Оглавление
Анна Тёплая
Оглавление

Воспитать человека

— Сызрань

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2015 (октябрь)

Школа имени героя

В настоящее время в российском общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что воспитать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Важнейшая воспитательная задача школы – создать условия для полноценного развития личности, защитить её, помочь адаптироваться к изменяющемуся социуму, научить жить в новой социокультурной среде. В связи с этим становится объективной необходимостью построение воспитательной системы школы, направленной на развитие духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности.

Ученики сызранской школы № 4

Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области Татьяна Осипова считает, что коллектив с этой задачей справился. Педагогами школы была разработана программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. На базе школы открыт музей Боевой славы 22 ОБ ВНОС, работает филиал Сызранского подразделения Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр». Во внеурочное время работают кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции. Активно ведётся краеведческая работа, организуются научно-практические конференции, работают школьные научные общества и военно-патриотические объединения.

Эффективность работы педагогического коллектива школы подтверждена многочисленными ежегодными достижениями и неоднократными победами на различных фестивалях, смотрах и конкурсах. Так, в 2015 году учителя начальных классов Ольга Бондаренко и Светлана Химичева заняли 2-е место в окружном конкурсе за программу «По дорожкам к здоровью». Второе место за программу «Путь к успеху» было присуждено учителю начальных классов Антонине Капустиной. Дипломами за 2-е место в областном конкурсе методических пособий на лучшую организацию по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» и в областном конкурсе методических разработок «Лучший урок» награждён учитель физической культуры Павел Семаков. Учитель русского языка, литературы и ОПК Светлана Титова награждена дипломом за 3-е место в областном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а также дипломом за 2-е место в областных Кирилло-Мефодиевских чтениях.

Команда учащихся 4-х классов стала победителем в окружной викторине «Знатоки православной культуры» (учителя С.П. Химичева, Н.А. Черникова).

Ученица 10-го класса Татьяна Плужникова заняла 3-е место в областных Кирилло-Мефодиевских чтениях с исследовательской работой «Вклад русского православного духовенства в Победу над фашистскими захватчиками». Ученики 10-го класса Татьяна Плужникова и Максим Киселёв заняли 1-е место в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. Ученик 3А класса Тихон Титов стал лауреатом окружного конкурса «Русь моя родная!» в номинации «Сочинение».

Первое звено. Детский сад №62

Задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань решаются, начиная с самого первого звена – детского сада. В школе имеются два структурных подразделения, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Воспитанники детского сада № 62 г. Сызрань

В структурном подразделении «Детский сад №62» ГБОУ СОШ №4, которым руководит Татьяна Куликова, создана целостная система духовно-нравственного развития дошкольников. Работа ведётся по многим направлениям: программа «Мы – жители России» знакомит с историей и традициями родного края, «Творим добро» формирует моральные ценности, «Природа – наш дом» прививает экологическую культуру, «Мир искусства» знакомит с литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Работа педагогов детского сада по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников отмечена дипломами всероссийского уровня. В 2015 году воспитатель Светлана Айнетдинова награждена дипломом I степени за работу «Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры через игровую деятельность» на всероссийском конкурсе «Обучение с увлечением», воспитатель Светлана Мальцева – дипломом III степени на II общероссийском конкурсе «По городам и сёлам», номинация «Региональный компонент на уроке».

Достижения всероссийского уровня имеются и у детей. В 2015 году воспитанник старшей группы Игорь Пикульский стал победителем III Всероссийского конкурса «Таланты России», воспитанник средней группы Матвей Филашин получил диплом III степени общероссийского конкурса «9 Мая – День Победы» в номинации «Конкурс рисунка».

Особенные дети

Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В структурном подразделении «Детский сад №56», реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования, которым руководит Наталья Сударева, создана система комплексного коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведётся по направлениям организации щадящего режима пребывания детей с учётом психофизических особенностей каждого ребёнка и специальных мероприятий по оздоровлению.

Система работы с особенными детьми включает в себя разработку и реализацию индивидуальных программ развития, учитывает психофизиологические особенности ребёнка с учётом реального уровня психического, речевого и физического развития.

Инструктором по физической культуре Александрой Рангаевой разработан комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий на основе коррекционной направленности групп.

Физическое воспитание в детском саду

Воспитателями и учителями-дефектологами разработана система работы на основе комплексно-тематического планирования, которая включает организацию кратковременного пребывания в группе во время занятий воспитанников с нарушениями развития со сверстниками без нарушений, включение слабослышащих детей в среду говорящих, тьюторское сопровождение вновь поступивших детей, формирующее положительное отношение детей к детскому саду и позволяющее выстроить индивидуальные пути устранения выявленных проблем.

Обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребёнку максимально сохранить своё привычное социальное окружение. Ранняя социализация воспитанников благотворно сказывается на формировании личности «особых» детей и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному образованию 95-98% детей-выпускников ежегодно, посещая ближайшую массовую школу, могут не разлучаться с семьёй, как это бывает, когда ребёнок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется в следующих видах и формах деятельности:

• непосредственно образовательная деятельность с детьми в режиме дня, игры (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые), беседы, чтение художественной литературы, просмотр электронных презентаций и видеофильмов;
• проектная деятельность (образовательный проект «Ненаглядная краса России», экологический проект «Украсим наш детский сад цветами»);
• развлечения и праздники («Коляда», «Широкая Масленица», «Сызрань – мой город родной»);
• кружковая работа (фольклорный кружок «Рябинушка», музыкально-театральный кружок «Теремок», изостудия «Волшебный карандаш»).

Работа педагогов детского сада отмечена победами на следующих конкурсах:

• II Всероссийский конкурс «Инклюзивная школа России – 2015» в номинации «Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику» (лауреат).
• Всероссийский конкурс «Мир молодости» молодёжных социально значимых инициатив, начинаний и опыта (серебряная медаль, 2013).
• Всероссийский конкурс «Призвание – воспитатель» оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ (серебряная медаль, 2013).