Счастье жить для других

— Самара

Журнал «Леди-клуб», номер 1#2014 (апрель)

В 2013 году лауреатом престижной общественной Акции «Благородство» стала директор школы №139 городского округа Самара Ирина Раткевич.

Ирина Раткевич, директор школы №139 городского округа Самара

Не каждому под силу

В торжественный день присутствующим в зале запомнились её ответные слова. Ирина Викторовна говорила о главной теме жизни – о детях, и о том, почему пять лет назад она взялась за реализацию модели инклюзивного образования. «Дать несколько лет счастья ребёнку с ограниченными возможностями здоровья» – эта мысль прозвучала в её словах.

На самом деле, трудно передать чувства, которые вложены в сердце влюблённой в своё дело женщины. Её речь многих растрогала до слёз, равнодушных не было. Хотя желающих повторить её профессиональный подвиг не так уж много. Во всяком случае, в городском округе Самара подобного опыта в других общеобразовательных учреждениях нет. Собственно, такая работа не каждому под силу.

Стоит ли объяснять, каких трудов стоило привести в соответствие требованиям общеобразовательную школу, где не было ничего для беспрепятственного доступа – ни пандусов, ни лифтоподъёмников, ни транспорта для ребятишек? Ирина Викторовна вспоминает, как встревожилась заместитель директора по хозяйственной части Капиталина Михайловна Решетова, узнав, что в школе будут учиться дети-инвалиды. На её плечи как раз ложился весь груз по техническому обеспечению. В принципе, первую реакцию всего коллектива иначе как «немой сценой» не назовёшь. Но директор знала: «девочки» её поддержат и не подведут. Не то чтобы «приказы командира не обсуждаются» – обсуждаются ещё как! – тут же, за традиционным чаепитием в кабинете руководителя – море сомнений и вопросов. Но – они привыкли доверять своему директору.

Путь к толерантности

Безусловно, для того чтобы решиться на столь ответственный шаг, нужны были предпосылки. Школу №139 Ирина Раткевич строила «с первого камня» и принимала первых ребятишек. Двадцать пять лет в должности директора она постоянно совершенствовала учебно-воспитательный процесс. Ничего бездумного или наносного – ради того чтобы заявить о себе или создать имидж: осторожно и взвешенно внедряла на традиционную почву пропущенное через сердце новшество.

«Самарская область одной из первых в стране разработала положение об организации интегрированного образования, это нам помогало. Минус – отсутствие реальной практики, поэтому приходилось самостоятельно изучать тематическую литературу, чтобы выработать оптимальную концепцию, – рассказывает Ирина Викторовна. – Нужно было обучить педагогов, я понимала, что учитель должен совмещать два таланта – профессиональный и человеческий. Но прежде всего – создать добрую атмосферу, расположенную принять таких ребятишек».

По большому счёту, педагогический коллектив был готов к этой ответственности. Уже был накоплен опыт работы в статусе общественно активной школы, было признание на уровне России за воспитательную работу. Вопросам толерантности здесь придавали большое значение, именно формированию культурной основы межличностных отношений. Учащиеся активно занимались волонтёрской работой и акциями милосердия, а на «Уроках добра» размышляли о человеческих ценностях.

Сложность в том, что долгое время в нашей стране умалчивали о проблемах людей с физическими недостатками. Теперь, когда они включаются в мир, нередко приходится сталкиваться со злой или циничной реакцией обычных людей. Это помимо того, что каждый их шаг сопряжён с мучительным преодолением.

Счастье жить для других

Однажды инвалиды-колясочники, приглашённые на «Урок добра», предложили любому ученику сесть в коляску и попробовать включить свет в кабинете. И надо было оказаться на месте «инвалида», чтобы понять, насколько трудно даётся простое действие.

Особая этика формировалась не один день. Это сейчас дети с ОВЗ стали равноправными членами школьной команды, где другие сверстники помогают им адаптироваться в школе и оказывают всяческую поддержку. А вначале – каждому пришлось подумать о себе и о жизни, переоценка ценностей произошла у всех. По сути, тогда Ирина Раткевич выстраивала в школе систему гуманной педагогики.

По мнению коллеги Нателлы Комаровой, директору удалось создать необходимые условия и замотивировать учителей на продуктивную работу: «Ирина Викторовна – ищущий и думающий руководитель, она чутко относится и к детям, и к педагогам. В школе сложился стабильный коллектив, способный решать сложные задачи. Не случайно учителя говорят: «От Ирины Викторовны просто так не уходят. Работать рядом с ней интересно и спокойно».

Красота – категория нравственная

К чему лукавить, не всегда команда идёт за руководителем. И тут, наверное, уместно сказать о редко встречающихся в наше время качествах личности.

Одна из её коллег и подруг вспоминает ситуацию из своей жизни, когда она невольно оказалась персоной нон-грата: «Со мной боялись общаться директора школ, мне перестали звонить прежние друзья. А с  Ириной Викторовной мы были просто знакомы. И когда совершенно случайно встретились, она как ни в чём не бывало поприветствовала, обняла меня и пригласила на работу. У меня хлынули слёзы. Тогда я спросила: «А ты не боишься?». А потом поняла неуместность своего вопроса – Ирина Викторовна – прирожденная альтруистка, у неё в генах заложено – помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Я это вижу каждый день».

Решая огромный пласт профессиональных задач, директор никогда не забывает о личных проблемах каждого сотрудника. Наверное, поэтому в глазах коллег она – идеал человека, педагога и женщины.

«Мы все на неё равняемся, – единодушное мнение коллектива. – Она соответствует чеховским словам о том, что в человеке всё должно быть прекрасно».

Высочайшая степень ответственности, внутренняя сила, – эти качества в её «исполнении» не выглядят тяжеловесными или мужественными, как часто бывает у женщин, обременённых должностными обязанностями. На своём месте она – красавица, то есть женщина, не просто наделённая эффектными внешними данными, но и особенным светом, проступающим изнутри. Такая  красота вынашивается как природой, так и самой женщиной, всем её жизнетворчеством.

Как сохранить цельность натуры? Ответ Ирины Раткевич однозначный – её нравственные ориентиры родом из детства. Она росла в благополучной семье, отец – офицер Советской армии, самарский комбриг, строгий, но справедливый, из тех военнослужащих, которые «честь имели». Она похожа на отца в своём стремлении «защищать» и в способности жить с достоинством. А мама – педиатр по призванию, передала ей большую любовь к детям. Родители – та основа, которая дала Ирине духовную подпитку на всю жизнь. Так что, в её человеколюбии, в добром отношении к миру – всё закономерно.

Счастье жить для других

С верой и надеждой

Ирина Викторовна сознательно избегает слова «инвалид». Считает, что наша трактовка этого понятия немного обидная, хотя в международной концепции инвалидность понимается как отсутствие условий для конкретного человека, и скорее, относится к издержкам общества.

Как-то в школе сняли телесюжет: мальчик-аутист находился в группе с остальными ребятами. Они общались, играли. Из тех, кто впоследствии смотрел фильм, никто не мог понять, который из детей – с ограниченными возможностями здоровья. Диагноз не имеет никакого отношения к интеллекту, напротив, по мнению генетиков, до 30% аутистов-мальчиков обладают незаурядными способностями. Не говоря уже о жизнестойкости детей с ОВЗ, примеры которой школа видит ежечасно.

«Вера в ребёнка – главное в нашей профессии, а в инклюзивной работе тем более. И сколько трудов и терпения вложено, и сколько слёз пролито – знает каждый учитель. Но – зачем дорога, если она не ведёт к храму? А зачем школа, если туда не может прийти ребёнок? Не нужно в каждом учреждении делать подъёмники. Но хотя бы одна из пяти школ в шаговой доступности должна принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом к нам обращается всё больше таких детей, но мы вынуждены отказывать, потому что в классе должно быть не более 2-3 человек», – говорит Ирина Викторовна.

Директор отмечает, что при внедрении инклюзивной модели большую помощь школе оказали управленческие структуры города и области, общественные организации: ассоциация инвалидов-колясочников «Десница», городская организация инвалидов детства «Парус надежды», центр «Семья» Промышленного района. Немаловажно, что родители активно участвуют в образовательном процессе. Такое объединение всех сил даёт хороший результат. Вместе они преодолевают самые сложные проблемы.

Она играет решающую роль

По словам Ирины Викторовны, от тяжёлых перегрузок её спасает театр. Про великую силу искусства она знает не только в теории. В 2009 году учителя школы – они же артисты – отыграли первый спектакль по Чехову. Удовольствию не было предела: заряд энергии получили колоссальный! И название придумали, немного ироничное – «Цветы запоздалые». Сделали праздник для себя, а впоследствии стали выходить на публику, выступали на профессиональных площадках. В прошлом году театру присвоено звание «народного коллектива». Директор приобщила к постановкам всю семью – мужа, сына и дочку.

«Смена деятельности по Марксу удалась, – смеётся Ирина Викторовна. – Причём репетировали до ночи, а усталости не было. Без этой отдушины я бы, наверное, не выдержала».

Разумеется, у такого директора – особое отношение к раскрытию творческого потенциала детей. В школе каждый участник образовательного процесса может найти себе занятие по душе. А Ирина Викторовна уже продумывает, как наиболее оптимально задействовать творческий компонент в инклюзивном образовании.

«Очень важно вовлекать этих ребят в дополнительное образование. На нашей базе работает филиал школы искусств, в начальной школе проводятся уроки театра, дети с ОВЗ получают огромное удовольствие от занятий и меняются буквально на глазах. Наши ребята наравне со всеми выходят на сцену – у них на самом деле «уходит» социальный барьер. Каждый их новый опыт, новый маленький шаг вперёд доставляет всему коллективу огромную радость».

...Впервые об инклюзивном опыте 139-й школы я услышала от Маргариты Классен, которая произнесла простую, но впечатляющую фразу: «Их там любят». И вот это «их там любят» и чувствуется, и понимается, когда общаешься с Ириной Викторовной.

Областная награда для неё – не личное достижение, а великий труд всего коллектива. И признание этих трудов вселяет надежду, что на перекрёстке добра и зла, общество делает выбор в пользу милосердия.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Автор: Людмила Круглова


Автор:Людмила Круглова