- Муниципалитеты формируют инвестиционный потенциал губернии
- «Samara Ring». Визитная карточка автомобильного региона
- Сохранить урожай
- Мясное животноводство в условиях рискованного земледелия
- В новом статусе
- Успех зависит от людей
- Праздник урожая
- Самара тепло встретила Эльдара Рязанова и Юрия Деточкина
- Много света и добра. Акция «Благородство»
- Ожившие страницы истории
- Сто песен для Самары
- Baby Fashion TV
- Смотри на меня как на равного
- Самарские бабочки летят в Марсель
- Самарские артисты в гостях у Пьера Кардена
«Samara Ring». Визитная карточка автомобильного региона
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2012 (декабрь)
Одним из наиболее интересных инвестиционных проектов, реализуемых в Самарской области, является проект многофункционального спортивно-выставочного комплекса «Samara Ring», инициатор которого – Вячеслав Михайлович Малеев – человек, безусловно, уникальный. Председатель совета директоров Промышленной группы компаний «АвтоКом», депутат Самарской Губернской Думы, президент РСОО «Автомобильная федерация Самарской области» и просто успешный автогонщик – в своём видении значения данного проекта для региона он идёт гораздо дальше интересов бизнеса и спорта.
С&Г: Вячеслав Михайлович, для деловых кругов Вы прежде всего успешный бизнесмен, глава Промышленной группы компаний. Как развивался «АвтоКом» в последние годы и на каком этапе находится сегодня?
Вячеслав Малеев: Я возглавляю «АвтоКом» с 2000 года, и за этот период нам удалось сделать немало. Целый ряд предприятий, вошедших в это время в группу компаний, находились в тяжёлом финансовом состоянии, но сегодня они выведены из кризиса. Сейчас наши предприятия расположены в Самарской, Калужской, Ивановской, Московской, Нижегородской и Пензенской областях.
Одно из основных направлений работы, с которого и начинался «АвтоКом», связано с производством автокомпонентов. Автопром очень быстро меняется, постоянно появляются новые материалы и технологии, поэтому, чтобы находиться «на гребне волны», требуются постоянная модернизация, совершенствование, оптимизация. В связи с этим в дивизионе автокомпонентов у нас сегодня происходят большие преобразования. Мы очень много сил и средств тратим на внедрение принципов «бережливого производства», в связи с чем осуществляются технологические и процессные изменения. Например, если раньше литейное производство у нас было на трёх площадках, то сейчас мы его группируем в одном месте. И так по всем процессам – концентрируем их и одновременно усиливаем новым оборудованием.
Мы работаем со всеми сборочными производствами на территории России. Предприятия ГК «АвтоКом» производят более 900 наименований автокомпонентов. В общем объёме наших поставок около 28% приходится на «АвтоВАЗ».
В связи с тем, что ряд площадок освобождается, мы активизировали развитие нашего строительного направления. Например, сегодня мы участвуем в реализации проекта жилой застройки территории бывшего ипподрома в Самаре, а также застройки в районе Постникова Оврага. Интересные проекты у нас в Калужской области.
С&Г: Калужскую область называют в числе регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Чего в этом смысле не хватает Самарской области?
В.М.: Когда мы говорим об инвестиционном климате, о необходимости развития региона, то нужно понимать, что одним из главных источников этого развития являются ныне действующие производства. В нашем регионе по факту сформировано несколько экономических кластеров, которые необходимо поддержать, помочь им закрепиться на достигнутых позициях и двигаться вперёд. У нас очень хорошие нефтяной и нефтехимический, авиационно-космический и автомобильный кластеры. И сегодня важнейшая задача – вывести их на новый уровень.
Я неоднократно поднимал вопрос в нашей Губернской Думе, на всех крупных форумах – сегодня необходимо уделить особое внимание существующим предприятиям Самарской области.
В Калуге формирование новых производств и кластеров сопровождается серьёзной поддержкой существующих предприятий, которым помогают встраиваться в новые производственные цепочки, делают их современными жизнеспособными звеньями формируемых кластеров.
Мы очень надеемся, что новый губернатор Самарской области и его команда будут также относится к действующим производствам. Сегодня несколько странно выглядит инвестиционная политика, когда область с распростёртыми объятиями приглашает к себе сторонних инвесторов, новые компании, обещая любые виды льгот и преференций, и в то же время не делает практически никаких послаблений для компаний, стремящихся модернизировать и развивать уже действующие в регионе предприятия. А ведь именно они формируют налоговую базу, платят налоги на прибыль, на имущество, на землю, содержат рабочие места и несут массу социальной нагрузки. В их числе и предприятия группы компаний «АвтоКом». Фактически область сегодня на наши же деньги создаёт нам конкурентов с совершенно другими, гораздо более выгодными условиями работы.
Поэтому сегодня нам вместе с властью нужно скорректировать вектор инвестиционной политики, направив его в сторону тех, кто реально формирует экономический потенциал региона. В противном случае власти могут столкнуться с закрытием существующих производств или переводом их в другие регионы, что однозначно усилит социальную напряжённость, поставит в трудное положение ещё целый ряд местных предприятий – партнёров и поставщиков. Ведь если речь идёт об автомобильной отрасли, то надо помнить, что сборочный конвейер автопроизводителя – это своеобразный мультипликатор экономического и технологического развития общества, заставляющий развиваться все остальные виды промышленности и создающий рабочие места во многих отраслях.
С&Г: Как появился проект «Samara Ring»?
В.М.: Примерно в середине 2000-х годов в России закрылись сразу несколько гоночных автотрасс – в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и других городах. В связи с этим развитие шоссейно-кольцевых дисциплин в отечественном автоспорте ощутимо замедлилось. Многие спортсмены переквалифицировались и ушли в другие виды.
Между тем в Европе, Америке и на Востоке уже давно оценили эффективность профессионального автоспорта, коммерческую отдачу от проведения чемпионатов, доходы от специализированных трасс с развитой инфраструктурой, влияние автоспорта на социальный уровень и на внимание к продукту автомобильной промышленности. В той же, казалось бы, кризисной Испании трассы строятся одна за другой. Причём строятся в депрессивных регионах, потому что такая трасса со всеми мероприятиями и соревнованиями, которые на ней проводятся, является катализатором экономической и социальной активности на обширной территории вокруг неё.
После 2007 года в нашей стране началось строительство нескольких новых стационарных трасс, в результате чего появились объекты, соответствующие всем современным международным стандартам. Такова, например, трасса Moscow Raceway в Подмосковье, выполненная по стандартам «Формулы 1». Под «Формулу 1» строится трасса в Сочи. Современные трассы построены также в Нижнем Новгороде, Смоленске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Казани, планируются – в Обнинске, Новосибирске, Приморье.
В Самарской области, где находится столица российского автопрома Тольятти, где традиционно развиты автоспорт и мотоспорт, где есть все необходимые экономические, транспортные и человеческие ресурсы, отсутствие современной гоночной трассы выглядит, по меньшей мере, странно.
Идеей нашего проекта является создание многофункционального спортивно-выставочного комплекса «Samara Ring» с целью проведения соревнований по авто- и мотоспорту российского и международного значения (WTCC, GT series, DTM, Moto GP), а также фестивалей и других мероприятий. Примечательно, что разработкой мастер-плана комплекса занимается немецкий архитектор и автогонщик Герман Тильке, чьи разработки легли в основу большинства существующих спортивных объектов «Формулы 1».
С&Г: Расскажите подробнее о проекте. Что он включает?
В.М.: Комплекс проектируется на площади 150 га, находится в непосредственной близости от трассы М5 и недалеко от международного аэропорта «Курумоч» между городами Самара и Тольятти. Развитая инфраструктура комплекса позволит использовать его круглый год. В радиусе 400 км от места строительства проживает более 12 млн. человек, среди которых соревнования по авто- и мотоспорту весьма популярны, что вызвано в том числе близостью Волжского автозавода. К месту соревнований спортсменам и зрителям будет сравнительно несложно добраться любыми видами транспорта: автомобильным, воздушным, железнодорожным, речным.
На территории гоночного комплекса предполагается проводить кольцевые, трековые и кроссовые авто- и мотогонки, соревнования по картингу, дрэг-рэйсингу и т.д. Также комплекс будет предоставлять множество услуг, не связанных непосредственно с соревнованиями. Например, проведение тестов и тренировочных сборов российских и зарубежных спортивных команд, проведение испытаний серийных и спортивных автомобилей, проведение занятий подростковых спортивных секций, занятий по контраварийной подготовке спецслужб, занятий школы пилотов по разным видам авто- и мотоспорта, а также курсов повышения водительского мастерства. Кроме этого, здесь будет возможно проведение крупных развлекательных мероприятий (концертов, фестивалей, авто-, мото-, авиашоу), организация салонов, ярмарок и выставок разной тематической направленности. И это далеко не полный перечень.
С&Г: Каковы этапы и сроки реализации проекта?
В.М.: Строительство комплекса планируется в несколько этапов. На первом этапе будут созданы ипподромная, ралли-кроссовая и картинговая трассы, пункт управления соревнованиями, боксы, сеть подъездных путей, часть зрительских трибун. На втором этапе – шоссейно-кольцевая трасса протяженностью более 4,5 км, гостиница, коттеджи, многоцелевой выставочный комплекс, видеотрансляционная станция, вертолётная площадка. И на третьем – строительство выставочного комплекса с конгресс-холлом.
Земля, на которой предусматривается строительство, полностью находится в нашей собственности. Сейчас готовятся технические условия для осуществления первого этапа.
Мы предполагаем реализацию проекта в формате частно-государственного партнёрства. Поэтому сроки строительства будут зависеть не только от активности инвесторов, но и от объёмов участия областного и федерального бюджетов. По предварительным расчётам вся спортивная составляющая проекта без гостиницы и выставочного комплекса может быть готова к 2015 году.
Отдельно будет решаться вопрос с выставочно-конгрессным центром. Я думаю, что такой центр международного уровня должен быть в области один. Сейчас же, в связи с переносом места строительства футбольного стадиона, рассматривается комплексное развитие территории бывшего Радиоцентра. И один из вариантов развития предусматривает размещение там выставочно-конгрессного центра. Поэтому мы должны сейчас окончательно договориться с Правительством Самарской области, с губернатором о месте строительства данного объекта.
С&Г: Что предусматривает частно-государственное партнёрство в реализации проекта?
В.М.: Проект не только экономически эффективный, но и социально значимый с длинным периодом окупаемости, превышающим 10 лет. Поэтому мы рассчитываем, что регион возьмёт на себя часть работ по созданию инженерной инфраструктуры, в частности – возведение дорог общего пользования, подключение к газовым и электросетям, обеспечение системами водоснабжения, канализации, очистки стоков. Область, в принципе, готова рассматривать возможность участия в проекте, и этот вопрос обсуждался на уровне Правительства и вице-губернатора. При этом все мы понимаем, что проект финансово ёмкий, поэтому требует переговоров, тщательных расчётов и оптимизации затрат.
Но затраты в любом случае себя оправдают. Ведь комплекс имеет с точки зрения доходности региона мультипликативный эффект. Каждое из 300 рабочих мест в комплексе обеспечивает как минимум 5 рабочих мест за его пределами. Получат активное развитие производство сувенирной продукции, гостиничные услуги, ресторанный бизнес, ремонт и сервис автомобилей, туристические услуги и т.д. А это многомиллионные ежегодные налоговые платежи в бюджеты всех уровней от эксплуатации комплекса и от поступлений с предприятий сферы обслуживания, транспорта, торговли.
Мы рассчитываем и на активное включение в проект частных инвесторов. Сегодня, например, рассматривается возможность участия ОАО «АВТОВАЗ» в строительстве закрытого всесезонного картодрома. Несколько других коммерческих структур уже выразили готовность участия в проекте.
С&Г: В чём заключена социальная значимость проекта?
В.М.: Во-первых, как я уже сказал, это создание сотен рабочих мест и активное развитие населённых пунктов вокруг комплекса. Во-вторых, это содействие занятости молодёжи и подростков в сфере авто- и мотоспорта, в результате чего многие из тех, кто сегодня гоняет по городу в ночное время, будут заниматься автоспортом цивилизованно, в нормальных условиях. Отсюда вытекает и третий немаловажный результат – формирование у значительной части молодёжи и автолюбителей профессиональных навыков и умений в управлении транспортом приведёт к снижению аварийности на дорогах общего пользования. Кроме этого, проведение на территории комплекса большого числа массовых культурно-развлекательных мероприятий, таких, например, как фестиваль «Рок над Волгой», должно снизить социальную напряжённость в обществе.
И, наконец, огромное значение комплекс «Samara Ring» будет иметь для повышения имиджа Самарской области в российских и международных спортивных и деловых кругах, инвестиционной привлекательности региона.
Таким образом, многофункциональный спортивно-выставочный комплекс «Samara Ring» – это социальный проект, который способствует привлечению инвестиций в экономику Самары и области, развитию туризма, предполагает создание новых рабочих мест и позволит сделать город спортивным и культурным центром Поволжья.
С&Г: Наверное, не было бы этого проекта, если бы Вы сами не были известным автогонщиком, чемпионом России по автоспорту 2011 года, неоднократным победителем международных соревнований? Расскажите о Вашей спортивной жизни.
В.М.: Спорт в моей жизни занимает второе место после бизнеса. И я рад, что он тесно пересекается с бизнесом. Автоспортом я начал заниматься ещё в детстве, в автоклубе. Потом был большой перерыв, а в 40 лет меня пригласили поучаствовать в гонках на выживание. Это увлекло и стало моим возвращением в автоспорт. Сейчас у нас сложилась, я считаю, превосходная гоночная команда «Русские Медведи» («Russian Bears Motorsport»), которую по итогам 2012 года назвали открытием сезона. В этом году мы выиграли несколько международных соревнований. Среди прочих автомобилей мы выступаем и на автомобиле Lada Granta Sport. Нашу команду уже хорошо знают в Европе, приглашают участвовать в разных дисциплинах. Кстати, в этой команде вместе со мной выступает и мой сын Михаил. Кроме нас в команде участвуют мои партнёры Борис Ротенберг и Дмитрий Саморуков, а также Сергей Рябов, Кирил Ладыгин, Владимир Николаев, Дмитрий Бернгардт и два пилота из Испании – Пол Росел и Мигель Торил.
Когда в 2009 году я стал президентом Автомобильной федерации Самарской области, я с удивлением узнал, как много у нас в регионе людей занимаются автоспортом, по-настоящему болеют им. У нас проходит масса соревнований в любительских дисциплинах. Люди делают технические чудеса со своими автомобилями, «заражают» своими устремлениями молодёжь. И проект «Samara Ring» – это способ реализовать мечты этих людей, направить их на благо региона и его жителей.
Факт
В 2011 году В.М. Малеев создал Благотворительный Фонд для оказания материальной, финансовой, организационной и другой помощи исключительно детям до 16 лет, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей. Доходная часть фонда формируется из благотворительных пожертвований работников и юридических лиц ГК «АвтоКом». Ежемесячно на благотворительные цели распределяется свыше 500 тыс. рублей.
Автор: Алексей Сергушкин