Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Французский акцент

— Самара

                                                                              Поволжские сезоны Александра Васильева

Юбилейный – десятый фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» совпал с перекрёстным годом Россия-Франция, и поэтому одним из его основных лейтмотивов стала тема Франции, её культуры и традиций. Торжественности события способствовало то, что самарский фестиваль стал единственной акцией подобного рода, официально включённой в программу интернационального года в разделе «Мода».

Не стоит забывать, что и сам Александр Васильев – российский парижанин, имеющий высокую репутацию историка моды, сценографа, коллекционера и автора популярных книг по истории моды, является представителем как российской, так и французской культурной интеллигенции. В адрес Васильева пришло благодарственное письмо от посольства Франции в России за его вклад в сотрудничество между двумя странами.

Юбилей «Поволжских сезонов» – повод оглянуться назад и оценить некоторые итоги фестиваля. Вот несколько любопытных статистических данных. На десяти «Поволжских сезонах» были представлены работы 650 дизайнеров более чем из 30 городов России, в том числе практически из всех городов Поволжья. Отборочные комиссии отсмотрели более 3 тысяч эскизов и 620 коллекций, было проведено более 40 выставок, мастер-классов, презентаций и лекций. На фестивальных показах присутствовало более 10 тысяч зрителей.

За прошедшие годы фестиваль, который родился в недрах нынешнего Самарского архитектурно-строительного университета, радикально изменился по самой своей сути. Из молодёжной тусовки с не очень ясными очертаниями намерений её участников он превратился в достаточно солидную акцию, получившую известность в российском мире моды. Многое сделано и в методике подготовки фестиваля, и в организации показов дошедших до финала коллекций. Сегодня вся эта кропотливая работа, которой занимаются подлинные энтузиасты, по существу встала на профессиональные рельсы. Авторы проекта нынешнего фестиваля – Ольга Казак и Ольга Андреева.

Неизменный председатель жюри «Поволжских сезонов» – Александр Васильев. Благодаря включению фестиваля в программу перекрёстного года Россия-Франция в жюри удалось заполучить видного деятеля парижской моды Фредерика Арно – директора по продукции всемирно известного дома Nina Ricci. Членами жюри были также профессора доктор архитектуры Елена Ахмедова (Самара), Виктор Кузьмичев (Иваново), Татьяна Белько (Тольятти), представитель Igedo Company Галина Истомина (Москва), председатель Самарского отделения Союза журналистов России Ирина Цветкова и фотограф Олег Давыдов (Самара).

На первом – эскизном этапе отборочная комиссия просмотрела присланные из разных городов эскизы коллекций, половина из которых была пропущена на второй этап. Лучшие эскизы были выставлены в фойе КРЦ «Звезда», где проходили заключительные этапы фестиваля.

На предварительном показе было представлено 80 коллекций, из которых для финала жюри отобрало 34 коллекции дизайнеров из 12 городов.

Напомним, что фестивальные номинации определились уже на самых первых «Поволжских сезонах». Номинация «Костюм-реальность» нацелена на модели, имеющие коммерческую привлекательность и отличающиеся не только новизной идеи, но и качеством изготовления, номинация «Костюм – художественная идея» – на модели, в которых ощущается полёт фантазии и нестандартность мышления авторов. Менее определённой кажется ориентированная на эксперимент номинация «Перформанс». Перекликаясь во многом с предыдущей, она редко выходит успешной, поскольку её сверхзадача, очевидно, не совсем чётко осмысляется участниками фестиваля. Эксклюзивной для «Поволжских сезонов» является номинация «Театральный костюм».

Обычно драматургия финального показа вольно или невольно выстраивается по нарастающей от начала показа к его финишу. На нынешнем фестивале вышло наоборот. Практически все победители оказались в первой десятке участников финала.

Самой первой была представлена коллекция номинации «Костюм-реальность» под броским французским названием «Сherchez la «шарф» самарчанок Елены Ислямовой и Елены Чувилиной. Под мелодию популярной французской песни по подиуму продефилировали девушки в укороченных – как бы на французский манер – платьях неброских тонов, и одна – в длинном нарядном платье с огромным шарфом. Уже вторая коллекция самарчанок Дарьи Матвеевой и Ксении Подоляко «Дама из чемодана» в конечном счёте вполне заслуженно стала победителем в номинации «Перформанс». В ней – контрастная цветовая гамма насыщенных красного, чёрного и зелёного тонов и броские аксессуары – чемоданы и сумки.

Когда на подиуме демонстрировалась коллекция Анастасии Дуловой из Иванова «Вдоль по Питеру, по реке Неве», невольно подумалось, что она должна привлечь внимание французского мэтра Фредерика Арно: было в ней нечто «неуловимо французское»: бледноватые полутона цветовой гаммы, претендующие на особое изящество силуэты. Эта коллекция заняла первое место в номинации «Костюм-реальность», хотя, на мой личный взгляд, такие наряды не очень соотносятся с нашим реальным бытом. Это же, как показалось, относится и ко многим другим моделям, представленным в номинации «Костюм-реальность».

Не занявшие призовых мест коллекции этой номинации «Загородная прогулка» тольяттинки Екатерины Шастиной и «ДЖеМ» самарчанок Анны Горшкодер и Елены Одас Александр Васильев отобрал на московской конкурс моды «Русский силуэт» как достаточно практичные и перспективные для нашей современной жизни. Кстати, коллекция «ДЖеМ» была единственной, включающей модели для ребятишек, очень современно и даже элегантно смотревшихся в придуманных для них одеждах.

В номинации «Костюм – художественная идея» победила ещё одна «чисто французская», вызывающая откровенные балетные реминисценции коллекция Раs d’action Елены Лосевой и Юлии Подшиваловой из Тольятти.

В номинации «Театральный костюм» первое место заняла коллекция с малопонятным названием InDgin Ирины Косульниковой и Екатерины Щеголевой из Иванова, представившая компанию подчёркнуто развязных по манере поведения парней в неком «восточно-дикарском» облачении. Другой участнице номинации «Театральный костюм» – Марине Корневой из Ульяновска достался Гран-При за коллекцию «Плутни Скапена». На мой взгляд, это действительно лучшая коллекция нынешнего фестивального конкурса. В ней яркая театральность сочетается с предельно чёткими и колоритными метками мольеровской эпохи. Да и представлена эта коллекция была великолепно актёрами ульяновского «Не большого театра», которым руководит хорошо знакомый по своему становлению в «СамАрте» Эдуард Терехов.

Среди участвовавших в финале коллекций были и откровенно подражательные, прямолинейно указывающие на моду прошлых веков. Пример – «Готический профиль» Татьяны Арестовой и Елизаветы Стребковой из Белгорода. Слабое впечатление произвели коллекции «Масленица» Екатерины Ереминой из Энгельса и «Я люблю тебя, Россия» Ольги Катасоновой из Магнитогорска, напрямую, так сказать, в лоб, цитирующие национальный фольклор и некогда присущую нашей стране официозную плакатность. Несколько выбилась из визуального ряда коллекция «Мой робот. Романтика проводов» Екатерины Назаренко из Самары, живо напомнившая вычурные «перформансы» номинации «Новации» первых фестивалей «Золотая маска» начала 1990-х годов.

В отличие от прошлых «Поволжских сезонов» в финале нынешних не было ни одного автора-мужчины. А ведь на двух последних фестивалях именно мужчины-дизайнеры занимали самые высокие призовые места.

Обладательнице Гран-При вручена премия в размере 50 тысяч рублей, а авторы коллекции «Сherchez la «шарф» получили специальный приз Альянс Франсез – Самара: путёвку во Францию с предварительным прохождением фундаментального курса французского языка. Авторы многих коллекций получили призы от спонсоров фестиваля.

Вот что сказали о юбилейном фестивале мэтры жюри.

Александр Васильев: «Если сравнивать нынешний фестиваль с самыми первыми «Поволжскими сезонами», то это – небо и земля. Организаторы фестиваля научились составлять коллекции, поняли, что нужно соответствовать тенденциям моды, а не просто витать в облаках фантазий. Они научились работать над цветовой гаммой, над покроем одежды, над аксессуарами, отбором моделей, представляющих коллекции на подиуме. Иными словами, они обрели зачатки профессиональных навыков. Очень важно, что на нашем фестивале мне поручено отбирать коллекции для московского конкурса моды «Русский силуэт», а это шанс для участников, путь к миллионам зрителей. Конечно, мы все благодарны администрации Самарской области за финансовую поддержку фестиваля. Но в тонкости финансирования я не вникаю, чтобы не расстраиваться. Всё очень затратно. И постоянно идёт поиск спонсоров.

Пока что у участников «Поволжских сезонов», как и вообще у российских дизайнеров, нет коммерческой жилки. Они заранее знают, что их коллекции не будут продаваться, и творят на грани шоу. Мы боремся с этим как можем, пытаемся вернуть их на землю. Коммерческая жилка вообще не свойственна русскому народу. Иметь столько богатств в своей стране и жить так бедно. Впрочем, эта коммерческая жилка была уничтожена на генетическом уровне после октябрьского переворота. А поднять это с нуля невозможно. Российские модельеры должны начинать с нуля: придумывать новые модели и одновременно следить за рынком, понимая, что нужно теперешним потребителям.

Мода – это пятьдесят процентов творчества и столько же коммерции. Всё, что придумано дизайнерами, должно продаваться, иначе нет смысла этим заниматься. Я знаю, что в этом году организаторы фестиваля предпринимали попытки устроить продажу дизайнерской одежды, были и представители торговых площадей. Но оказалось, что продавать нечего. Даже в Москве модельеры думают только об одной коллекции, а не о серии. А магазинам нужны именно серии разных размеров, соответствующие разным климатическим условиям. Наши «Поволжские сезоны» этому учат. Нам нужна одежда с элементами креатива, имеющего национальный акцент, а не копии итальянских и французских моделей. Нужно создать новый стиль.

Некоторые участники нашего конкурса представили коллекции в стилистике известных домов моды. Им можно посоветовать попытаться послать свои эскизы во Францию. Так, сегодня в Доме «Шанель» кризис меховых дизайнеров. Поэтому их могут заинтересовать авторы представленной на нашем фестивале «меховой» коллекции. Может, их идею украдут, а, может, и пригласят к сотрудничеству. Стоит рискнуть».

Фредерик Арно: «Это мой второй приезд в Россию. В 2009 году я побывал в Москве и поэтому знаком со стилем работы русских модельеров. Рад, что в этот раз открыл для себя Самару – очень красивый город на Волге, в котором успел обнаружить бутики самых известных французских домов моды. Как член жюри с удовольствием комментирую свой выбор с французской точки зрения. Мне, конечно, не вполне знакомы проблемы, с которыми сталкиваются российские дизайнеры моды. Но какие-то проблемы есть во всех странах. Я согласен с Александром Васильевым, что в моде самое главное тиражирование коллекций, возможность их продаж. Именно в этом заключается моя работа во Франции: из единичного продукта сделать серию, не утратившую эстетику, стиль и качество оригинала, но адаптированную к потребителю. Думаю, что целью российских модельеров является не создание фальшиво-этнографических костюмов, а разработка коллекций, соответствующих стандартам мировой моды, с некими национальными изюминками. Конечно, мода – это полёт мечты, но это ещё и, образно говоря, десять минут блёсток на шесть месяцев работы».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов