
- «А музы не молчали»
- Судьбы, объединённые войной
- «Как жаль вас всех…»
- Воспоминания без прикрас. История глазами непростого самарца
- «Эль Экспо»: Качество без компромиссов
- Лучший опыт – в Самарскую область
- Новокуйбышевский НПЗ выходит на новое качество
- Надёжный фундамент качества ООО «БИАКСПЛЕН»
- В борьбе за качество жизни
- Управлять качеством медицинской помощи – веление времени
- Оценка качества образования: системный подход
- «Золотое перо губернии - 2014»
- Перспективные проекты отрасли на выставке «Энергетика»
- Рождённые в сердце России
- В посёлке Усть-Кинельский состоялся VI форум «Поволжский Агросезон – 2015»
- Праздничный концерт, посвящённый годовщине присоединения Крыма и Севастополя к России
- Пасхальное послание Митрополита Самарского и Сызранского Сергия
Алла Набокова: «Счастливая»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2015 (апрель)
Так называется спектакль, поставленный для бенефиса актрисы в честь её 20-летия на сцене. Это серьёзный спектакль по рассказам Надежды Тэффи, известной юмористической писательницы.
Это спектакль о моих корнях, о моей бабушке, о моём детстве, обо мне, – говорит директор и артистка театра для всей семьи «Витражи» Алла Набокова, спустившись со сцены в опустевший после спектакля зрительный зал. Алла играла саму писательницу, а вокруг неё кружились Арлекины, Пьеро, Коломбины, которые создавали воспоминания, ассоциации, параллели, выстраивающиеся в мизансцены картин серебряного века...
И пока со сцены убирают декорации, мы говорим с Аллой о театре, о времени, о семье, о мечтах и, конечно, о счастье – о том самом счастье, которое, пронизав насквозь человеческую сущность, делает прошлое незабываемым, настоящее осмысленным, а будущее желанным.
Алла Набокова: В три года я сказала всем, что буду актрисой. Не знаю, откуда я это взяла, но я так всем заявила и всю жизнь себя к этому готовила. Родители были против поначалу, они у меня научные работники, дедушка – архитектор, и все думали, что я пойду в строительный институт. Чтобы их не разочаровать, я получила, правда, не строительное, а историческое образование, принесла им диплом, и тогда они разрешили мне заниматься тем, чем я хочу, и в дальнейшем всегда поддерживали меня в моих начинаниях. И я пошла в театр «Город» к Виктору Алексеевичу Тимофееву.
С&Г: Что-то мне подсказывает, что это был не первый Ваш театр…
Алла Набокова: Да, первый был в детстве, – смеётся актриса. – Дедушка пожертвовал мне свой старенький гараж, там открывались ворота – и был театр. Всех друзей-подружек я заразила своей идеей, они были артистами, а все взрослые родственники и соседи обязаны были быть зрителями. Мы рисовали для них пригласительные билеты, а потом бегали и всем их вручали.
С&Г: Не удивительно, что Ваш взрослый опыт создания театра получился таким успешным – с такой-то репетицией...
Алла Набокова: Тут хочу сказать, что многим я обязана моему учителю Виктору Алексеевичу Тимофееву, это он всему научил меня в своем театре «Город», из которого мы в составе шести человек и вышли, чтобы создать театр «Витражи». Это было ровно 20 лет назад. Потом в силу разных причин из тех «шестерых смелых» осталась одна я, а театр вот, как видите, живёт и развивается. В 2010 году даже получил статус муниципального.
С&Г: А с какого спектакля всё начиналось, помните?
Алла Набокова: Конечно. Первый спектакль назывался «Жила-была девочка», мы сочиняли его вшестером. Он был об избалованном ребёнке, вокруг которого прыгают бабушка, дедушка, папа, мама и даже дядя. Показывали мы его не где-нибудь, а во Дворце культуры «Звезда», мы тогда сотрудничали с ЗИМом. Зал огромный, но мы смогли заполнить его своими фантазиями, энтузиазмом и любовью к театру…
С&Г: Как изменился театр с тех пор?
Алла Набокова: Мы создавались как театр для детей и молодёжи, тогда это было актуально. И как витражи складываются из разных стёклышек в одну картинку, так и мы, разные, соединялись в единую художественную реальность. Сейчас мы позиционируем себя как театр для всей семьи. В наше время ценность семьи как-то пошатнулась, а хотелось бы её вернуть. И мы, знаете, не за коллективные школьные походы, а за семейные. Соучастие в искусстве объединяет взрослых и малышей. Я вот вспоминаю своё детство – папа часто читал нам с мамой вслух.
С&Г: И тема патриотизма тоже затронута в Вашем театре...
Алла Набокова: Мы даже награждены грамотой Сергея Шойгу за патриотическое воспитание детей и молодёжи. У нас есть спектакль «За Родину» по советской детской литературе – Лев Кассиль, Александр Твардовский и другие.
С&Г: Многие постановки в Вашем театре основаны не на драматическом материале, а на прозе или поэзии. Кто же автор?
Алла Набокова: Это наш художественный руководитель Станислав Горковенко, ученик Петра Львовича Монастырского. Он пришёл к нам в театр в 2004 году как актёр, через год стал режиссёром, а затем и художественным руководителем. Он сам горит идеями и зажигает нас. Мы между собой знаем, что он гений. Он делает огромную работу – пишет сценарии, подбирает музыку, выстраивает сценографию (по первому образованию он художник).
С&Г: Вы соединяете две совершенно разные роли в театре – роль директора, за которую получили недавно звание «Женщина года», и артистки. Какая из Ваших актёрских работ самая любимая?
Алла Набокова: Это роль Палаги в спектакле по Сергею Есенину «У белой воды». Хотя Палага – это не я. Но она меня зацепила… Вообще я люблю этот спектакль, люблю Есенина. У нас в театре есть особенность – когда мы работаем над спектаклем, погружаемся в тему, много читаем не только произведения автора, но и об авторе. Есенин глубоко изучал русскую культуру. У него есть работа «Ключи от Марии». Мария – душа. Работа очень серьёзная, поначалу трудно её постичь. В этот спектакль мы привнесли русские обряды, песнопения, сакральные вещи, связанные с рождением, взрослением и становлением женщины. И спектакль у нас получился о России с женским лицом.
С&Г: А если о Вашей личной женской судьбе говорить, она как сложилась?
Алла Набокова: Счастливо. Моя женская судьба вся в театре, и сын здесь работает, и муж (художественным руководителем театра «Витражи» Станиславом Горковенко – прим.) Мы всегда вместе и заражены одной идеей.
С&Г: Что, и даже в творчестве споров никаких не возникает?
Алла Набокова: Спор у нас только один: «Брось эту дурацкую директорскую работу, она тебя разрушает!» – «Не могу, надо отчёты в департамент делать!» (Смеётся). А в творчестве споров нет. Я убеждена, что мой муж – гений, и полностью доверяю ему как режиссёру.
С&Г: А дома? Например, куда поехать в отпуск? Неужели и в этом вопросе согласие?
Алла Набокова: Поездки у нас тоже связаны с театром – ездим или на фестивали, или на гастроли. А хобби у нас одно на двоих – если удаётся, любим отдыхать с друзьями на берегу Волги, в палатке, у костра. Когда над тобой звёзды, а рядом берег реки... Такое чудо наша заволжская природа! Любим читать вслух. В прошлом году выезд у нас был посвящён Алексею Толстому, его «Заволжским рассказам». Вот она, мечта – и мы, и Волга, и Толстой!
С&Г: Так, одну Вашу мечту я уже знаю...
Алла Набокова: А главная моя мечта – это своё здание для театра. Мне так и видится, какой построят для нас дворец, и какое у нас там будет фойе, и какие мы будем делать там тематические инсталляции перед каждым спектаклем – не просто выставки, а инсталляции, то есть живые картины, чтобы зритель погружался в атмосферу прямо со входа в театр. Очень хочется свой дом… Иногда думаю о том, что ничего не бывает случайно. Вот у меня есть целая коллекция новогодних домиков, таких ёлочных игрушек. Их так много, что уже надо ставить две ёлки, чтобы всё это разместить. Из разных материалов: и стекло, и бумага, и металл, и пластик, и кожа. И вот, представляете, мы ставим спектакль «Счастливая», а там героине задают вопрос, боится ли она смерти, и она отвечает: «Нет, у меня есть домик, который я нарисовала». Дом, в котором я могу утвердить жизнь. Дом, откуда мы все родом. Мне сделали реквизит – домик, в котором светятся окошечки, который я держу в руках. Это спектакль обо мне. Его героиня говорит: «Я счастливая!» Да, я счастливая...
Автор: Ольга Кувичка