- Дмитрий Азаров принял участие в заседании Госсовета по итогам Года педагога и наставника
- День Самарской области на выставке-форуме «Россия»
- В Самарской области состоялся запуск первого этапа производства беспилотных авиационных систем
- В «ОДК-Кузнецов» открыто новое механообрабатывающее производство
- Владимир Муратов стал Почётным гражданином Кинель-Черкасского района
Звёздная команда лицея «Созвездие»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2023 (декабрь)
Одно из самых известных и престижных общеобразовательных учреждений Самары – Лицей «Созвездие» №131 – сегодня совместно с вузами и работодателями активно участвует в решении важнейшей государственной задачи по обеспечению экономики квалифицированными кадрами. Качественная подготовка выпускников ведётся с использованием инновационных методик и в комплексе с воспитанием гармонично развитой и социально активной личности. О профориентации в условиях кадрового дефицита, о роли наставничества и о значении воспитательной работы мы побеседовали с директором лицея, Почётным работником общего образования РФ Людмилой Борисовной Басис и молодыми педагогами.
Традиции и современность
Работа самарского лицея «Созвездие» №131, открытого в 1987 году, направлена не только на формирование у школьников необходимых знаний и навыков, но и на создание благоприятных условий для социальной адаптации учащихся, раскрытие их одарённости, творческое, эстетическое, физическое, духовно-нравственное развитие и, конечно, эффективную профориентацию. Всё это нашло отражение как в учебных планах, так и во внеурочной деятельности.
Традиции, заложенные в 90-е годы прошлого века, определили важнейшие направления работы лицея. Так, для формирования у детей эстетического мировосприятия, способности к самовыражению, развития творческих способностей на базе школы создана широкая сеть кружков и клубов дополнительного образования. Вокальные, хореографические, театральные и другие творческие коллективы, отмеченные многочисленными наградами городских и областных фестивалей и конкурсов, многие годы проводят активную просветительскую и концертную деятельность. К примеру, большую известность в городе и области получил коллектив клуба авторской песни «Жигули», в котором занимаются до 30% лицеистов. Они учатся петь и играть на гитаре, выезжают на Грушинский фестиваль, участвуют в экологических, туристско-краеведческих и военно-патриотических мероприятиях.
Интерес к познанию и творчеству, к формированию инженерного и логического мышления прививается в лицее с младших классов. С 1997 года здесь ведётся работа по программе междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок», направленной на развитие интеллектуальных задатков лицеистов. Ребята в рамках внеурочной деятельности занимаются шахматами, знакомятся с основами робототехники и БПЛА, учатся программировать, занимаются экспериментальной физикой и химией, участвуют в театральных постановках на английском языке, развивают лидерские качества.
«Большой акцент делается на участии школьников в исследовательской и проектной деятельности, – рассказывает директор МБОУ «Лицей «Созвездие» №131» г.о. Самара Людмила Басис. – Уже более 20 лет в лицее действует школьное научное общество, ребята занимаются под руководство педагогов, участвуют во всевозможных научных конференциях и олимпиадах с докладами и проектами».
Уже в 2006 году учебное заведение стало победителем национального проекта «Образование» по результатам программы «Одарённый ребёнок». Эта работа продолжается и сегодня. Так, по итогам 2022-2023 учебного года лицеисты под руководством 54 преподавателей в рамках программы «Одарённый ребёнок» сделали почти 2 тысячи докладов в 152 конкурсных мероприятиях, более половины из которых имели региональный, всероссийский или международный статус.
Ещё одним основополагающим направлением работы лицея на протяжении уже более 20 лет является здоровьесбережение школьников. Система оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья лицеистов, внедрена на всех ступенях образования.
«Важную роль для здоровья играет приобщение школьников к физкультуре и спорту, – говорит Людмила Басис. – В рамках внеурочной и досуговой деятельности ребята занимаются волейболом, футболом, хоккеем, баскетболом, тхэквондо и другими видами спорта. В школьных коридорах мы установили столы для настольного тенниса, которые на переменах никогда не пустуют. Особой популярностью в лицее пользуется школьный спортивный клуб «Медведи» под руководством учителя физкультуры Александра Владимировича Егорова. Основные виды спорта – хоккей и футбол. Работу клуба поддерживает администрация Советского внутригородского района Самары, а на школьном стадионе регулярно проходят матчи турнира «Золотая шайба» и других районных и городских соревнований».
Победа в 2007 году в нацпроекте «Образование» по теме «Здоровьесберегающее сопровождение субъектов образовательного процесса» помогла оснастить спортивные залы учебного заведения новым оборудованием и открыть тренажёрный зал. Кроме того, в 2016 году лицей стал дипломантом (3-е место) Всероссийского конкурса «Школа здоровья – 2016» 2-й Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании».
Профильное обучение и профориентация
Ключевыми событиями в развитии лицея «Созвездие» стало начало функционирования профильных классов и получение в 2009 году статуса учебного заведения с углублённым изучением предметов естественно-математического профиля (математики, физики, информатики, химии, биологии) и предметов гуманитарного профиля (обществознания, истории).
Углублённое изучение позволяет более эффективно выявлять способности ребёнка к тем или иным предметам и развивать их уже в профильных классах старшей школы. Дети получают возможность сосредоточиться на дисциплинах, необходимых для получения профильного высшего образования, что формирует у них дополнительный стимул к учёбе, повышает самостоятельность и дисциплину.
Сегодня, в условиях серьёзного кадрового дефицита во многих отраслях экономики, эффективная профориентация и профильное обучение школьников приобретают особое значение. С 10-го класса учащиеся лицея выбирают один из трёх профилей: технологический, или инженерный, профиль (с углублённым изучением физики, математики, информатики), социально-экономический профиль (с углублённым изучением истории, обществознания, математики) и естественнонаучный, или медицинский, профиль (с углублённым изучением химии, биологии и математики).
С внедрением ФГОС старшеклассники, помимо обязательных для изучения предметов, имеют возможность выбирать и посещать элективные курсы с учётом предполагаемого продолжения образования и будущей профессии. К таким курса относятся, например, «Математическое моделирование», «Биохимия», «Финансовая грамотность» и другие.
Качественной реализации программ дифференцированного обучения способствует развитая материально-техническая база лицея «Созвездие», в том числе хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, а также медиацентр с читальным залом, видеозалом и компьютерными кабинетами, где учащиеся и преподаватели получают полный перечень современных информационных услуг, создают творческие работы, в том числе мультимедийные.
«В прошлом году мы вошли в областной проект по инженерным классам аэрокосмического профиля, – добавляет Людмила Басис. – Мы наладили тесное взаимодействие с Самарским университетом имени Королёва, и с 2023 года на базе лицея действует проектная площадка по профориентации в аэрокосмическое направление «Введение в профессию инженера автоматизированных систем аэрокосмической отрасли (10-11 класс)». Это позволяет дополнительно мотивировать старшеклассников на получение инженерного образования. Коллаборация лицея с кафедрой АСЭУ Самарского университета имени Королёва, защита ребятами проектных работ, подготовленных при участии преподавателей университета, формирует у выпускников знания и компетенции, необходимые для работы в условиях современного высокотехнологичного производства».
Традиционно сильным на протяжении многих лет остаётся медицинское направление. Как отмечает директор лицея, популярности направления способствует ускоренное инновационное развитие медицины, появление множества новых специальностей на стыке медицины и современных технологий.
Формированию междисциплинарного подхода для мотивации лицеистов на получение инженерного или медицинского образования способствует реализация в лицее проекта «Создание биоинженерной лаборатории (6-11 класс)». На занятиях в лаборатории, к которым привлекаются преподаватели СамГМУ и СамГТУ, школьники получают знания и навыки на стыке инженерии и медицины, в том числе в области цифровизации и 3D-прототипирования, приобретают опыт решения практических задач проектирования, сборки и тестирования медицинских приборов – пульсометров, нейродатчиков и других.
«Мы всегда стремились выстраивать партнерские отношения с вузами и предприятиями-работодателями, – говорит Людмила Борисовна. – И сегодня они приходят со своими инициативами и проектами. Кроме Самарского университета имени Королёва, Политеха и Самарского медуниверситета, мы активно сотрудничаем с университетом «МИР», где недавно проходил профориентационный форум школьников с участием наших ребят».
В декабре прошла встреча лицеистов с представителями «ОДК-Кузнецов», которые рассказывали старшеклассникам о предприятии, о программах целевого обучения, специальных стипендиях и перспективах трудоустройства.
Повышенная мотивация учащихся лицея «Созвездие» приносит свои плоды в виде высоких результатов обучения. По словам директора, сегодня каждый шестой выпускник лицея – медалист. А учитывая планы введения медали второй степени, число медалистов может достичь 70% всех выпускников.
«Более 90% выпускников поступают на бюджетные места в престижные вузы Самарской области и России, – продолжает Людмила Басис. – Много детей из инженерного класса поступает в Самарский университет имени Королёва. Но есть дети, которые ставят себе более высокую планку и едут поступать в столичные вузы. Две трети выпускников медицинского направления выбирают наш медуниверситет, благо в последнее время вуз открыл много новых специальностей. Обидно, что у нас в Самаре мало бюджетных мест в вузах по экономическому направлению. Поэтому дети, выбравшие его, едут учиться в Москву, Санкт-Петербург, Казань».
Кадры и наставничество
Успехи выпускников лицея – это, в первую очередь, заслуга педагогического коллектива «Созвездия» в составе более 60 высококвалифицированных специалистов, увлечённых своей профессией, вкладывающих в детей свою любовь, заботу, душу, стремящихся воспитать честных и ответственных граждан.
90% преподавателей лицея имеют категорию, более трети коллектива имеют педагогический стаж свыше 30 лет, а шесть преподавателей – свыше 40 лет. При этом коллектив регулярно пополняется молодыми кадрами, которые постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство под руководством опытных наставников.
В соответствии с принятой в лицее Программой наставнической деятельности в 2023-2024 учебном году, куратором которой является замдиректора по УВР Надежда Юрьевна Гончарова, за наставниками закреплены 7 молодых специалистов. Старшие коллеги помогают молодым адаптироваться в новом педагогическом коллективе и осуществить плавный вход в профессию.
«Результат лицея – это именно результат работы нашей педагогической команды в целом, – подчёркивает Людмила Басис. – Я, как директор, могу лишь направить, предложить, заинтересовать коллег той или иной идеей или проектом, но их принятие, разработка и реализация – всегда дело коллективное».
Директор отметила высокую мотивацию, активность и целеустремлённость молодых преподавателей, таких как Юлия Бородинчик, Наталья Гончарова, Елена Громова, Алексей Пантюшин и других.
Коллектив лицея гордится своими успехами и достижениями, одно перечисление которых займёт несколько страниц. Достаточно сказать, что с 2016 года МБОУ «Лицей «Созвездие» № 131» входит в список «100 лучших образовательных учреждений России», а с 2020 года ежегодно награждается грамотой Министерства образования и науки Самарской области как «Лучшее общеобразовательное учреждение Самарской области».
Но главной наградой для педагогов является, конечно, признательность и добрая память бывших учеников, которым они помогли сделать главный выбор своей жизни.
Светлана Викторовна Коротаева, учитель английского языка, председатель методического объединения учителей иностранных языков:
– Я вхожу в число наставников молодых учителей. Мы помогаем им совершенствовать профессиональные навыки, оказываем психологическую и методическую поддержку, помощь в разработке индивидуальной траектории саморазвития. На еженедельных мини-заседаниях методического объединения обсуждаем проблемы и пути их решения, работу по олимпиадам, по программе «Одарённый ребёнок».
Кроме общеобразовательной программы, мы преподаём разговорный английский по современным англоязычным учебникам. Школьники пользуются специальной интернет-платформой, где размещены интерактивное пособие, учебник, тетрадь, различные тесты, учебные видеоматериалы. Все кабинеты оборудованы интерактивными досками. Наши дети успешно себя проявляют на городских и областных олимпиадах и конференциях. Некоторые выпускники поступают в вузы по направлению «Лингвистика» и возвращаются в родную школу уже педагогами.
На мой взгляд, преподавание гуманитарных предметов у нас на очень высоком уровне. И интерес учащихся к гуманитарным направлениям не ослабевает, несмотря на растущую популярность инженерно-технического направления.
Лариса Леонидовна Чудинова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10-11-х классов:
– Я много лет работаю со старшеклассниками и хорошо изучила специфику общения с ними и с их родителями. Мне удаётся находить к ребятам особый подход, завоевывать их доверие и добиваться высоких результатов при выпуске.
Сегодня дети более раскованные, раскрепощённые, они свободнее выражают свою точку зрения, могут поспорить с педагогом и в то же время обладают более высокой культурой. У них на всё есть точка зрения, и они мыслят вполне по-взрослому.
Дети сегодня очень мотивированы в плане учёбы и профориентации, с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, которые организуют вузы и работодатели. Многие берут целевое направление в конкретный вуз и выбирают для себя перспективу жить и работать в Самарской области.
Два раза в год мы с ребятами совершаем большие поездки по России, были даже за границей. Такие путешествия раскрывают детей по-новому, сближают школьников, педагогов и родителей, делают нас одной большой дружной семьёй.
Елена Сергеевна Громова, учитель математики и информатики, заместитель директора по науке:
– Развивая практическую базу образования, мы стремимся сделать занятия более интересными, особенно в младших классах. Используем различные методики преподавания, в том числе интерактивные задания, а также преподавание в игровой форме.
У нас ежегодно проводятся зимние математические олимпийские игры, в которых участвуют все лицеисты. В число дополнительных занятий с детьми входят также кружки по олимпиадам, где мы разбираем задания повышенной сложности. По нашим прогнозам, в этом году учащиеся лицея вполне могут войти в число призёров Всероссийской олимпиады школьников.
Вообще по программе информатика начинается с 7 класса, но у нас в лицее – со 2-го класса. Старшеклассники уже занимаются программированием, участвуют в «Королёвских чтениях», и некоторые поступают в вузы на IT-специальности.
Наталья Александровна Гончарова, учитель истории и обществознания, руководитель школьного Музея боевой славы «Курская битва»:
– Я педагог в четвёртом поколении. Сегодня в лицее работает моя мама, тоже учитель истории. Я с раннего детства росла в атмосфере учительского труда и другой профессии для себя не представляла.
Сегодня при преподавании истории и обществознания надо учитывать современные реалии, проводить исторические параллели, искать первопричины тех или иных событий и явлений. Мы живём в такое время, когда историю надо чувствовать и понимать. И в этом смысле наш музей «Курская битва» – очень важная составляющая патриотического воспитания. В свете событий последних лет мы ни в коем случае не должны забывать свою историю. И мы воспитываем ребят на примере ветеранов – участников Курской битвы, 80-летие которой отмечали в уходящем году.
Музей ведёт активную общественную жизнь. Мы проводим экскурсии, школьные мероприятия вместе с ветеранами Великой Отечественной войны и СВО, ведём обширную переписку с другими музеями, вузами, школами, общественными организациями.
Сейчас работаем над новой большой экспозицией, рассказывающей об СВО и её героях. В прошлом году состоялось открытие Парты героя, посвящённой погибшему выпускнику нашего лицея. Планируем также открытие мемориальной доски.
Алексей Олегович Пантюшин, учитель физики и ОБЖ, выпускник лицея:
– Моё возвращение в лицей в качестве преподавателя – во многом случайность, но я об этом совершенно не жалею. Посетив лицей в 2020 году после окончания Самарского университета имени Королёва, я неожиданно получил приглашение на работу от нашего директора. Первый год работал техническим специалистом и одновременно получал квалификацию педагога. И в моём случае обойтись без опытных наставников было бы невозможно. Моим куратором-наставником стала Галина Владимировна Покатаева. Я и сегодня в сложных ситуациях обращаюсь к ней и к другим коллегам за наставнической поддержкой.
За три года работы в школе я успел поучаствовать в конкурсах методических разработок, был призёром городского Фестиваля идей «Методические разработки молодых учителей», а также готовил детей к конкурсам, в том числе «Тимирязевским чтениям», где ребята успешно выступали с экологическими проектами. Для меня это был первый собственный опыт в качестве наставника.
Юлия Юрьевна Бородинчик, учитель английского языка, советник директора по воспитанию:
– Я являюсь наставником молодых педагогов английского языка. Так как работаю в лицее «Созвездие» 8 лет, определённый опыт у меня есть. Мы действуем в команде, очень тесно общаемся, хорошо изучили друг друга. С одной из моих подопечных принимали участие в городском конкурсе профмастерства «Наставник + Молодой учитель = Команда» и заняли в нём 3-е место.
Основная моя задача, как советника по воспитанию, – заниматься детьми, привлекать их к различным полезным активностям. Сегодня в России много детских общественных объединений, в том числе «Движение Первых», «Орлята России», волонтёрское движение. В лицее созданы первичные организации этих общероссийских объединений. И моя роль – курировать и организовывать воспитательную работу в лицее в одном векторе с общероссийскими проектами в области патриотического воспитания, экологии, спорта, волонтёрства, лидерства и другими.
Автор: Алексей Сергушкин