
- «А музы не молчали»
- Судьбы, объединённые войной
- «Как жаль вас всех…»
- Воспоминания без прикрас. История глазами непростого самарца
- «Эль Экспо»: Качество без компромиссов
- Лучший опыт – в Самарскую область
- Новокуйбышевский НПЗ выходит на новое качество
- Надёжный фундамент качества ООО «БИАКСПЛЕН»
- В борьбе за качество жизни
- Управлять качеством медицинской помощи – веление времени
- Оценка качества образования: системный подход
- «Золотое перо губернии - 2014»
- Перспективные проекты отрасли на выставке «Энергетика»
- Рождённые в сердце России
- В посёлке Усть-Кинельский состоялся VI форум «Поволжский Агросезон – 2015»
- Праздничный концерт, посвящённый годовщине присоединения Крыма и Севастополя к России
- Пасхальное послание Митрополита Самарского и Сызранского Сергия
Оценка качества образования: системный подход
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2015 (апрель)
Наша задача – дать системе образования новое качество при сохранении лучших традиций (Владимир Пылёв).
Одним из приоритетов национальной образовательной политики является развитие системы оценки качества образования. Для успешного управления образованием необходимы объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях, о тенденциях её развития.
В настоящее время разработка подходов к оценке качества образования в России и за рубежом осуществляется, прежде всего, через систему национального, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках национального экзамена (например, ЕГЭ в России), а также посредством научно-практических разработок (проектов), осуществляемых как на национальном, так и на региональном уровнях. В рамках вышеозначенных тенденций и в соответствии с документами федерального уровня осуществляется развитие системы оценки качества образования и в Самарской области.
В частности, осуществляется развитие системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями, посредством передачи различных полномочий попечительским советам. В их числе определение критериев оценки эффективности (качества) деятельности работников (прежде всего, педагогических) образовательных организаций (на основе критериев, рекомендованных на уровне региона), а также утверждение значений показателей эффективности (качества) деятельности образовательного учреждения в целом и его руководителя в частности.
Важным этапом на пути развития региональной системы оценки качества образования Самарской области стало утверждение приказом министерства образования и науки Самарской области от 29.04.2014 № 192-од «Положения о региональной системе оценки качества». Основными принципами, заложенными в данный документ, стали:
– открытость, прозрачность процедур оценки, доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
– объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
– реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
– инструментальность и технологичность используемых показателей;
– сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами.
Оценка качества образования должна осуществляться посредством различных процедур контроля и оценки. В их числе: государственная аккредитация образовательных организаций, государственная итоговая аттестация выпускников, контрольно-надзорная деятельность, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинг и экспертизы образовательной деятельности.
Вышеуказанный документ стал логичным продолжением деятельности в рамках системы оценки качества образования, осуществлявшейся в предшествующие периоды. Так, с начала 2000-х годов в Самарской области на регулярной основе проводятся такие исследования в рамках оценки качества образования, как: международные исследования (PISA, PIRLS, TIMSS), государственная итоговая аттестация в форме и по материалам ЕГЭ, мониторинговые исследования.
Сейчас на основе документов федерального уровня (Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597, Постановлений Правительства РФ от 30.03.2013 №286 и от 05.08.2013 №662, Федерального закона РФ от 21.07.2014 №256-ФЗ и др.), обеспечивается дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования, прежде всего, в отношении формирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и процедур их самообследования.
В 2014 году в Самарской области завершена апробация модели региональной системы квалификационной аттестации (РСКА), предусматривающая проведение квалификационного экзамена по профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных образовательных программ при непосредственном участии работодателей в условиях реального производства или максимально приближенных к ним. Приказом министерства образования и науки Самарской области от 16.07.2014 года №229-од утверждено Положение о региональной системе квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.
Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.07.2014 №400-р утверждены: Перечень профессий и специальностей СПО для квалификационной аттестации по профессиональным модулям, Макет комплекта оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональному модулю и Шкала перевода результатов квалификационной аттестации по профессиональным модулям.
Являясь составной частью региональной системы оценки качества образования Самарской области, РСКА обеспечивает внедрение следующих изменений:
– создание организационно-методических условий для развития сетевых форм взаимодействия профессиональных образовательных организаций (ПОО);
– обеспечение гарантированного качества рабочих программ профессиональных модулей посредством организации их комплексной экспертизы и отбора на региональном уровне;
– организация внешней, не зависимой от исполнителя образовательной услуги, оценки квалификаций и компетенций обучающихся;
– унификация процедур, методов и материалов оценки квалификаций и компетенций обучающихся в процедуре квалификационного экзамена;
– стандартизация оценочного инструментария;
– подготовка экспертов-экзаменаторов и организаторов квалификационных экзаменов для осуществления оценочных процедур;
– создание условий и регламентов для регистрации образовательных результатов по профессиональным модулям в региональной системе профессионального образования;
– создание условий официального признания освоенных обучающимися итоговых образовательных результатов, реализуемых ПОО в сетевой форме.
В результате разработано, апробировано и утверждено нормативное и организационно-методическое обеспечение РСКА, создана региональная база программ по профессиональным модулям (60 программ), разработаны комплекты оценочных средств по профессиональным модулям для использования в рамках РСКА (50 комплектов по 15 профессиям и специальностям).
Ожидаемые эффекты:
– соответствие качества подготовки кадров в ПОО квалификационным требованиям работодателей и стратегическим направлениям развития региона;
– эффективная реализация федеральных государственных образовательных стандартов;
– развитие непрерывного профессионального образования для кадрового обеспечения социально-экономического развития Самарской области;
– обеспечение академической мобильности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия ПОО.
Три ПОО среднего профессионального образования (Поволжский государственный колледж, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Тольяттинский политехнический техникум) внедрили системы менеджмента качества по стандартам ИСО, что позволяет постоянно улучшать содержание и качество подготовки обучающихся под конкретные требования заинтересованных работодателей, чётко распределить ответственность и полномочия сотрудников, обеспечить систематический мониторинг качества работы структурных подразделений и преподавательского состава, совершенствовать организацию учебного процесса, обоснованно планировать финансовые средства на развитие.
Благодаря внедрению таких систем в образовательных учреждениях создаётся полноценный внутренний инструментарий контроля и оценки качества образовательной деятельности, отвечающий современным международным стандартам и требованиям рынка труда.
Более того, изменчивость требований рынка труда и законодательства заставляет образовательные учреждения быстро перестраиваться, открывать новые востребованные специальности и экспериментировать с формами обучения, обновлять нормативную и лабораторную базу и повышать уровень компетентности преподавательского состава, обеспечивать набор учащихся. При всём этом строго соблюдать требования государственных образовательных стандартов.
Автор: Министерство образования и науки Самарской области