
- Сергей Ольхов: «Селу нужен настоящий хозяин»
- Порт Находка, или Марьевские традиции гостеприимства
- Здесь будет город-сад!
- Создавать красоту – наша работа
- Высшая школа: интеграция для развития
- Горизонты университетского будущего Самары
- Молодая наука
- Инновационные проекты СамГУПС
- Развитие негосударственного сектора образования в России
- Мы научим самому главному
- Поздравления с 40-летним юбилеем Совета ректоров вузов Самарской области
- Итоги проведения XV Поволжской агропромышленной выставки
- Прогрессивное хозяйство
- ГУП СО «Усинское»: цели определены
- Юрий Башмет: «Мы знали, что затеваем хорошее дело...»
- Жизнеутверждающий талант
- На уровне абсурдистского стёба
- Samara. Summer. Sting
На уровне абсурдистского стёба
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2013 (сентябрь)
Ширяевская биеннале современного искусства, которая проходила с 9 августа по 9 сентября, была восьмой по счёту. Инициаторами этой акции являются местные художники Роман и Неля Коржовы – учредители «Центра современного искусства». По своей идеологии Ширяевская биеннале в наибольшей степени соответствует культивируемым на Западе тенденциям и приоритетам развития современного искусства, её проекты не случайно пользуются покровительством зарубежных учреждений, организаций и грантовых фондов.
Концепция нынешней биеннале, которая называется «Экран: между Европой и Азией», сформулирована кураторами в виде очередного столь любимого ими словесного ребуса: «где и как поле коммуникации переходит в демаркационную линию».
Основным проектом биеннале была международная творческая лаборатория в селе Ширяево – так называемый «эксперимент внедрения актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы».
Во всём этом безусловно присутствует элемент игры. Так, художники не просто живут в домах местных жителей, а «погружаются в локальную культурную ситуацию» – среду, «безотносительную и даже идеальную для художественного высказывания». А демонстрация публике проектов участников лаборатории – это так называемое «Номадическое шоу» – глубокомысленный намёк на характерный для древних азиатов кочевой образ жизни: слово «номады» означает «кочевники».
В последние годы ширяевские бдения участников биеннале дополняются параллельными программами в Самаре.
Невозможно, да и не имеет никакого смысла останавливаться сколько-нибудь подробно на всех акциях биеннале. Их с учётом разнообразных перфомансов, рождённых буйной фантазией ширяевских номадов-экспериментаторов, было несколько десятков. Всё это представляет интерес, в общем-то, для узкого круга лиц, изыскивающих подходящие для себя способы самовыражения и личного времяпрепровождения.
Сделаем исключение для одной из типичных для биеннале акций, которая прошла в интерьере галереи «Виктория». Проект «Вчерашние странники сегодня стали туристами?» шведского куратора Мартина Шибли является, по его мнению, своеобразным парафразом идеи знаменитого русского передвижничества конца XIX века в пространстве социальных и эстетических реалий XXI века.
Шибли утверждает, что участники проекта, как и их предшественники – русские передвижники, занимают активную общественную позицию, демонстрируя реалии сегодняшнего дня. Но нынешние последователи «вчерашних странников», путешествуя по миру с более интенсивной скоростью, «становятся по существу туристами и включаются в проекты с участием зрителя, где аудитория, с одной стороны, рассматривается как часть художественного проекта, а с другой, является конкретным реципиентом».
Диву даёшься, как любят кураторы современного искусства изощряться в словоблудии. На самом деле всё значительно проще. Нынешние «туристы» не в пример живописцам-передвижникам XIX века не обременены навыками академических школ, да и способы их самовыражения не имеют ничего общего с какими-либо школами. Это, как правило, спонтанная реакция на окружающую реальность, в том числе и на её социальные аспекты. Снабжённые арсеналом современных технических средств, они фотографируют, создают видеоинсталляции, сооружают «арт-объекты» из любых попавшихся под руку материалов и предметов. Всё это сиюминутно, не рассчитано на длительное музейное хранение и часто имеет целью просто привлечь к себе внимание, а порой – эпатировать зрителей: снимок кучки пустых банок из-под пива, занимающую целую стену аккуратно развешанную партию одинаковых роб, экспонат в виде стопки визиток – их владелец надеялся, что кто-нибудь обратит внимание на помещённый на них его электронный адрес. В центре одной из выгородок поместили выполненный в виде деревянной телеги помост. Когда на него поднимались открывающий выставку господин Шибли и местные устроители биеннале, которые пытались сквозь гудящие микрофоны что-то поведать активно общающимся друг с другом посетителям выставки, лично у меня возникало полное впечатление «того самого» броневика.
Всё это, и правда, не так уж серьёзно и должно восприниматься на уровне абсурдистского стёба. К тому же каждый входящий в галерею получил двухцветную листовку с настойчивым призывом улыбаться – везде и всегда, дабы «распространить хорошую атмосферу в Самаре и, как следствие, во всём мире».

Автор: Валерий Иванов