Оглавление
4#2016
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Инновации
Качество и конкурентоспособность
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Образование
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Творчество

Лилия Галузина: «Опыт Самары востребован в российском образовании»

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2016 (декабрь)

В последнее время в отечественном образовании явственно прослеживается тенденция возврата к традиционным ценностям. Размашистая поступь прежних реформ, ориентированных на западную модель образования, ощутимо замедлилась, и всё чаще в числе приоритетов рассматриваются воспитание, формирование человеческой личности, развитие одарённости.

В этом смысле опыт Самары сегодня может служить достойным примером для других городов и регионов. По мнению руководителя Департамента образования Администрации городского округа Самара Лилии Викторовны Галузиной, самарское образование не просто соответствует общероссийскому тренду, но в ряде случаев опережает, формирует его.

Руководитель Департамента образования Администрации городского округа Самара

C&Г: Лилия Викторовна, можно ли считать назначение нового министра образования и науки России подтверждением корректировки политики в сфере образования?

Лилия Галузина: Думаю, да. И хотя речь не идёт о возврате к прежним моделям, но использовать лучший опыт прошлых десятилетий можно и нужно. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание всегда было одной из основ отечественного образования. Сегодня оно в значительной степени утратило свою стройность, системность. И говоря о нынешнем самарском образовании, мы с гордостью отмечаем, что оно имеет очень высокий потенциал воспитательной работы. Это подтверждают большое число военно-патриотических клубов, активная волонтёрская деятельность, интереснейшие экологические проекты, масштабная работа по приобщению детей к спорту.

Самара оказалась чуть ли не первым городом, который посетила Ольга Юрьевна Васильева в должности министра образования и науки России. Она приезжала на открытие Всероссийского конкурса «Учитель года», а также побывала в одной из школ города, пообщалась с педагогами на общегородском совещании заместителей директоров по воспитательной работе. Речь как раз и шла о том, что традиционные духовно-нравственные ценности в системе школьного образования требуют более целостного и внимательного подхода, и что нелишним будет возвращение к лучшему опыту прошлых лет, начиная с трудового воспитания и самообслуживания. Ведь в сегодняшней школе дети уже практически ничего не делают своими руками, у них формируются иждивенческие, потребительские настроения. Уборка территории школы, генеральная уборка классов, летняя трудовая практика – всё это существовало раньше и играло, прежде всего, воспитательную роль, формировало чувство хозяина, уважение к труду. И министр, безусловно, ратует за возвращение таких, на первый взгляд простых, но очень важных вещей.

Ольга Юрьевна обозначила и несколько своих личных предпочтений. По её мнению, в каждой школе должны быть музыка, шахматы и спорт. Нас это очень обрадовало, потому что в Самаре в последние годы усилиями губернатора и главы города появилось много новых спортивных площадок при школах, улучшилось оборудование спортивных залов. Многие дети получили возможность бесплатно заниматься спортом. Мы сохранили и систему школ искусств. Далеко не каждый город может похвастаться таким их количеством и содержательным наполнением. Вообще, всё то, о чём говорит сегодня министр – о возвращении к духовной, эстетической составляющей – ещё раз подтверждает актуальность нашей работы.

C&Г: Что из самарского опыта, на ваш взгляд, является наиболее ценным в сфере развития детской одарённости?

Л.Г.: Наверное, организация летних профильных смен. Сейчас на всероссийском уровне говорят о том, чтобы полномочия по организации детского отдыха полностью передать министерству образования и сделать летний отдых детей частью их дополнительного образования и развития.

Мы в Самаре уже давно не ограничиваем детский отдых чисто развлекательными и оздоровительными функциями. В системе городского образования сохранились семь загородных летних лагерей, которые успешно используются для организации бесплатных профильных смен по различным направлениям развития детей: научно-техническому, художественно-эстетическому, военно-патриотическому и другим.

Сегодня у нас реализованы до полутора десятков программ летних профильных смен. Хоровая, театральная, спортивная, математическая... Каждый год появляются новые смены, которые связаны с самыми популярными направлениями. Например, уже два года действуют робототехнические смены для детей разных возрастов. Очень популярна интеллектуальная смена «Что? Где? Когда?». Есть смены, организованные совместно с Епархией, которые занимаются духовно-нравственным просвещением. В программе казачье-кадетской смены соединены военно-патриотическое воспитание и духовно-нравственная составляющая. Большой популярностью пользуется смена межнациональная, где изучаются история, культура, традиции народов России.

Во всех случаях дети получают не только интересное и полезное занятие, но и возможность пообщаться, познакомиться друг с другом. Организуются сообщества детей по интересам. Формируется та самая среда, внутри которой появляются возможности для развития детской одарённости. И конечно, немаловажно ограждение детей от негативного влияния улицы, от бесцельного времяпрепровождения.

Опыт профильных смен мы неоднократно презентовали на федеральном уровне. В том числе – на всероссийском форуме в «Артеке» и в образовательном центре для одарённых детей «Сириус». Примечательно, что принцип работы «Сириуса» во многом похож на наши профильные смены. Вообще, как выяснилось, наш опыт является одной из наиболее передовых технологий в организации детей, поэтому он очень востребован в стране.

C&Г: Профильные смены – лишь одна из составляющих системы выявления и развития детской одарённости. Как работает эта система в Самаре?

Л.Г.: Наверное, наиболее успешно идёт развитие детской одарённости в эстетическом блоке. По нескольким причинам. Во-первых, здесь традиционно сильна поддержка родителей, семьи. Роль города, департамента образования состоит в том, чтобы каждый ребёнок мог найти соответствующее своим талантам учреждение, причём желательно бесплатно. Для этого в городе, как я уже говорила, существует большая сеть учреждений дополнительного образования.

Во-вторых, должны быть широкие возможности публичной демонстрации талантов и достижений, чтобы ребёнок, его руководитель и родители стремились к росту, развитию. Для этого у нас в городе проводится около двухсот различных конкурсов и фестивалей для одарённых детей. Это не только мероприятия по видам искусств, но и тематические: Малые Дельфийские игры, Рождественский фестиваль, различные праздничные мероприятия. Это позволяет ребёнку не только продемонстрировать себя, но и оценить свой уровень в сравнении с другими.

Следующее направление – это научно-исследовательская деятельность, которая выходит на два больших сквозных проекта – предметные олимпиады и научно-исследовательская конференция. Они интересны тем, что ребёнок работает с научным руководителем. Здесь мы большую надежду возлагаем на преподавателей вузов, которые обеспечивают эффективную индивидуальную работу с ребёнком и актуальность исследования. Критерии научно-исследовательской работы с каждым годом ужесточаются, шансы на высокую оценку получают лишь реальные исследования, которые нередко проводятся на базе вузовских лабораторий или лабораторий предприятий. Это значительно повышает уровень работ старшеклассников по физике, химии и другим направлениям.

Кстати, преподаватели вузов также заинтересованы в этой работе, ведь они в ходе неё присматриваются к ребятам как к своим потенциальным студентам.

Естественно наша система работы с одарёнными детьми встроена в соответствующие областные программы, такие, например, как программа «Взлёт». Многие городские мероприятия являются этапами на пути к областным. Не могу не отметить интересный проект «Звёздный десант», направленный на подготовку квалифицированных кадров для регионального аэрокосмического кластера. В рамках этого проекта победители городских и областных конкурсов и олимпиад, связанных с космической тематикой, ежегодно получают возможность посетить космодром «Байконур» во время очередного запуска, Звёздный городок в Подмосковье, Московский планетарий.

Учитывая, что все эти поездки бесплатны, как, кстати, и профильные смены, для детей они становятся хорошим поощрением за успехи и импульсом для дальнейшей творческой интеллектуальной работы.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин