- Кристина Вольская: «Доверяйте профессионалам»
- «Нутриклиника» – инновационный подход к вашему здоровью
- Восстановление жизненных сил
- Театр Натальи Носовой
- Ольга Васильева и её Обитель тепла, добра и света
- Анастасия Камышева: «Позвольте себе экологичное общение»
- Наталья Золотовицкая. Жить жизнь!
- Простая истина Любови Пелевиной
- Наталья Брежнева. Эмоции в кадре
- Елена Островская. «На волжских берегах»
- Наталья Стукалова. Нескучный академизм
- Оксана Сарьяниди: «Любой человек прекрасен»
- SQUAMA – эксклюзив, созданный вручную
- Calista – вдохновлённая красотой
- «Круче Гуччи» – образ на любой случай
Театр Натальи Носовой
Журнал «Леди-клуб», номер 2 / 2023 (декабрь)
Сильная и кроткая, строгая и великодушная, деловая и романтичная... В самарском театральном мире Наталья Юрьевна Носова – человек уникальный, в котором сочетаются великолепная актриса, удостоенная звания «Заслуженный артист Самарской области», и эффективный управленец, более трёх десятилетий несущий нелёгкую ношу директорства в театре «Самарская площадь». 22 сентября 2023 года друзья, коллеги, почитатели таланта Натальи Юрьевны собрались в уютных стенах театра на её бенефис, чтобы насладиться премьерой спектакля «Театр», поздравить любимую актрису с юбилеем и выразить ей глубочайшую признательность за многолетнее творчество.
Театр-мечта
В «Самарской площади» – череда юбилеев. В прошлом году 35-летие с момента образования отметил сам театр, а нынешний и следующий годы – юбилейные для его создателей – Натальи Носовой и Евгения Дробышева. Отношение «родителей» к своему повзрослевшему «ребёнку», как и к Театру вообще, сложно выразить даже такими всеобъемлющими понятиями, как любовь, работа, жизнь. «У нас роман на троих», – метко подметила в одном из своих интервью Наталья Юрьевна.
Для неё роман этот начался в далёкие восьмидесятые. Кроткой девочкой пришла она к Евгению Дробышеву в молодёжный театр-студию «Самарская площадь», открытый в 1987 году на волне перестройки в качестве государственного эксперимента по самоорганизации театров. Дипломированный театральный режиссёр, выпускник Щукинского училища, творец и бунтарь, Евгений Борисович стал для Натальи непререкаемым авторитетом. Она благоговейно внимала каждому слову Учителя и Мастера. От восхищения до любви – один шаг, особенно если смыслом жизни для обоих является театр. Именно тогда появилась мечта, ставшая для них общей, – построить в Самаре свой профессиональный театр.
«Самарская площадь» быстро развивалась, причём без господдержки, без собственного помещения, на принципах самоокупаемости. Первая премьера молодого театра – авторский спектакль Евгения Дробышева «Демонстрация» – буквально взорвал провинциальную театральную жизнь Куйбышева. Он собирал аншлаги дома и успешно гастролировал в Москве и Киеве, привлёк внимание столичных критиков, и в 1988 году получил Областную премию имени Ленинского комсомола.
Работая, студийцы имели возможность получать высшее актёрское образование. Так выпускницей столичного ГИТИСа стала и Наталья Носова. Однако творческие амбиции молодой актрисы часто уступали административной рутине. Набор актёров и их обучение, организация спектаклей и гастролей – этот нелёгкий путь, приближающий к мечте, она сполна разделила со своим супругом.
Шесть лет «Самарская площадь» варилась в крутом творческом бульоне «бродячего театра». Это было время воплощения смелых и дерзких идей на всех доступных площадках. Эксперименты, поиски новых форм привели к рождению такого шедевра пластического театра, как спектакль-пантомима «Играем Бидструпа», который почти три десятилетия не сходил со сцены и в котором Наталья Носова играла одну из центральных ролей.
«Играем Бидструпа», «Ночь на Ивана Купала» и другие спектакли тех лет сделали театр известным далеко за пределами Самары. Высокие оценки авторитетных специалистов, успехи на международных фестивалях и зарубежных гастролях привлекли к «Самарской площади» внимание городских властей. Результатом стала организация в 1993 году на базе театра-студии нового муниципального театра «Самарская площадь».
Муниципалитет выделил театру здание. Казалось бы, мечта начала сбываться! Однако в реальности её воплощение растянулось на долгие тринадцать лет. Бывший кинотеатр «Первомайский» оказался памятником культурного наследия XIX века, требующим серьёзной реконструкции и реставрации. Лишь Наталья Юрьевна и Евгений Борисович знают, каких усилий им стоило пройти этот этап. Бесконечные разрешения, изыскания, оформления документов, поиски спонсоров, встречи и переговоры. Уже когда вокруг мало кто надеялся на открытие, они упорно шли вперёд, поддерживая друг в друге веру в свою мечту. Наконец, в 2007 году постоянная площадка театра открывает свои двери перед зрителями. На директора легла дополнительная нагрузка по раскручиванию нового культурного пространства. «Театралов, знающих нас как бродячий театр, нужно было приучать к его новому статусу и постоянному местонахождению, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Зрителей других категорий, в первую очередь, молодёжь, мы знакомили с театром практически с нуля».
Спектакли и роли
Результатом открытия собственной стационарной площадки театра стали заметные изменения в репертуарной политике «Самарской площади» и более вдумчивый подход к творческим планам. По словам Натальи Носовой, репертуар постепенно уравновесился, стал сбалансированным. Театр приблизился к золотой середине между необходимостью зарабатывать деньги и превращением в творческую лабораторию, не ориентирующуюся на массового зрителя.
Если на начальном этапе в «Самарской площади» преобладали пользующиеся популярностью комедийные спектакли, полные доброго юмора, иронии и оптимизма, то теперь стало больше действительно серьёзного материала. Наряду с экспериментальными постановками появляется русская и зарубежная классика, современная драматургия. Одно осталось неизменным – обмен энергией, эмоциями, переживаниями между актёрами и зрителями, когда последние забывают буквально обо всём, что происходит вне зала. Любой местный театрал знает, что «Самарская площадь» Евгения Дробышева и Натальи Носовой не эпатирует публику, не развлекает яркими шоу, а разговаривает с ней на языке души и сердца.
При всей её директорской занятости Наталье Юрьевне удалось реализовать свой актёрский талант и создать целый ряд ярких и запоминающихся сценических образов в постановках Евгения Дробышева и других режиссёров. На первом плане, конечно, роли в спектаклях по классическим произведениям Островского, Чехова, Гоголя. Это Дарья Круглова («Олигарх»), Мавра Тарасовна («Правда – хорошо, а счастье лучше»), Анна Цыплунова («Богатые невесты»), Ирина Аркадина («Чайка»), Любовь Раневская («Вишнёвый сад»), Анна Андреевна («Ревизор»).
Как признавалась сама актриса, ей наиболее близки и интересны эмоционально насыщенные роли сильных женщин, цельных натур в разных ипостасях и обстоятельствах. Например, бесконечно глубокий образ Аркадиной, для понимания которого требуется серьёзная работа и актёра, и зрителя. Или противоречивая Любовь Андреевна из «Вишнёвого сада». А какова в исполнении Носовой энергичная Ксения Николаевна из спектакля «Русский и литература»! В ней немыслимым образом сочетаются лирика и социальная сатира. В этом ряду невозможно не упомянуть Филумену Мартурано из одноименного спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо, поставленного в театре «Самарская площадь» московским режиссёром Ириной Керученко. Жизненный опыт позволяет Наталье Юрьевне исполнять эту роль с особой правдивостью, энергией и обаянием – её эксцентричная и человечная героиня-итальянка заставляет зрителей задуматься о судьбе российской женщины.
Поклонники Носовой знают, что она может быть разной, но никогда не будет поверхностной и скучной. И даже её комедийные роли, такие, например, как роль Дины Фёдоровны в спектакле «Пришёл мужчина к женщине», всегда жизненны и лиричны. Мастер перевоплощения, Наталья Юрьевна раз за разом заставляет нас смеяться, сопереживать, плакать. Сколько по-детски чистых зрительских слёз было пролито на спектакле «Я – собака»! Роль лабрадора Трисона стала одной из творческих вершин актрисы и принесла ей рекордное число наград.
Театр и общество
Наталья Носова – человек, талантливый не только на сцене. Во многом именно её заслуга в том, что театр «Самарская площадь» за последние полтора десятилетия стал не просто городской достопримечательностью и местом притяжения любителей театра, а заслужил поистине народную любовь. Само здание, интерьеры и атмосфера внутри и вокруг театра словно впитали в себя, без преувеличения, материнскую заботу хозяйки. Уютный, тёплый, добрый, живой, настоящий – эти эпитеты неразрывно сопровождают театр в его современном воплощении, выражая его внешнюю и внутреннюю сущность. Не случайно в зрительный зал «Самарской площади» растёт поток молодёжи, истосковавшейся по светлому и чистому. Пиар по-носовски, полностью основанный на любви и уважении к своему зрителю и к своему городу, даёт плоды.
Расширяя репертуар после открытия постоянной площадки, коллектив «Самарской площади» под руководством неутомимого директора одновременно реализовывал всевозможные творческие проекты, в том числе партнёрские, благотворительные, социально значимые. Несмотря на свою творческую и административную занятость, Наталья Юрьевна активно живёт интересами города, региона и страны. Это она как успешная деловая женщина-руководитель получила звание «Женщина года – 2013». Это она как активный общественный деятель приняла участие в Эстафете огня зимних Олимпийских игр 2014 года. И всё это одновременно с достижениями на сцене, за которые в 2018 году Указом губернатора Самарской области ей было присвоено Почётное звание «Заслуженный артист Самарской области».
Важнейшую миссию театра – нести в мир доброе и вечное – Наталья Носова понимает гораздо шире сценической деятельности. «Видя, какой большой и трудный путь прошёл театр и сколько людей помогало нам, я ощущаю помощь другим как необходимость, – говорит она. – Для того, чтобы заниматься благотворительностью, совершенно необязательно быть богатым. Мы помогаем своим трудом, своим временем, и это ценнее, чем деньги. Так же и труппу воспитываем. У нас никогда не возникает вопросов, если нужно кого-то поддержать, сделать дополнительный показ, поработать актёром даже за пределами театра. Это часть нашей жизни».
Трогательная история связана с многолетней щедрой поддержкой Натальей Юрьевной приюта для животных «Участие». Его основатель и первый руководитель Ирина Блинова, ныне ушедшая из жизни, вспоминала, как в сложное для приюта время театр «Самарская площадь» во главе с директором организовали благотворительный показ спектакля «Я – собака». Искренний монолог собаки-поводыря Трисона, существа, любящего безусловно, без причин, заставил зрителей радоваться и плакать. Спектакль в пользу приюта, мешки корма и копилка у кассы, где каждый месяц собирались деньги на еду и лечение питомцев, спасли и сделали счастливыми десятки собачьих жизней.
Но, пожалуй, самый яркий пример общественного служения создателей театра «Самарская площадь» – организация и проведение парафестиваля «Театр – территория равных возможностей». Однажды, приехав помочь новокуйбышевскому экспериментальному театру «Астрей», Наталья Юрьевна и Евгений Борисович были глубоко поражены тем, что делают его особенные актёры.
«Мы открыли для себя новый, доселе неведомый мир, получили огромный духовный опыт, опыт общения с особенными людьми, стремящимися к творчеству, с их родителями. Сколько необходимо сил, физических и душевных, чтобы не просто выживать, но ещё и стремиться к чему-то!», – вспоминал Евгений Дробышев. И, конечно, несмотря на обилие собственных творческих планов, он поддержал идею супруги по организации в 2019 году фестиваля инклюзивных театров.
Фестиваль «Театр – территория равных возможностей» стал знаковой страницей жизни театра «Самарская площадь». Поддержанный правительством и губернатором Самарской области, Министерством культуры России, Российским фондом культуры, он быстро вышел за рамки города и области, став всероссийским. Трудно оценить значение фестиваля для актёров с ограниченными возможностями. Для них это не только возможность выразить себя в творчестве на большой сцене, обменяться опытом с коллегами, но и получить советы и помощь профессионалов. Мастер-классы, творческие лаборатории, специализированные учебные программы стали неотъемлемой составляющей фестиваля.
Не удивительно, что мероприятие привлекло внимание инклюзивных театров не только Самарской области. На 4-й фестиваль «Театр – территория равных возможностей», состоявшийся в 2023 году, заявки подали 58 коллективов из 30 малых и больших городов России. География – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Сыктывкара до Южной Осетии. Больше всего участников, а также 4 из 15 лауреатов представляют Самарскую область.
Наталью Носову, стоявшую у истоков создания фестиваля, особенно радует то, что он год от года растёт не только количественно, но и качественно. «Многие спектакли очень сильные, они врезаются в память, – говорит директор «Самарской площади». – Мы видим оригинальные режиссёрские идеи и находки, поиски новых художественных приёмов, своего особенного языка. Профессиональные театры сегодня всё больше гонятся за зрелищностью или берут классику, как беспроигрышный вариант, используя её и в традиционном виде, и в авангардных постановках. А этих актёров, этих режиссёров интересует то, что внутри человека. И эти особенные артисты необычайно наполненные!»
Признание общественных заслуг Натальи Юрьевны в реализации социально значимых проектов стало логичным итогом юбилейных мероприятий. Постановлением губернатора Самарской области от 28 сентября 2023 года она была награждена Почётным знаком губернатора Самарской области «За служение людям».
Бенефис
Бенефис с премьерой спектакля «Театр» в постановке Евгения Дробышева по мотивам романа Сомерсета Моэма можно рассматривать как своеобразную попытку юбиляра взглянуть со стороны не только на себя в профессии, но и вообще на природу театра и искусства, на людей, живущих в этой стихии. Главная героиня Джулия Лэмберт в исполнении Натальи Носовой – воплощение борьбы актрисы и женщины, таланта и страсти.
Остроумно-ироничная постановка и блистательная игра Натальи Юрьевны вызвали продолжительные овации зала. В этот вечер было море цветов и поздравлений. Друзья и коллеги, депутаты и чиновники, руководители творческих союзов и простые поклонники таланта Натальи Носовой спешили выразить свою признательность любимой актрисе.
Глава Ленинского района Самары Елена Бондаренко назвала её настоящей звездой и в своем выступлении отметила: «Мы испытывали огромное удовольствие от вашей великолепной игры. В спектакле поднимался вопрос, для чего нужны актёры. А для того, чтобы рождать и возрождать в нас душевные порывы и любовь здесь и сейчас. Театральное искусство принесло нам минуты настоящего счастья, за которое мы вас благодарим».
А советник аппарата городской администрации Тамара Камынина призналась: «Наталья Юрьевна и Евгений Борисович открыли мне новый мир, заставили пересмотреть своё отношение не только к театру, но и к литературе и кино. Это большое счастье, что вы формируете и бережно храните традиции театра с момента его открытия, что дорожите своим зрителем. Многие после ваших спектаклей чувствуют себя счастливыми».
Трогательное музыкальное поздравление подготовили коллеги Натальи Носовой, артисты театра «Самарская площадь». Взволнованная виновница торжества в коротком ответном слове призналась в любви к зрителям: «Благодарю вас всех за то, что вы в этот день со мной, что оценили нашу премьеру, над которой мы долго работали. Я не устаю говорить, что зритель у нас самый лучший, самый тёплый и благодарный. Мы, артисты, хорошо это видим по вашим лицам, по вашим глазам». И в качестве напутствия себе и зрителям прочитала стихотворение Андрея Дементьева «Никогда ни о чём не жалейте».
Примите и от нас, дорогая Наталья Юрьевна, самые искренние пожелания здоровья, благополучия, новых свершений, личного и творческого счастья!
Александр Яхонтов, инженер-конструктор РКЦ «Прогресс»:
– Я хорошо знаком с творчеством коллектива театра «Самарская площадь», являюсь его постоянным зрителем с 2017 года. Конечно же, считаю себя большим поклонником актрисы Натальи Носовой, которую от всей души поздравляю с юбилеем. Мне очень интересна постановка «Театр» и Наталья Юрьевна в роли Джулии Ламберт. Люди старшего поколения вспоминают это произведение Сомерсета Моэма, прежде всего, по советскому фильму 1978 года, где главные роли исполнили Вия Артмане и Ивар Калныньш. Уверен, что самарский зритель по достоинству оценит новую работу труппы театра, блистательную игру Натальи Носовой и талантливую режиссуру Евгения Дробышева.
Алла Набокова, директор и ведущая актриса Самарского художественного театра:
– Будучи коллегой Натальи Юрьевны я слежу за её творчеством с самого начала её работы в «Самарской площади» вместе с Евгением Дробышевым. Восхищаюсь ею не только как актрисой, но и как человеком, преданным театру. Она отдаёт ему всю свою жизнь, несёт на своих хрупких женских плечах все тяготы повседневных забот. Благодаря ей и Евгению Борисовичу «Самарская площадь» сегодня является одним из лучших театров города с собственным великолепным зданием и со своей преданной публикой.
Сегодняшний бенефис Натальи Носовой – возможность ещё раз насладиться её блистательной игрой, тем более что произведение для юбилейного спектакля выбрано очень удачно. В этой, как и во всех других своих ролях, Наталья Юрьевна создала выразительный образ, привлекающий своей глубиной и искренностью.
Юрий Долгих, ведущий актёр Самарского театра юного зрителя «СамАрт»:
– Я видел нашего дорогого юбиляра во многих ролях. Мы много лет дружим театрами, дружим творчески, совместно участвуем в различных фестивалях, творческих проектах и лабораториях.
Наталья Юрьевна внесла большой вклад в становлении наших молодых актёров ещё с их студенчества, и вместе с Евгением Борисовичем вырастила из них настоящих профессионалов.
Она – очень деятельный человек, обладающий неиссякаемой энергией, и в этом я ей по-хорошему завидую. Вместе с супругом они создали театр фактически с нуля, взрастили великолепную актёрскую труппу, приобрели множество постоянных зрителей и поклонников. В стенах театра «Самарская площадь» чувствуется особое отношение к публике, и это очень много значит.
Работать с такой отдачей, с какой трудится Наталья Юрьевна, сможет далеко не каждый человек. Желаю ей творческой энергии, сил и здоровья!
Елена Яшина, директор Центра корпоративного развития СГЭУ:
– Я знаю Наталью Юрьевну уже довольно давно, с удовольствием слежу за её творчеством и за работой в качестве директора театра и общественного деятеля. Это человек уникальный, сочетающий в себе талантливую актрису и эффективного управленца. Такое под силу только человеку неординарному, обладающему яркой харизмой.
Сегодня, к сожалению, многие провинциальные театры вынуждены прибегать к различным сценическим решениям в попытках компенсировать отсутствие действительно ярких актёров, а их спектакли нередко превращаются в красивую массовку. Могу смело сказать, что театру «Самарская площадь» это не грозит. Здесь есть люди, обладающие актерской индивидуальностью, и Наталья Юрьевна, безусловно, первая среди них. На таких лидерах, как она, зачастую держится всё. И не только на сцене, но и в жизни.
Автор: Алексей Сергушкин