- Муниципалитеты формируют инвестиционный потенциал губернии
- «Samara Ring». Визитная карточка автомобильного региона
- Сохранить урожай
- Мясное животноводство в условиях рискованного земледелия
- В новом статусе
- Успех зависит от людей
- Праздник урожая
- Самара тепло встретила Эльдара Рязанова и Юрия Деточкина
- Много света и добра. Акция «Благородство»
- Ожившие страницы истории
- Сто песен для Самары
- Baby Fashion TV
- Смотри на меня как на равного
- Самарские бабочки летят в Марсель
- Самарские артисты в гостях у Пьера Кардена
Русь ещё жива...
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2012 (декабрь)
В Самаре прошёл V Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли», организованный Поволжским историко-культурным фондом при поддержке Правительства Самарской области, областного Министерства культуры, Агентства социокультурных технологий и Клуба Почётных граждан Самарской области.
Пятый фестиваль – дата почти юбилейная, позволяющая с уверенностью заключить, что самарский кинофорум состоялся, окреп, встал на порог нового роста. Президент фестиваля Мария Серкова отметила: «Как и все дети этого возраста, мы научились ходить, говорить, преодолевать какие-то препятствия...» И если продолжить эту аналогию, то характерными для этого возраста чертами можно назвать, наверное, ясный, открытый, пытливый взгляд на мир, неугомонную любознательность, стремление всё увидеть, узнать, оглядеть со всех сторон, потрогать руками... Это и неуёмная фантазия, и способность задавать миру вопросы – иногда неудобные, но искренние, – проявлять независимость, показывать характер, порой падать, ушибаться и снова устремляться на поиски новых познаний и впечатлений. Применительно к фестивалю можно быть уверенным, что с возрастом эти черты не утратятся – ведь всё это профессиональные качества настоящего кинодокументалиста, запечатлевающего в движущемся кадре хронику жизни, живые портреты наших современников и эпизоды истории. Для молодых кинематографистов фестиваль стал школой мастерства, возможностью увидеть работы коллег и получить мастер-классы от мэтров, а для зрителей – снова и снова увидеть мир другими глазами, задуматься над острыми вопросами современности и подивиться многообразию и многогранности человеческого взгляда на жизнь во всех её проявлениях.
Фестиваль «Соль земли» – очень тёплый по ощущению, и это проявляется не только в фильмах, но и в отношениях между коллегами: сразу видно, что они не конкуренты, а собратья по творчеству, люди, делающие общее дело. И, хотя отбор номинантов был строгий – из более чем сотни присланных на фестиваль фильмов для конкурсного показа были выбраны лишь 39, – не отмеченными теми или иными наградами остались лишь единицы (а помимо традиционных наград победителям в номинациях – бронзовых, серебряных и золотой статуэток архангела Михаила – авторы лучших фильмов отмечались также призами от организаций-партнёров фестиваля). В число членов жюри, возглавляемого известным киноведом, заслуженным деятелем искусств России и Армении, президентом Фонда Ролана Быкова, профессором ВГИКа Арменом Медведевым, входили также режиссёр-документалист, лауреат международных и всероссийских фестивалей Борис Лизнёв, режиссёр-документалист, лауреат Государственной премии Российской Федерации, российских и международных фестивалей, руководитель студии «Азия-фильм» из Новосибирска Владимир Эйснер, доктор искусствоведения, профессор ВГИКа, заслуженный работник культуры Российской Федерации Галина Прожико, кинооператор, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных и всероссийских кинофестивалей профессор, завкафедрой операторского искусства Института экранных искусств Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Николай Волков – все не только профессионалы высочайшего класса, но и люди неравнодушные, влюблённые в документальное кино. «Мы все – люди, связанные с кинопроцессом, и понимаем, что любой, даже самый неполучившийся фильм – это часть чьей-то жизни, здоровья, сердца, интеллекта. Это великий труд, и поэтому выбрать победителя было, конечно, очень трудно», – отметила Галина Семёновна Прожико.
Тёплой, творческой обстановке способствовало и то, что стало уже традицией на фестивале «Соль земли» – путешествие по осенней Волге на прогулочном теплоходе. В этот раз участники и гости фестиваля посетили старинное село Винновка с вновь отстроенным монастырём Казанской Божией Матери и почтили память самарского режиссёра-документалиста Михаила Серкова, которому в этом году исполнилось бы 75 лет, просмотрев его фильм «Солнечная поляна» – о стариках, живущих в доме престарелых. А в день открытия фестиваля самарских зрителей ожидала творческая встреча с почётной гостьей – известной актрисой Ириной Мирошниченко, которая на этот раз предстала в амплуа певицы.
Девиз фестиваля «Соль земли» – слова из Нагорной проповеди Христа «Да светит свет ваш перед людьми». И этим критерием руководствовались в отборе члены жюри – способностью автора увидеть свет в своём герое и донести его до зрителя. Именно поэтому не кажутся безнадёжными любая ситуация, любой конфликт, отражённые в конкурсных работах, – при том, что авторы затрагивают очень острые и болезненные проблемы современности. Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Дмитрий Луньков в ходе своей творческой встречи сформулировал свой главный принцип как режиссёра-документалиста: «человек напротив меня». И ещё: «Шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый...». Считается, что в «ближний круг» каждого человека входят в среднем человек пятнадцать – родных, друзей, близких, значимых людей, тех, кого мы считаем для себя авторитетом, с кем можем быть откровенными, советоваться о самых разных вещах. Так вот, хорошее документальное кино расширяет этот круг, даёт нам «шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого и т.д.», позволяя встретиться с героями – не выдуманными, а живыми, реальными людьми – лицом к лицу, заглянуть в глаза, увидеть их человеческую глубину, заразиться их энергией, идеями или вступить в спор, задуматься над теми вопросами, которых не доводилось замечать... Наверное, этими же творческими принципами руководствуются и авторы большинства конкурсных картин – именно поэтому на фестивале (по крайней мере, с моей точки зрения рядового зрителя) отнюдь не ощущалось того, что многие документалисты, организаторы, члены жюри называли одной из главных проблем современного кинематографа – нехватки героя. Будь то герои без кавычек – подвижники, святые, полководцы, писатели, учёные, люди, оставившие след в истории, или наши современники, «маленькие люди», делающие своё дело на своём месте здесь и сейчас.
Герои нашего времени – и пожилые супруги из киргизского аула, построившие на деньги, которые скопили на паломничество в Мекку, памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (фильм о них «Дорога в Мекку» молодого киргизского режиссёра Асель Жураевой был отмечен специальным призом от журнала «Самара и Губерния»), и юные девушки-волонтёры, помогающие старикам в доме престарелых («Широкие объятия» московского режиссёра Юлии Киселёвой, награждённый дипломом от Самарского областного отделения общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации»), и покоривший многих герой фильма «Земля Андрея Сметанина» Альвины Ибрагимовой из Саратова (специальный приз оргкомитета фестиваля), и женщина с лучистыми глазами, хозяйка маленькой парикмахерской, куда приходят не только подстричься, но и выговориться, излить душу («Волосы» петербургского режиссёра Анны Драницыной, первый приз в номинации «Здесь и сейчас»). За полчаса перед зрителями проходят разные человеческие лица, судьбы и истории посетителей парикмахерской: старушка, впервые за много лет пришедшая сделать маникюр, пожилая актриса, переживающая смерть мужа, странноватый человек, рассказывающий о таджиках, гибнущих на стройках, нескладный парень – православный неофит, ветеран чеченской войны, на глазах преображающаяся, расцветающая невеста, пришедшая делать свадебную прическу... За дверями шумит, гудит машинами, бушует митингами «несогласных» большая питерская улица, а во внутреннем дворике – не «колодце» даже, а щели между домами, где курят героини фильма, – тишина, покой и тонкие деревца на пятачке среди асфальта. Такая обстановка невольно располагает к философскому, неспешно-мудрому взгляду на жизнь, умению выслушать и, не давая оценок и советов, разглядеть за внешним обликом внутреннюю сущность человека. И, наверное, права героиня, предполагающая в конце фильма, что в парикмахерскую приходят не только подстричь или уложить волосы, но и привести в порядок мысли, чувства, внутренний строй души...
Безграничный интерес к человеку, светлая, бережная интонация пронизывают практически все картины фестиваля. Не завоевал никаких наград, но стал очень достойным дебютом, покорив зрителя необычным ракурсом, свежестью взгляда, фильм «Мальчики» выпускницы ВГИКа Александры Пустынновой из Москвы, – о воспитанниках школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре Ивановской области. Интонация автора фильма иногда кажется слишком лёгкой, несерьёзной, смешливой, чему способствуют и «прыгающая» в ряде эпизодов камера, и смазанная резкость – но это не огрехи работы оператора, просто часть сцен для фильма снимали сами воспитанники, которым выдали для этого любительские камеры. За весёлыми и грустными, будничными, а порой комичными сценками из жизни ребят видны их живые, очень разные характеры, искренняя, любознательная вера и стремление к добру, формирование нравственного стержня (надо заметить, что незатейливое название фильма исподволь отсылает к «русским мальчикам» Достоевского), а за внешней суровостью полувоенной-полумонастырской обстановки, строгостью дисциплины – огромная любовь и теплота.
Молодых среди номинантов, отмеченных наградами, было на удивление много – недавних выпускников режиссёрских факультетов, дебютантов или тех, кто уже успел снять несколько фильмов. Это и уже упоминавшиеся Юлия Киселёва и Асель Жураева, и выпускник ВГИКа Евгений Ховаев, снявший фильм об обитателях хосписа «Дом самого красивого утра», отмеченный призом зрительских симпатий, и молодые режиссёры из Казани Анастасия Петрова и Гульнара Ахметова (картина «Смех» – о клоунах, работающих в детской онкологической больнице).
Много фильмов в этом году было посвящено и сельской тематике, причём общей тенденцией этих картин кинорежиссёр Борис Лизнёв, один из членов жюри, отметил боль авторов за гибель села, констатацию запустения, разрушения, однако мне показалось, что безнадёжности там отнюдь не было. Конечно, то, что здоровые ростки, дающие надежду на возрождение села, авторы представленных на фестивале работ находили большей частью не в рядовых (и желательно молодых!) жителях среднерусской деревни, а либо в представителях малочисленных суперэтнических групп, каких-то совсем уж необычных для нашего времени укладов (казаки, старообрядцы, сохранившие свои обычаи в затерянных в Сибири или Забайкалье дальних сёлах, как в фильме «Семейские» Алексея Погребного), либо в одиночках, «чудиках», «белых воронах» с самыми причудливыми верованиями, как герой фильма Олега Афанасьева «Иван, сын Ивана», либо в переехавших из города энтузиастах («Земля Андрея Сметанина»), – тенденция сама по себе не очень радостная, но что есть, то есть. Главное, что – есть, не утрачено, не потеряно до конца. Есть люди, способные увлекаться, работать, удивлять – и удивляться; не «валухи», по выражению очень колоритного персонажа картины «Иван, сын Ивана», потомка донских казаков, бывшего сельского учителя, а ныне поэта, краеведа и философа Ивана Колодкина. А главное – любить до самозабвения своё дело, свою землю, свой народ, людей, которые вокруг. Не случайно фильм саратовского режиссёра Альвины Ибрагимовой «Земля Андрея Сметанина» был отмечен на фестивале сразу двумя призами – многих покорил его харизматичный герой, фермер, егерь, филолог, писатель, перебравшийся в село из города.
Есть красота – и способность видеть эту красоту в покосившейся деревянной ограде на фоне заката, в тяжёлых золотистых колосьях под ветром, в морщинистом лице и узловатых руках восьмидесятилетней жительницы белорусской деревни, как в завораживающе красивом фильме «Жито» (первое место в номинации «Чти отца твоего и матерь твою»). Для автора этой картины, кинорежиссёра и писателя Антона Уткина (обладателя Гран-при прошлогоднего фестиваля), название этой номинации оказалось в некотором роде и лично символичным – поскольку фильм он снимал в местах, где прошло его детство. Там, в глубинке Брестской области, рожь на крестьянских наделах-полосках, куда не может подобраться комбайн, до сих пор жнут и молотят вручную. И говорят на странном наречии белорусского, украинского, польского и русского языков... Но сюжет фильма понятен и без перевода: одинокая бабушка не в силах самостоятельно справиться с урожаем и беспокоится о том, успеет ли убрать уродившееся жито до дождей. На помощь ей приходят юные дочери соседей – и как же красивы, как органичны эти девочки-подростки в современной одежде за этой древней, как мир, работой, как ловко управляются с серпом и вяжут снопы... И вечен, как мир, смысл песни, которую поёт героиня фильма, – о хорошей доле, которую желает мать рождённому ею сыну, о судьбе, которая важнее, чем «чёрные брови и белое личико»...
О музыкальном сопровождении фильмов на этом фестивале особый разговор – едва ли не в каждой картине на сельскую тему звучали народные песни – не в лубочно-клюквенно-эстрадном варианте, а в настоящем, аутентичном исполнении фольклорных, казачьих ансамблей, едва ли не в полевых этнографических записях. И это тоже говорит о подлинности, о глубине проникновения в тему. И о том, что вместе с русской деревней мы теряем не нечто отжившее, отсталое, не некий прикольный, впрочем, анахронизм, который можно экзотики ради приручить, одомашнить и научить петь про «пати фор эврибади», – а цветущую сложность огромного пласта культуры, немалую часть собственной идентичности, от которой быть отсечёнными – всё равно что от центрального корня в корневой системе. Дереву не жить без корней – но и корню не выжить без наземной части, поглощающей солнце и кислород из воздуха и дающей плоды...
Для того, чтобы «держаться корней», не обязательно жить во всём так же, как жили наши предки, – герои фильма «Казачья доля», показанного в ходе творческой встречи с его режиссёром, руководителем студии «Азия-фильм» Владимиром Эйснером, носят обыкновенный камуфляж, а верхом ездят потому, что на погранзаставе, расположенной в дикой степи у границ с Монголией и Китаем, нет бензина. Но они делают то же дело, что и их предки-казаки, – охраняют пределы своего Отечества, объезжая своим конным дозором восьмидесятикилометровый участок границы, который в разрухе 90-х остался практически без охраны. Некогда мощные укрепрайоны обезлюдели, разорены, растащен цветной металл, нет топлива, электричества, нет личного состава – кроме горстки этих несущих добровольную службу мужчин и мальчика-подростка, сына одного из них... Казалось бы, тоже безнадёжная картина, особенно если учитывать, что, по словам режиссёра, за время, прошедшее со съёмок фильма, ситуация в том районе не улучшилась, а только ухудшилась.
Так же – не благодаря, а вопреки существующим условиям – по-прежнему живёт и документальное кино, – это с болью отмечали многие члены жюри и участники фестиваля. Прекратили своё существование крупнейшие документальные киностудии в России и странах СНГ, а тем студиям и объединениям, что снимают кино, трудно не только найти финансирование – гораздо труднее пробиться к зрителю, ведь для кинотеатров и телевизионных каналов это «неформат». И, возможно, причина этой «неформатности» отнюдь не в том, что люди, создающие медиапространство, идут на поводу у массового зрителя, по невежеству считающего документалистику кинематографом «второго сорта». «Я долго думал над этим, размышлял и пришёл к выводу, что хорошее документальное кино, вставленное в телевизионный формат, разрушает медийное пространство до и после показа, – считает Владимир Эйснер. – И для того, чтобы восстановить этот одурманивающий поток, нужно время. Поэтому проще это кино не показывать». Иногда берут эти картины телеканалы «Культура», «Звезда», некоторые спутниковые каналы, их выкладывают в сети Интернет. Как рассказала продюсер московской студии «Риск» Ольга Шапошникова, молодые кинематографисты организуют клубы любителей документального кино при маленьких кинотеатрах или кафе, где устраиваются просмотры и обсуждения.
Вопреки – это слово не раз звучало и во время представления фильма, завоевавшего Гран-при фестиваля, – «Доброе утро, Митровица!» московского режиссёра Ирины Уральской. Картина эта, о жизни сербов на севере края Косово и Метохия, снималась с перерывом в три года: в первый раз съёмочная группа приехала туда в 2008 году. Однако материала, отснятого в Косовской Митровице и в сербских анклавах, режиссёру показалось недостаточно – истории людей, с которыми довелось встретиться, «повисали в воздухе», не имели продолжения, логического завершения. Решение продолжить съёмки было принято осенью прошлого года, когда север Косова стал вновь не тлеющей, а горячей точкой и доведённые до отчаяния сербы вышли на баррикады, протестуя против установления над своими территориями албанской власти. Казалось, всё препятствовало поездке съёмочной группы в рабочую командировку – и напряжённая обстановка в крае, и отсутствие денег на дорогу (пришлось брать кредит), к тому же у Ирины Уральской тяжело заболела мама. «Все обстоятельства были против, но Ира решила: надо ехать, – рассказывает продюсер Ольга Шапошникова. – Они поехали и сняли кино – вопреки всему. И фильм тоже получился о том, как там живут люди – вопреки всей той тяжёлой обстановке, которая там существует, как они любят, работают, создают семьи, пытаются что-то изменить в своей жизни к лучшему… Не всех героев удалось найти, некоторые просто отказались сниматься, невозможно было проехать в анклавы, поэтому многие истории из отснятых ранее не вошли в фильм, но события, которые там произошли, по-другому развернули картину. И она получилась. Когда мы показывали этот фильм коллегам, нас спросили: а почему вы ничего не говорите о политических событиях, о том, что там сейчас происходит? Но задача у фильма другая, он не о событиях в Косово и вокруг Косова, он просто о жизни, которой там сейчас живёт молодёжь, о её перспективах, её будущем, о том, на что они надеются. А самое главное – он про любовь...»
...Молодожёны Сергей и Милена живут в Косовской Митровице – городе, разделённом рекой на два враждебных мира, на сербскую и албанскую части. Несколько лет назад Сергея по ложному обвинению в убийстве албанца бросили в тюрьму на американской военной базе. Его вину так и не доказали, но пережитая тревога за сына стоила жизни его родителям – один за другим они умерли от болезней сердца. С момента первой встречи съёмочной группы с Сергеем в его жизни произошло много событий – он окончил философский факультет университета в Косовской Митровице и теперь руководит там центром по развитию студенческой карьеры, ведёт активную общественную жизнь. Женился на любимой девушке Милене, которая работает на радио и каждый день начинает передачу словами: «Доброе утро, Митровица!» Сергей и Милена молоды, влюблены и счастливы, они строят планы на будущее, гуляют по улицам родного города, встречаются с друзьями в кафе, обсуждают политическую обстановку – и всё это на фоне блокады севера Косова западными «миротворцами», баррикад, на которых дежурят сербы, не желающие отдать чужакам власть над своим краем...
В номинации «Времена не выбирают» первая премия была присуждена фильму «Ленинградка» режиссёра из Санкт-Петербурга Людмилы Шахт – о ленинградской поэтессе Ольге Берггольц. «Я очень полюбила ваш город, где одна из красивейших улиц носит имя Ленинградская, и теперь понимаю, что он тоже стал городом славы Ольги Фёдоровны Берггольц, чей голос вы услышали в фильме, – сказала режиссёр. – Она этого хотела. Напомню, что именно в вашем замечательном городе весной 1942 года состоялась премьера великой 47-й симфонии Шостаковича, которая названа им Ленинградской. А Ольге Фёдоровне Берггольц, когда она услышала эту симфонию в Москве, пришла идея передать её по радио жителям блокадного Ленинграда...»
А для тёзки Людмилы Шахт – екатеринбургского режиссёра Людмилы Коршик, чья картина «Не только за грехи наши…» была отмечена первой премией в номинации «Русский собор», знаменательным в Самаре оказалось то, что буквально в нескольких шагах от Дворца культуры железнодорожников, где проводилась церемония награждения, в Покровском соборе находилась Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» – одна из величайших святынь Русской Зарубежной Церкви, с которой тесно была связана судьба главного героя её фильма – Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна.
О Владыке Иоанне, ставшем первым русским святым, которого признали и российская, и зарубежная ветви Русской Православной Церкви, в фильме рассказывают его духовные чада – потомки русских эмигрантов, живущие далеко за океаном, где благодаря трудам этого замечательного пастыря выросло немало православных храмов, куда ходят не только наши бывшие соотечественники, но и люди разных цветов кожи, разных народов, континентов. Так русское рассеяние превратилось в сеяние – проповедь Евангелия, православной веры по всему миру. «Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны. Не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия. Чтобы осуществить то, что было сказано в Евангелии – «перед концом мира проповедано будет Евангелие во всём мире», – завершают картину слова Владыки Иоанна.
Победителем в номинации «Камо грядеши...» стал фильм «Хочу жить» замечательного московского режиссёра Вячеслава Орехова – о православной обители в Калужской области, где помогают вернуться к нормальной жизни алкоголикам и наркоманам. В прошлом году на фестивале «Соль земли» Вячеслав Орехов стал обладателем Серебряного Архангела Михаила – «За честь и достоинство в профессии». А в нынешнем этой высокой награды оказался удостоен заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Дмитрий Луньков, который призвал коллег «активно и с верой в лучшее будущее, с верой в завтрашний день работать в кино».
Второй серебряный символ фестиваля – «За лучшую операторскую работу» достался петербургскому оператору Дмитрию Коваленко, снявшему фильм «Русь ещё жива...». «Это очень верный друг, который вместе со мной вынес тяготы картины, если бы не он, картины бы не было», – сказала о нём режиссёр фильма Валентина Матвеева, которая удостоилась почётной награды от Самарской Митрополии – знака Святителя Алексия, небесного покровителя нашего города. «Пусть этот святитель, великий святой России всегда будет с нашим лауреатом!», – пожелал, вручая знак, архимандрит Вениамин (Лабутин).
Фильм этот, рассказывающий о жизни, творческом и духовном пути иеромонаха Романа (Матюшина), автора многих песен и стихов о судьбах России и православного народа, которые исполняют, в частности, певицы Жанна Бичевская и Ирина Скорик, Кубанский казачий хор, актёр Александр Михайлов, снимался в скиту Ветрово, затерянном среди псковских болот, куда добраться можно только на лодке или, зимой, пешком по льду. Здесь и несёт своё монашеское послушание этот удивительный человек, которому довелось пережить тяжкие испытания. «Я делала этот фильм в марте, когда начались эти гадкие нападки на Русскую Православную Церковь, – поделилась режиссёр Валентина Матвеева. – И внутренне надеялась, что фильм будет на них ответом. Но когда я приехала сюда, на этот фестиваль, посмотрела фильмы моих коллег, то поняла, что моя роль в этом такая ничтожная, потому что весь фестиваль представляет собой достойный ответ хулителям Церкви. Здесь я убедилась – Русь не просто жива, она будет жить и процветать ещё многие сотни лет!»
Специальный приз от Совета ветеранов кино Самарской области получил фильм «Видящие сердцем» ярославского режиссёра Елены Лобачёвой-Дворецкой, а специальный приз от Клуба Почётных граждан Самарской области – картина «Тяжелее воздуха» Олега Якушенкова из подмосковного города Одинцово. Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», которую вручал Армен Медведев, удостоен фильм «Письма в Россию» режиссёра Антона Алексеева (Санкт-Петербург).
Владимир Эйснер:
В документальном кино, на мой взгляд, очень важен этический момент. Об этом мало говорят, но, как это ни странно, документальное кино, которое обращено к хронике, к правде жизни, может быть самым лживым из искусств. И этому есть масса подтверждений – например, когда берут хронику, реальные исторические события, накладывают на них свой авторский комментарий, и событие предстаёт совершенно по-другому. Поэтому документальное кино может быть очень сильным, убойным оружием...
Архимандрит Вениамин (Лабутин):
Православное кино – это не только кино, где присутствует обязательный элемент церковности. Православное кино – это любое кино, которое нравственно воспитывает человека, заставляет его задуматься о смысле жизни. Главная беда нашего времени – утрата нравственного начала, оскудение любви, как сказал старец Паисий Афонский. Многие стали равнодушными, эгоистичными, не чувствуют чужую беду, чужую боль, живут только для собирания материальных ценностей, для наслаждения. Вся суть христианского богословия прекрасно выражена в одной фразе святого Иоанна Богослова: «Бог есть Любовь». Всякий пребывающий в Любви пребывает в Боге. Когда человек разучается любить, его сердце начинает каменеть, оно духовно умирает, оттуда уходит Бог. Тогда наступает ад уже на земле, который переходит в ад вечности. И низкий поклон всем вам, кто работает над тем, чтобы человек сохранил в себе человеческое начало.
Автор: Надежда Локтева