел баян и аккордеон... Баян был такой маленький, скромненький, чёрненький с кнопочками.., а АККОРДЕОН! Большой, красивый, блестящий, красный, с иностранной надписью... Сразу всё и решилось.

 

 

“Победила ... Саша Туболец!”

 

- Наверное, у каждого в жизни бывают переломные моменты, которые определяют всю дальнейшую судьбу.           Я учился в школе с биологическим уклоном, собирался пойти в медицинский, стать врачом. Серьёзно занимался спортом (борьбой). Параллельно учился в музыкальной школе. И вот меня взял к себе на курс Владимир Петрович Алтухов. И с ним я стал готовиться к участию в    I Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. Взяли серьёзную программу, и... репетировал я с утра до вечера и с вечера до утра, в школу практически не ходил. Конкурс проходил в Самаре. Ваш город тогда произвёл на меня огромное впечатление: филармония, драмтеатр!

Закончился конкурс, заключительный день. Объявляют сначала дипломантов,     III место, II... Меня всё нет. И вдруг - “Первое место заняла...(пауза) Саша Туболец!”

Тогда я был самым счастливым человеком в мире.      И домой я приехал с готовым решением посвятить жизнь музыке. И я очень благодарен своему Учителю за то, что он помог мне осознать своё призвание.

 

     О конкурсах.

 

- Подготовка к конкурсу - это целое искусство, тут всё сливается воедино: и работа педагога, и твоё мастерство, твой опыт, твоё настроение.     А ещё очень много зависит от везения. Это как у фигуристов - ты год готовился, тренировался, а выступление длится всего-то три минуты. И за эти три минуты всякое может случиться. Так и у музыкантов. Бывает, играешь и думаешь - это уже не я играю, если я сейчас “включу” голову, то я пропал, просто остановлюсь... Иногда доигрываешь и думаешь: Господи, это - чудо. Наверное, это Он доиграл, а не я. Это - вещи высшей материи, их трудно объяснить словами.

Музыкант - это тот же актёр: он так же вживается в образ; в ту музыку, которую играет, переживает вместе с ней - тогда и зритель это чувствует. А если выходит человек и начинает, что называется, “чесать” на инструменте...

 

- Значит дело не в технике?

- Без неё нельзя, конечно. Но это лишь средство. Музыкант играет не руками, а головой.

 

Слово об инструменте

 

- Аккордеон - инструмент сложный. Какие у вас с ним отношения?

- Любой инструмент - сложен. Та же дудочка. А возьмём незамысловатый варган - я был поражён, когда узнал, что есть народные артисты, которые играют на варганах. И как играют - фантастика! А что касается аккордеона, знаю одно - он не выносит неуважительного отношения к себе.

 

- Я слышала, что хороший аккордеон стоит где-то около 4 тыс. у.е...

 

- Я бы сказал - около         6 тыс. долларов. Хороший инструмент - это мечта. Кому-то дарят спонсоры, кто-то старательно откладывает. Сейчас у меня итальянский аккордеон Scandalli. Инструменты этой фирмы считаются одними из лучших. На аккордеонах Scandalli играли Сергей Арафаилов, Валерий Ковтун. Я за своим специально в Москву ездил. Ему уже почти 20 лет, но звучит хорошо - мягко, бархатно. Хотя... что скрывать, инструмент хотелось бы поновее. Например, есть у меня давняя мечта: сыграть одну пьесу Юрия Дранги, а там, в начале, звучит тихое piano, и аккордеон играет, подражая домре. На своём аккордеоне я эту вещь сыграть не могу - эффект будет не тот.

 

О музыкальных  пристрастиях

 

- Одно из первых ярких музыкальных впечатлений - Бетховен. Помню, прослушал какую-то сонату, и после этого обратил внимание на классику. В юности переслушал много разной музыки. Сейчас очень нравится джаз. В джазе есть всё. Я восхищаюсь джазовым даром - даром импровизации, могу сравнить его только с композиторским талантом. Стараюсь не пропускать ни одного значимого события, благо Самара на них богата.

И родился ансамбль!

 

- Сначала мыслей об ансамбле не было. Просто как-то раз Сергей Войтенко пригласил меня на юбилей “Нон-Стопа”. На выступление в филармонию я позвал музыкантов. Собрались, отрепетировали, сыграли. А чуть позже Сергей пригласил нас в тур по городам Самарской области, выступить в рамках фестиваля “Виват, Баян!”. Мы подготовили целое отделение. Первый концерт был в Тольятти, в филармонии. Выступили хорошо, удачно; а после выступления, как водится - банкет.   И вот мы зашли так скромненько, бочком всё-таки “большие” люди собрались... И вдруг! Весь музыкальный бомонд встал и аплодировал нам стоя; отзывы были просто восторженные. Для нас это был, конечно, шок: мы такой реакции не ожидали. После этого события пришло решение создать ансамбль.

 

- А возможно ли оценить ваш уровень игры человеку, скажем, без музыкального образования?

 

- Так это самая важная оценка! Именно в этом “нравится - не нравится - как всё это сделано.” Для меня самая высокая оценка, когда после концерта подходят люди с “круглыми” глазами и говорят: “Знаете, я никогда музыкой не занимался, и на концерт попал случайно... я и подумать не мог, как это здорово! Я думал, на аккордеоне только частушки играют.”

 

- За рубеж выступать ещё не зовут?

 

- Ничего не скажу на этот счёт, чтоб не сглазить. А вот осенью нас пригласил на свой фестиваль баянист Андрей Кокорин (г.Омск). Так что собираемся на гастроли в Сибирь.

 

- Есть ли у вас диски, и как обстоят дела с раскруткой?

 

- Пока что сами сделали демо-записи, записали DVD - дарим друзьям, поклонникам, слушателям. Будет возможность, конечно, запишемся на хорошей студии. Но это - большие деньги и очень много времени, а пока - ни того, ни другого. Что касается раскрутки - всё в наших руках.

 

- В чём ваша - как это модно сейчас называть - миссия?

 

- Если громко сказать - продолжать традиции направления аккордеона на эстраде. И делать это на высочайшем уровне, с живыми музыкантами. Такая музыка была популярна когда-то. А сейчас... музыка-то есть, но мы её не видим. На поверхности другое - “Фабрика звёзд”, к примеру. В прошлом году в Самару приезжал Валерий Ковтун - аншлаги! О чём это говорит? О том, что людям нужна живая настоящая музыка. Я уверен, тот зритель, который сегодня идёт на группу “Корни”, завтра повзрослеет и поумнеет. И пойдёт в филармонию и драмтеатр. Так должно быть. И я верю, что так и будет.

Автор: Екатерина Елизарова


Автор:Екатерина Елизарова