- Владимир Чихирёв: «Цель нашей стратегии – стать лучшими»
- Губерния: итоги 2018 года
- Тимашево
- Олимпийские игры для сельских спортсменов
- Стратегические задачи образования
- Школа будущего в Южном городе
- Одарённые дети – будущее России
- Детский сад «Капелька»
- Четыре аспекта социального партнёрства
- Под «Созвездием» науки и творчества
- Настоящие мужчины в акции «Хозяин села – 2018»
- Жить проблемами односельчан
- С благодарностью к земле и людям
Листая страницы истории
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)
После установления Советской власти на территории Самарской губернии в 1918 году создаётся Губернский комиссариат призрения. Именно с этого времени начинается отсчёт совершенно нового направления деятельности молодого советского государства – социальное обеспечение гарантировалось каждому нуждающемуся, инвалидам, сиротам, нетрудоспособным.
Первым комиссаром Губернского комиссариата призрения стала известная революционерка Варвара Ксаверьевна Адамская.
Основными направлениями работы Губернского комиссариата призрения стали обеспечение увечных воинов, семей красноармейцев, а также призрение детей и престарелых, охрана материнства и младенчества, исправление несовершеннолетних, помощь военнопленным гражданам РФ.
В апреле 1918 года Самарский Губернский Комиссариат призрения был преобразован в Губернский отдел социального обеспечения.
1919 год – один из этапов гражданской войны в России, ожесточённой борьбы вооруженных сил советской власти с «белыми» армиями и войсками Антанты – для всей системы социального обеспечения Самарской области проходил под знаком заботы о беженцах и инвалидах. В Самарской губернии было размещено 1075 беженцев и возвращающихся из плена беспомощных инвалидов. Только 2 губернии – Московская и Пермская – превышали Самару по количеству принимаемых беженцев.
В это же время в Самаре появляются новые социальные учреждения: дом инвалидов № 2, патронат для увечных воинов, несколько детских домов.
В 1921 году на территории Самарской губернии из-за неурожая разразился жесточайший голод. Общее число населения нашей губернии в этот период сократилось на 20,6%. Больше всего голод ударил по детям, они бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигла 50%. С последствием этого бедствия пришлось бороться и органам социального обеспечения.
При Губсобесе создаётся Комиссия помощи голодающим, организовываются питательные пункты, где выдаются хлеб и обеды, а также одежда, обувь и предметы домашнего обихода.
На железнодорожную станцию ежедневно приходили эшелоны с продовольствием, которое раздавалось голодающим.
В период работы с 1922 по 1926 годы одной из главных задач органов социального обеспечения становится трудоустройство инвалидов и их трудовое обучение. Инвалидов обучают доступным ремёслам, они объединяются в кооперативы и производственные артели. Люди получили возможность, работая на этих предприятиях, помогать себе сами, а не только ждать помощи от государства.
С целью социальной поддержки особых категорий инвалидов при содействии органов социального обеспечения в 1923 году было создано Всероссийское общество слепых (ВОС). Чуть позже, в 1926 году, создаётся Всероссийское общество глухих (ВОГ). Появляются предприятия, которые находятся на попечении Всероссийского общества слепых и глухих.
В 1928 году в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости для работников некоторых отраслей промышленности.
В 1935 году в соответствии с постановлением СНК СССР вводится новое направление в деятельности органов соцобеспечения – организация помощи увечным детям.
Принятая 5 декабря 1936 года Конституция СССР закрепила право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности.
Перед началом войны система социального обеспечения Куйбышевской области, возглавляемая областным отделом социального обеспечения, состояла из городских и районных отделов собеса, 4 стационарных учреждений для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, приёмника для инвалидов, 36 врачебно-трудовых экспертных комиссий, протезного завода в Куйбышеве, профтехшколы для инвалидов в Ульяновске.
Великая Отечественная война возложила на органы социального обеспечения большие и ответственные задачи – работа по обучению новым профессиям и трудоустройству инвалидов войны, оказанию помощи семьям погибших, инвалидам, назначению и выплате пенсий и пособий, предоставлению установленных законом льгот.
С начала войны и по 1944 год Правительством РСФСР было принято более 100 постановлений, направленных на социальную защиту населения. В послевоенное время в работе органов социального обеспечения одно из самых первых мест занимает забота о защитниках Родины, ставятся задачи по улучшению материально-бытового положения и трудового устройства семей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны, семей военнослужащих и инвалидов труда.
В марте 1946 года создаётся Министерство социального обеспечения РСФСР, которое организует работу органов социального обеспечения.
14 июля 1956 года Верховный Совет СССР принимает Закон «О государственных пенсиях», определивший механизм регулирования пенсий. Устанавливается возрастной ценз – единый пенсионный возраст для женщин – 55 лет и 60 лет – для мужчин, а также вводится наличие обязательного стажа работы для женщин – 20 лет и 25 лет – для мужчин. По этому закону пенсии назначались до 1990 года.
Несмотря на бурное развитие пенсионного законодательства в СССР, ни один из законов не регулировал пенсионное обеспечение колхозников. И только 15 июля 1964 года был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
В декабре 1964 года заведующей областным отделом социального обеспечения назначается Галина Николаевна Кораблина. Под её руководством организована работа по реализации нового пенсионного закона о пенсиях и пособиях членам колхозов, благоустроены дома-интернаты для престарелых и инвалидов, сделаны первые шаги по организации надомного обслуживания. Одной из важных вех в социальном обеспечении явилось создание в январе 1975 года Куйбышевского областного центра по начислению и выплате пенсий и пособий.
14 декабря 1987 года издаётся приказ Куйбышевского облсобеса № 94 об организации при райсобесах отделений социальной помощи, которые позже были преобразованы в Центры социального обслуживания населения. Это был первый приказ, подписанный Галиной Дмитриевной Светкиной в должности заведующей областным отделом социального обеспечения. Именно с именем Галины Дмитриевны связана работа органов социального обеспечения Куйбышевской, а затем Самарской области в последующие 20 лет, в том числе и в «лихие» 90-е, и в относительно стабильные 2000-е.
Под руководством Г.Д. Светкиной в области создана мощная система социальной службы, включающая в себя управления социальной защиты населения, сеть стационарных, нестационарных и реабилитационных учреждений социального обслуживания.
В Самарской области сложился особый путь развития социальной защиты населения. В течение 17 лет функционировали две ветви данной отрасли – классическая социальная защита населения (меры социальной поддержки и учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов) и самостоятельная служба семьи.
Точкой отсчёта истории службы семьи в Самарской области стал 1991 год, когда Постановлением Администрации Самарской области от 16 сентября 1991 года № 18 был впервые в России создан Областной Комитет по делам семьи и демографической политики – новое ведомство в отечественной практике социального обслуживания населения.
Первым председателем Комитета по делам семьи и демографической политики администрации Самарской области стала Галина Ивановна Гусарова. При непосредственном участии Г.И. Гусаровой открыты первые в стране центры социальной помощи семье и детям «Семья», организован централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря личной инициативе Галины Ивановны Самарская область стала инициатором становления в Российской Федерации института приёмной семьи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В начале 90-х годов кризис охватил все сферы общества и подтолкнул рост социальных проблем. В это время на первый план выдвигаются задачи социальной поддержки и защиты наиболее уязвимых слоёв населения: детей, пенсионеров, инвалидов, беженцев, малоимущих.
В этих сложных условиях произошёл переход от принципов социального обеспечения к системе государственной социальной защиты населения.
На современном этапе социальная защита населения – это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Система социальной защиты Самарской области – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций и учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты и социального обслуживания населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспечения прав и свобод личности – в полной мере реализуются в Самарской области учреждениями социальной защиты под руководством министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Марины Юрьевны Антимоновой.