Оглавление
4#2012
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гостеприимство
Губерния сегодня
Инвестиции
История
Поздравления
Поколение
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области
Юбилей

Творческие миры Александра Васильева: театр, стиль, мода

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2012 (декабрь)

«Спящая красавица», «Лебединое озеро»... Открытие творческого мира Александра Васильева в Самаре для многих началось после просмотра известных балетов П.И. Чайковского на театральной сцене в художественном оформлении историка моды с мировым именем. Впервые он посетил родной город своего отца – Александра Павловича Васильева, Народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии Художеств СССР, в 2000 году почти инкогнито. Его пригласили для создания сценографии спектакля «Спящая красавица», тогда и были заложены первые творческие контакты младшего Васильева с Самарой.

Творческие миры Александра Васильева: театр, стиль, мода

С тех пор каждое его посещение превращалось в событие, он участвовал во многих интересных начинаниях, почти незримо формируя культурную микросреду волжского провинциального города. Со временем апофеоз идеи воплощённой красоты вылился в именной фестиваль «Поволжские сезоны Александра Васильева», название которого теперь признано модным брендом. Самобытные экскурсы в историю моды и творческий взгляд художника отражён в его книгах «Красота в изгнании», «Русский Голливуд», «Русский интерьер», «Я сегодня в моде».

Особую популярность имя Александра Васильева приобрело в связи с выходами в эфир программы «Модный приговор», направленной на развитие вкуса представительниц прекрасного пола разных поколений.

Любовь к театру Александр Васильев унаследовал от своего отца Александра Павловича Васильева, уроженца Самары, театрального художника, оформившего почти триста сценических спектаклей. Он с детства впитал и любовь к России, её истории, архитектуре, изысканным интерьерам и одеждам. В семье прививали любовь к русской классике – творениям Гоголя, Чехова, Тургенева, Островского, Достоевского. Базовые знания огромного пласта традиционной русской культуры, засвидетельствовавшей себя и в печатном слове, нотных знаках, и в художественных полотнах, были заложены в память Александра Александровича ещё в детские годы его жизни.

Очередной приезд Александра Васильева в Самару связан с художественным восстановлением в оперном театре балета Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды» в хореографии М.М. Фокина по оригинальным рисункам декораций и костюмов А.Н. Бенуа. Журналистам театральный художник рассказал о сценографических особенностях работы над спектаклем. Поскольку он осуществлял капитальную реконструкцию образов костюмов и сценических декораций по эскизам Бенуа, созданным более ста лет назад, многие детали приходилось воссоздавать интуитивно, имея представление об оригинальном авторском стиле. Для получения на сцене окончательного результата, близкого подлинному, ему пришлось исследовать коллекции тканей и аксессуаров Германии и Франции. Примечателен тот факт, что после показа этого балета дягилевской труппой в Париже родилась идея проведения знаменитых «Русских сезонов», составивших славу русского балета «серебряного века». Авторская хореография М.М. Фокина восстановлена самарскими педагогами-репетиторами в редакции Н. Долгушина. Костюмы были изготовлены белошвейками в самарских мастерских.

Творческие миры Александра Васильева: театр, стиль, мода

Театральная премьера сезона совпала с осенней сессией традиционных «Поволжских сезонов Александра Васильева», посвящённых празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. Образы молодых дизайнеров были навеяны легендарными сюжетами героических баталий и театральными фантазиями. Конкурсанты соревновались в четырёх номинациях: костюм-реальность, костюм-художественная идея, театральный костюм, перформанс. Зрители могли наблюдать на подиуме парад художественных идей, воплощённых в силуэтах, тканях, инсценировках и движениях юных манекенщиц.

Вот что рассказал Александр Александрович читателям журнала «Самара и губерния» в эксклюзивной беседе: «Самара – это родной город моего отца, который родился здесь сто лет назад. Здесь жил и мой дедушка, поэтому я очень люблю этот город, с удовольствием приезжаю сюда время от времени уже на протяжении почти двадцати лет. Двенадцать лет назад здесь открылись мои «Поволжские сезоны», которые проходят в качестве осенних конкурсных показов, имеют своих поклонников и радуют зрителей. Это октябрьские творческие встречи дизайнеров из разных уголков России и ближнего зарубежья. Ежегодно мы открываем для себя новые дизайнерские миры, имена молодых модельеров. Мифологизированный мир моды таит множество загадок, как правило, каждый сезон обновляется через шесть месяцев. Все модные тенденции представляем в нашей программе «Модный приговор», которую смотрит тридцать миллионов людей каждое утро по телевидению. Пять лет назад первым автором программы был Вячеслав Михайлович Зайцев, он являлся ведущим модного суда, а затем бразды правления передал мне. Я не стоял у истоков основания этой передачи, а стал её ведущим лишь три года назад».

На вопросы, которые больше всего интересуют поклонников, зрителей, слушателей о моде, стиле и его жизненных представлениях, Васильев отвечает в своей очередной книге «Я сегодня в моде»: «Это биографическая книга. В ней – ответы на сто вопросов, которые мне наиболее часто задают журналисты, читатели, почитатели Интернет-форумов и моего сайта. В Самаре у меня есть помощница Ольга Казак, ей приходится решать многие организационные вопросы, связанные с проведением сезонов. На протяжении моего знакомства с Самарой, моих визитов сюда, я организовал множество выставок, которые были посвящены памяти моего отца, теме исторического костюма, собственным авторским театральным работам. Неоднократно выступал с личными конференциями, докладами на темы истории мировой моды. Проведение «Поволжских сезонов Александра Васильева» можно сравнить с большим модным всплеском для самарской молодёжи. Всегда ожидается и наблюдается значительный резонанс во всём Поволжье, потому что к нам приезжают участники из Саратова, Тольятти, Казани, Уфы, Москвы, Северного Кавказа, Украины, Омска, Оренбурга, Екатеринбурга.

Творческие миры Александра Васильева: театр, стиль, мода

В организации сезонов нам помогают Министерство культуры Самарской области, центр французской культуры «Альянс Франсез», представители французской шоу-моды, сезоны посещают первые лица губернии и все, кто неравнодушен к миру моды. Наблюдается некая закономерность: высокой моды не существует давно, а восприятие моды меняется. Теперь и в Самаре много бутиков, «раскручивающих» торговые марки, много красивых людей, ездящих на дорогих автомобилях, отдыхающих за рубежом. В Самаре проводят мастер-классы мира моды, увеличивается количество ателье, моделей и журналов, посвящённых моде. Здесь уже сформировано ядро людей, которые постоянно ходят на наши семинары. Периодически со своими помощниками нам удаётся собрать около ста людей на лекцию. В результате проведения «Поволжских сезонов» у меня появилась одна из моих учениц и последовательниц, которая уже неоднократно была финалисткой этого конкурса – Мария Казак. Теперь она держит в Самаре успешное ателье и пользуется большим авторитетом среди публики. Город был несколько в спячке до этого всплеска. Нам удалось сделать из чуть-чуть «застывшего» волжского города город, который активно интересуется модой».

Историк моды Александр Васильев – лектор, который всегда открыт для своей слушательской аудитории. Его манера повествования и общения непринуждённа, а лекция превращается в интерактивное шоу с привлечением слушателей в качестве участников-моделей. Здесь можно услышать и справедливую критику, и поощрение художественного вкуса. Каждый, оказавшийся в роли слушателя, чувствует себя комфортно и раскованно. На васильевских лекциях-встречах, в основе которых – импровизация, можно узнать о многом: о моде на цвет и направлениях стиля, вкусах поколений и особенностях силуэта. Рассказ о модных деталях одежды и выборе аксессуаров он чередует с краткими экскурсами в мир модных эпох, словно «жонглируя» художественными стилями и понятиями от времён готики, эпохи барокко до современных тенденций. От его памяти и «цепкого» взгляда не ускользает ничего. Постоянная опора на стиль ретро, использование восточных мотивов – основные составляющие в выборе стиля. Западные тенденции, эклектика в одежде, откровенный китч стоят особняком, как отзвук на события, происходящие в общественной и социальной жизни современных людей. Вне критики – всегда безупречная классика. Отвечая на вопрос, в чём заключается кардинальное отличие стиля от моды, художник Александр Васильев младший резюмировал: «В России есть тенденция – подолгу не меняться и не переодеваться. Коко Шанель сказала, что мода выходит из моды, а стиль – это константа. Стиль – манера говорить, питаться, жить в определённом доме, стране, климате, стиль виден даже в цвете, тканях, силуэтах. Мода – более быстротечное явление. Глупы те, кто думает, что мода – это длина юбки, форма носика обуви. Мода – это манера ходить, танцевать, принимать те или иные лекарства, заводить тех или иных собак, поливать те или иные цветочки, жить в том или ином интерьере, слушать определённую музыку, носить мобильничек на шее... Всё, что мы делаем в этой жизни, зависит от моды. Безусловно, мода и стиль могут иногда соприкасаться, но чаще всего – нет. Самоотверженность моды в том, что она должна ниспровергнуть всех былых идолов, все те силуэты и расцветки, которые превозносила в прошлом сезоне. Действительно, мода циклична, она возвращается, но возвращается лишь частично, репликами».

Имя Александра Васильева известно в мире и как имя выдающегося коллекционера. Его частное собрание состоит из многочисленных платьев, театральных костюмов и аксессуаров различных эпох, многие из экспонатов – уникальной ручной работы. В редкой коллекции – более десяти тысяч фотографий, отражающих этапы становления русских моделей и домов мод за рубежом в период после 1917 года. Многие из ценных кадров представлены в фотокопиях на страницах авторских книг. Раритеты периодически экспонируются в российских музеях и на частных международных выставках.

Автор: Елена Воеводина


Автор:Елена Воеводина