Оглавление
Книга – 2011
Оглавление
Женское дело

Елена Борискина

— Самара

Елена Бористкина

Её решения – закон, подчинение – беспрекословно для сотен суровых мужчин, прошедших штормы и форс-мажоры, неизбежные на великой Реке, да и на водных путях поменьше. Она отвечает за всё и всех не только в Самарском филиале компании, которым руководит бессменно со дня её образования в 2000 году, но и в Нижнем Новгороде, где с 2007 года является генеральным директором.

Она – Елена Борискина, изящная, интеллигентная, всегда стильно и модно одетая, любящая театр и классический балет.– «Волга-Флот-Тур» по всем параметрам занимает лидирующие позиции, и, казалось бы, теперь наступиловремя спокойной, размеренной жизни. Но одно из Ваших любимых – высказывание Сенеки: «Кто никуда не плывёт – у того не бывает попутного ветра»…

– В ответ процитирую другое высказывание, уже китайского мудреца: «Только развитие есть истина». В каждом деле, начиная с бизнеса и заканчивая любыми жизненными ситуациями, неизменно действует правило: если человек перестаёт куда-то стремиться, идти вперёд, завтра он оказывается за бортом активной жизни.

Ведь жизнь, как река, такая же изменчивая и разная в каждый кратчайший отрезок времени. И потому только развитие, только рост – единственный путь к эффективной работе компании. Для любого живого организма, каковым в данном случае и является «Волга-Флот-тур», нет предела совершенству, а, значит, есть куда плыть. В моём представлении это та истина, которая не нуждаетсяни в защите, ни в доказательствах. Как и в предшествующие годы, сегодня необходима чёткая стратегия развития компании, поэтому особое значение я придаю обучению персонала. Раньше не было факультетов, целенаправленно готовящих специалистов туристического бизнеса, но фундаментальное базовое высшее образование наши политехнический, авиационный, плановый институты давали очень достойное. Мне есть с чем сравнивать: я училась в Англии и Японии. Сейчас, кроме базового, назрела необходимость получения специализированного образования, и потому наша компания создала свою систему обучения практически для каждого сотрудника. Часть из них будет учиться за счёт «Волга-Флот-тур».

– А какой ветер занёс Вас, женщину, в такой сугубо мужской бизнес?

– Считаю, что многих успехов в работе добиваюсь потому, что никогда не забываю, что я – женщина. И не позволяю забыть об этом никому из окружающих меня мужчин. В моём присутствии непозволительна ненормативная лексика ни при каких обстоятельствах, мне не забывают подать руку, когда выхожу из машины или спускаюсь по трапу, сделать комплимент. Мужчины чётко понимают, что я не только руководитель, но и прежде всего – женщина.

– Мужчинам всегда непросто подчиняться женщине, а уж на флоте

– Необходимо создать сплочённую команду единомышленников, добиться с нею неоспоримого успеха, и в этом случае отпадает необходимость кому-либо доказывать, что ты по праву занимаешь пост генерального директора. В детстве я хотела стать и журналистом, и экскурсоводом, и врачом. Но закончила электротехнический факультет политехнического института, и теперь счастлива, что получила именно инженерное образование. Нас учили логически мыслить, смекалке, системному подходу к делу – качествам, необходимым в любом бизнесе. Я работала в проектном институте, но очень любила общаться с людьми и путешествовать, поэтому прошла обучение на курсах экскурсоводов, руководителей туристических групп. В свободное от основной работы время водила экскурсии по городу, во время своих отпусков с группами туристов объездила весь Советский Союз. Таким образом, приобрела колоссальный, бесценный опыт общения с самыми разными людьми и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях. И тогда же научилась принимать решения не только за себя, но и за других людей.

Когда разрушился Советский Союз, я была одной из первых, кто открыл собственную фирму – в моём случае туристическую. Незадолго до этого родила дочку и уже через призму материнства с ужасом наблюдала за тем, что происходит в стране. Кровь с экрана и на мостовой неподалёку от дома, где жила, палатки с товарами, заполонившие улицу Ленинградскую, а рядом бритоголовые, страшные, матерящиеся люди. И в таком мире должна расти и жить моя девочка? Я собрала оставшихся не у дел лучших экскурсоводов и возобновила тематические экскурсии по городу. Как и многие, я была воспитана на хороших книгах, театрах, балетах, пионерских лагерях, музыке (закончила музыкальную школу), и мне хотелось показать детям, что всё ещё существует доброе, прекрасное и чистое. Мы ходили по школам и предлагали провести различные экскурсии для учеников. Так было положено начало моему бизнесу.

Через некоторое время решила взять в аренду теплоход. Без копейки денег (на экскурсиях ведь много не заработаешь), без связей пришла в почти разорённое волжское пароходство и попросила судно. Наверное, я так горячо убеждала руководство в необходимости получения теплохода в аренду, что мне пошли навстречу. Теплоход пришёл в Самару, и на мне повисли мил-ли-о-ны! Фрахт пассажирского судна стоил миллионы рублей и раньше и сейчас. Такой навигации, как та, моя первая в 1993 году, не было больше никогда. Моя навигация заслужила только слов в превосходной степени! Наверное, в этом и удача присутствовала, но я вложила столько сил, чтобы провести её достойно. Каждый день, не позже семи утра, я и мои сотрудники садились в трамвай и поочередно объезжали самарские заводы: Кабельный, «моторостроитель», 9 гПз. Приходили в профкомы и убеждали, что на нашем теплоходе сотрудники завода замечательно отдохнут и с нами нужно подписать договор на сотрудничество. Первой согласилась закупить путёвки Кабельная компания. После навигации появились деньги, на которые мы сняли приличный офис, купили компьютер, факс, ещё какую-то оргтехнику. Так началось наше восхождение. В 1999 году новые собственники выкупили акции волжского пароходства и решили на его базе создать собственную туристическую компанию. На собеседование прибыли все ведущие туроператоры России. Я пришла последней, говорила о мерах, которые, на мой взгляд, необходимо предпринять, чтобы возродить речной туризм. Из кабинета вышла в шоковом состоянии, сразу утверждённой в должности директора самарского филиала компании «Волга-Флот-тур». В меня поверили, помогли, поддержали. И результаты навигаций, которые я проводила уже в новом качестве, намного превысили самые оптимистичные прогнозы. А с 2007 меня назначают генеральным директором компании «Волга-Флот-тур»!

– Вашей дочери 16 лет. Каким Вам видится её будущее?

– Надеюсь, что дочь уже прошла все «прелести» переходного возраста. Она развита интеллектуально, сдержанна, чётко выражает свои мысли, любит и умеет хорошо общаться. Не пай-девочка, не зубрила-отличница – нормальный ребёнок. К своей радости, вижу, что дочь выросла доброй, чувствительной, способной на верную дружбу, и эти же её душевные качества меня тревожат. Потому что слишком добра, слишком ранима, а жизнь гораздо жёстче и несправедливей, чем хотелось бы. Надеюсь, что в моей дочери есть тот стержень, который не позволит ей сломаться во взрослой жизни. Не без моего чуткого влияния она решила поступать в Госуниверситет на факультет управления. Изменится ли её решение, когда придёт пора выбирать свой путь? Время покажет. Недавно пришла с работы очень уставшая и услышала: «Мамочка, как я тебя люблю!» Значит, всё не зря.

А корабль плывёт