- Владимир Чихирёв: «Цель нашей стратегии – стать лучшими»
- Губерния: итоги 2018 года
- Тимашево
- Олимпийские игры для сельских спортсменов
- Стратегические задачи образования
- Школа будущего в Южном городе
- Одарённые дети – будущее России
- Детский сад «Капелька»
- Четыре аспекта социального партнёрства
- Под «Созвездием» науки и творчества
- Настоящие мужчины в акции «Хозяин села – 2018»
- Жить проблемами односельчан
- С благодарностью к земле и людям
Одарённые дети – будущее России
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей – приоритетная задача современного образования. В Самарской области один из лидеров работы с одарёнными детьми среди общеобразовательных учреждений – лицей авиационного профиля № 135. О методах развития детской одарённости рассказал директор лицея Сергей Юрьевич Копытин.
Олимпиады как индикатор одарённости
«Основная форма выявления и признания заслуг одарённых детей – это Всероссийская олимпиада школьников, – говорит Сергей Юрьевич. – Мы понимаем, что успехи учащихся на различных её этапах – это абсолютный показатель уровня одарённости. Также это признают и вузы, предоставляющие серьёзные льготы при поступлении и разные бонусы для призёров и победителей заключительного её этапа.
Для подготовки ребят к успешным выступлениям на олимпиадах различного уровня по инициативе Департамента образования администрации городского округа Самара на базе муниципального лагеря с круглосуточным пребыванием детей «Золотая рыбка» в течение всего учебного года проводятся профильные смены «Олимпик» (физические, математические, химико-биологические), на время которых ребята полностью погружаются в конкретную предметную область, свою школу не посещают. Занятия с ними ведут лучшие учителя города.
Что касается нашего лицея, то с 2008 года не было ни одного учебного года, который не принёс бы нам победы или призовые места на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Наши дети представляли Самарскую область в испытаниях по физике, астрономии, экологии, физической культуре. Количество призовых мест от года к году разнится, например, в текущем их было два: физика и астрономия, а в 2015 году – 7. Это наш максимальный результат. Один из выпускников, Максим Соколов, в 2015 году стал абсолютным победителем на заключительном этапе по физике – он единственный из всех призёров, кто набрал тогда максимальное количество баллов».
Одарённому ребёнку – одарённый учитель
«Я работаю директором лицея уже 11 лет и могу ответственно заявить, что в нашем учреждении сначала появились одарённые дети, которые «выстрелили» на олимпиадах, а только потом система работы с ними. По моему мнению, один из главных принципов организации работы с одарёнными детьми в школах: одарённому ребёнку – одарённый учитель. Нет смысла даже начинать такую работу, если в коллективе только заурядные «урокодатели». В нашем лицее все учителя – большие профессионалы, постоянно повышающие уровень свой квалификации. Учителя лицея ежегодно обучаются в различных образовательных центрах, среди которых Московский физико-технический институт и «Сириус». Кстати, 10 человек из педагогов лицея как раз и преподавали в «Золотой рыбке», готовили ребят к олимпиадным испытаниям».
Развитие одарённости в лицее № 135
Среди конкретных элементов развития одарённости в лицее № 135 нужно отметить занятия в летней школе «Потенциал», в которой ребята начинают подготовку по выбранным предметам уже в августе, чтобы успеть к лицейскому этапу Всероссийской олимпиады школьников. Преподают в школе учителя лицея. Большую пользу приносят ежегодные тренировочные сборы в Кирове, Москве, Казани, Белоруссии, куда учителя выезжают с командой школьников, а также участие ребят в детских профильных сменах в «Сириусе». В лицее осуществляются дополнительные занятия с преподавателями вузов, для ребят организовываются встречи с авторами олимпиадных заданий из других регионов, в том числе из Калининграда.
«Из всего перечисленного бесплатными являются только детские образовательные смены в «Сириусе», — отмечает Сергей Юрьевич. – В нашем учреждении всё это возможно благодаря средствам, полученным от предоставления платных образовательных услуг, и сотрудничеству с благотворительным фондом «Радость».
Конечно, действующая модель поддержки развития детской одарённости нуждается в совершенствовании. Выявить и подготовить одарённого ребёнка – это лишь половина дела. Не менее важно обеспечить сохранение этого интеллектуального и творческого капитала Самарской губернии. Но отрадно то, что уже сейчас принят ряд конкретных мер, и дети с неординарными способностями могут раскрыть свою одарённость, найти применение своему таланту.
Автор: Юлия Леонтьева