Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Самарская опера во всей своей красе

— Самара

                                                             Самарская опера во всей своей красе

Завершена длившаяся четыре года реконструкция первого пускового комплекса здания Самарского академического театра оперы и балета. Именно так обозначил особенность «текущего момента» генеральный директор агентства технического надзора областного министерства строительства и ЖКХ Дмитрий Мороз. Этот комплекс включает зрительный зал, центральное фойе, а также правое крыло здания, где размещаются балетные залы.

Сооружённое в 1930-е годы на центральной площади города здание Дворца культуры имени Куйбышева всегда было одной из основных архитектурных меток областного центра. С ним связаны многие важные события в культурной жизни Куйбышева-Самары, в числе которых работа в годы войны эвакуированного Большого театра СССР, состоявшаяся 5 марта 1942 года мировая премьера Седьмой – «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в присутствии автора, а в самом конце прошлого столетия – мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного», осуществлённая под художественным руководством Мстислава Ростроповича.

Конечно, время берёт своё. Здание давно нуждалось в кардинальной реконструкции и обновлении в соответствии с новыми требованиями, соответствующими современным эстетическим и техническим стандартам, а также нормам обеспечения безопасности людей.

Внешне огромный серый фасад здания остался неизменным, но достаточно переступить порог парадного подъезда, чтобы оценить произошедшие внутри изменения. Театр, как принято говорить, начинается с вешалки. Теперь гардероб размещается в нижнем этаже, которого раньше вообще не существовало. Здесь много зеркал, имеются кабины для переодевания публики, рядом – современно оборудованные туалеты. Одна из технических новинок – приспособленность здания для людей с ограниченными возможностями. К парадному подъезду ведут пандусы. Заехав на колясках в вестибюль, оборудованный раздевалками и туалетными комнатами, на специальных лифтах они могут подняться на уровень партера. А в зрительном зале на месте лож бенуара выделены площадки, с которых они будут смотреть спектакль.

Завсегдатаи театра сразу обратят внимание на то, что, несмотря на значительный объём строительных работ, многие интерьеры сохранили свои объёмы и конфигурацию и вполне узнаваемы. Это относится в первую очередь к вестибюлю и центральному фойе бывшего бельэтажа с рядом массивных колонн и расположенной по его периметру балюстрадой. Но кардинально преобразился декор интерьеров, в котором использованы современные отделочные материалы. Много мрамора, лепнины, позолоты, всевозможных украшений. Так, в огромных выходящих на площадь окнах фойе английские витражи, наборный паркет с декоративным орнаментом придаёт фойе дворцовый вид. Роскошные хрустальные люстры изготовлены зарубежными фирмами – мировыми лидерами, украшающими своими изделиями лучшие европейские театры.

Но, конечно, главное – зрительный зал и сцена, которые преобразились до неузнаваемости. Канул в Лету огромный «клубный» зрительский амфитеатр с нависающим над ним балконом. Теперь в зале – классическое обустройство: партер и три яруса. Вместимость зала практически такая же и составляет 1144 человека. Появился и традиционный атрибут интерьера – центральная ложа. Зрительный зал стал выше на восемь, а сцена – на двенадцать метров.

Достаточно даже беглого взгляда на сцену, чтобы убедиться, что она стала намного больше по площади. Осталось прежним зеркало сцены, обрамлённое массивным декором. К сценической площадке примыкают два огромных «кармана», позволяющие в считанные секунды с помощью фур менять декорации. Пять сценических планшетов могут подниматься на высоту до трёх метров, образуя разнообразные «ландшафты». Имеется семь кулис, сложнейшее световое оборудование. Оркестровая яма также расширена, её основание может устанавливаться на нескольких уровнях. Для «подстраховки» смонтирована и современная усилительная аппаратура, которая может использоваться в случае необходимости.

При реконструкции здания приняты беспрецедентные меры по снабжению его средствами противопожарной защиты и сигнализации. Как отметили руководители работ, при функционировании этой аппаратуры абсолютно исключён человеческий фактор.

Много внимания было уделено акустическому обустройству зала, схемы которого в процессе работ несколько раз менялись. В конечном счёте, был избран вариант, предложенный одной из московских акустических лабораторий. Последние предварительные замеры велись, когда в зале уже были установлены кресла, а на сцене смонтировано всё оборудование. Результаты оказались обнадёживающими. Подумали и о комфортном размещении артистов во время спектаклей и концертов. Гримуборные солистов снабжены душами и туалетами.

Проектировщики постарались как можно изощрённее украсить интерьеры здания. При этом вопрос о нынешней стилистике декора здания, в котором ранее царила строгая неоклассика, остаётся открытым. Очевидно, что интерьеры оформлены в самых разных стилях, и ко всему этому старожилам – завсегдатаям театра нужно ещё привыкнуть.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов