- Владимир Чихирёв: «Цель нашей стратегии – стать лучшими»
- Губерния: итоги 2018 года
- Тимашево
- Олимпийские игры для сельских спортсменов
- Стратегические задачи образования
- Школа будущего в Южном городе
- Одарённые дети – будущее России
- Детский сад «Капелька»
- Четыре аспекта социального партнёрства
- Под «Созвездием» науки и творчества
- Настоящие мужчины в акции «Хозяин села – 2018»
- Жить проблемами односельчан
- С благодарностью к земле и людям
Школа будущего в Южном городе
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)
Актуализация стратегии развития образования невозможна без учёта практики работы учебных заведений нового типа. В Самарской области к их числу относится ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город», открывший свои двери для учащихся 1 сентября 2017 года. О первых результатах работы «школы будущего» и её задачах в свете стартовавшего в 2018 году Десятилетия детства мы беседуем с директором школы, победителем областного и финалистом всероссийского этапов конкурса «Учитель года России – 2013» Владимиром Михайловичем Кильдюшкиным.
C&Г: Владимир Михайлович, об уникальности школы в «Южном городе» начали говорить задолго до её открытия. Всё дело в новых технологиях?
Владимир Кильдюшкин: И да, и нет. На самом деле ничего фантастического у нас нет – только то, что имеется в перечне средств обучения и воспитания, утверждённом министерством. Другое дело, что у нас всё это в достаточном количестве. В каждом кабинете – компьютер, интерактивная доска, многофункциональное устройство для сканирования и печати, учебное оборудование, дидактические материалы, наглядные пособия.
Важно то, что технологическая насыщенность сочетается с абсолютно новыми подходами к организации пространства и внутришкольной жизни. Зоны отдыха и самоподготовки в холлах легко трансформируются в рабочие зоны для групповых занятий и проектной деятельности, а мобильная мебель в классах позволяет использовать самые разные формы коллективной работы. В профильных кабинетах созданы все условия для полного погружения в предмет. В школе есть лингафонные кабинеты, современные лабораторные комплексы, мини-оранжерея и террариум, специально оборудованные мастерские, коворкинг-центр и многое другое, а также крыло творчества, где есть фото- и телестудия, студия звукозаписи, всё необходимое для занятий музыкой, робототехникой, изобразительным искусством. В школе предусмотрены большие возможности для занятий физкультурой и спортом: пять спортивных залов, тренажёры, скалодром, футбольное поле и беговые дорожки.
Широко используются современные цифровые технологии. Наши педагоги изначально пользуются только электронными журналами. Вся необходимая информация о жизни учебного заведения отражается на больших ЖК-панелях и информационных табло. Вход в школу организован через турникеты по специальному браслету безопасности. Создана безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Но главный инновационный потенциал школы заключается, конечно, в коллективе, в реализуемых им новых педагогических идеях и методиках, в объединении усилий школы и родителей.
C&Г: Можете об этом рассказать подробнее?
В.К.: Нам удалось собрать высокопрофессиональный, работоспособный и ответственный коллектив, который при достаточно высоких требованиях к учащимся может делать учебный процесс интересным.
Формирование коллектива не завершено, ведь школа продолжает расти. Если на 1 сентября 2017 года у нас было полторы тысячи учащихся, то на 1 сентября 2018-го – уже две с половиной тысячи. Число педагогов увеличилось со 100 до 150 человек. На следующий год ждём открытия второго здания школы аналогичного проекта. И нам должно стать намного комфортнее – будет примерно 3500 детей, но уже на два здания.
Наши педагоги открыты для всего нового, готовы действовать в нестандартных условиях. Они действительно работают на совесть, творчески, постоянно идут ко мне с новыми предложениями. Стало нормой, что у нас уроки не всегда проходят в кабинетах, и не всегда связаны с учебным планом. Вообще, есть много вещей, которые мы здесь придумываем, реализуем и получаем интересные результаты. Так, в качестве эксперимента мы ввели дни необязательного посещения школы. И удивительно, что многие дети всё равно приходят, пусть даже из простого любопытства.
Создавая команду единомышленников, я думал не только об учителях. Мы очень большую работу проводим с родителями. Современная школа – это открытое образовательное пространство. И для школы становится актуальной задача сделать из родителей союзников, соучастников учебно-воспитательного процесса. Мы создали родительский клуб, в рамках которого не только общаемся, делимся проблемами, но и устраиваем совместные просмотры фильмов о детях, планируем мероприятия. Наши родители в стенах школы постоянно что-то делают вместе с детьми – рисуют, занимаются кулинарией или даже математикой. И это сплачивает детей, родителей и педагогов, создаёт позитивное отношение к школе.
C&Г: Каковы особенности организации профориентационной и воспитательной работы в школе?
В.К.: Мы очень серьёзно отнеслись к теме профориентации. Ещё на стадии проектирования и строительства предусмотрели ряд интересных инновационных решений, таких, например, как профориентационные зоны в рекреациях. Это тематически оформленные пространства, посвящённые ключевым отраслям экономики Самарской области – аэрокосмической отрасли, нефтехимии и другим.
У нас налажены тесные взаимоотношения с вузами, к нам регулярно приезжают преподаватели, читают лекции, успешно занимаются проектной деятельностью с учащимися. Школьники ездят на ознакомительные экскурсии на крупнейшие предприятия, такие, например, как РКЦ «Прогресс».
Вообще, в 10-х и 11-х классах у нас профильное обучение. Есть классы медицинский, технический, социально-гуманитарный. В ближайшем будущем, с распространением новых образовательных стандартов на старшую школу, профили будут унифицированы. И мы в этом направлении уже начали работать.
Что касается воспитательной работы, то мы понимаем, что качественно она может осуществляться только через социальное проектирование, когда дети непосредственно вовлечены в преобразование окружающего пространства. Наша задача – не просто дать детям знание, что такое хорошо и что такое плохо, а сформировать правильные, социально ориентированные навыки поведения в любых ситуациях.
Социальные проекты – это, по сути, коллективное творчество детей, родителей, педагогов, нацеленное на достижение конкретного результата. Пример тому – недавно реализованный проект, когда ученики наших средних и старших классов вместе с родителями, педагогами и сотрудниками ГИБДД Волжского района занимались пропагандой соблюдения правил дорожного движения. Одетые в светоотражающие жилеты, со специальными жезлами они беседовали с пешеходами-нарушителями, с водителями, вручали листовки. Благодаря этому они смогли взглянуть на себя и своих сверстников с другой стороны, глубже осознать ответственность всех участников дорожного движения. Сегодня наша задача – вовлечь в такие проекты как можно большее число детей.
Активно развивается военно-патриотическое направление. В этом году наша школа заняла 2-е место по Волжскому району в военно-спортивной игре «Зарница». Ребята активно занимаются строевой подготовкой, стрельбой, участвуют во всероссийском движении «Юнармия». Мы посещаем расположенную по соседству воинскую часть, тесно взаимодействуем с общественной организацией «Офицеры России».
В школе создана музейная экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Причём многие экспонаты – это находки самих детей, сделанные во время экспедиции на поля сталинградских сражений. Интересно, что экспозиция располагается не в закрытом помещении, а в фойе второго этажа. В этом – ещё одно проявление концепции открытого образовательного пространства.
C&Г: Что лично для вас значит Десятилетие детства?
В.К.: На мой взгляд, это хорошая возможность для всех, кто так или иначе связан с детьми, научиться работать и взаимодействовать именно в интересах детей. А для этого надо договариваться, освобождаться от многих шаблонов, создавать новую философию и систему ценностей.
Наша школа стала ярким примером такого взаимодействия, когда ещё на этапе проектирования мы начали детально обсуждать с министерством образования, с застройщиком многие вопросы, касающиеся функционирования школы. Именно в результате конструктивного диалога, умения слушать друг друга и учитывать интересы детей мы смогли реализовать такой уникальный проект, который сегодня планируют распространять по всей стране.
Автор: Алексей Сергушкин