Закон - главное оружие против бюрократизации строительства

 

Будет справедливым отметить, что сегодня эти процедуры, опирающиеся на устаревшую правовую и градостроительную базу, пока еще сильно забюрократизированы и крайне усложнены. Из-за этого происходит не только уменьшение инвестиций в отрасль в целом, но и неоправ-данное удорожание строительства, увеличение его сроков.

Поэтому тема минимизации затрат на строительство тесно связана с темой дебюрократизации и дерегулирования в сфере градостроительства. Суть дерегулирования в общем смысле - максимально устранить влияние государства на рынок, чтобы обеспечить полноценную конкуренцию участников рынка и тем самым вынудить их использовать новые технологии. Новые технологии позволяют получать большее разнообразие товаров и услуг при меньших ценах. Новые технологии обеспечиваются инвестициями, а инвестиции приходят только туда, где инвесторы имеют возможность рискнуть в обмен на возможные прибыли.

Отсюда вытекает необходимость устранения излишнего административного регулирования градостроительной деятельности и произвола чиновников в принятии градостроительных управленческих решений. А этого можно достичь, во-первых, посредством внедрения в практику обязательного проведения инвестиционных торгов или иных форм обеспечения конкуренции, и во-вторых, путем стандартизации и упрощения механизмов согласования и получения исходно-разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов на основе установления единых правил и “прозрачных” процедур.

И, наконец, немаловажным звеном в деле дебюрократизации должно стать повышение активности населения в принятии градостроительных решений. С этой целью, в частности, в мае текущего года был принят Закон Самарской области “Об информировании граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности на территории Самарской области”. Этот Закон, вступающий в силу с 1 января 2005 года, призван обеспечить право граждан на достоверную, полную и своевременную информацию в сфере градостроительной деятельности на территории области.

Кроме данного Закона, Главным управлением архитектуры и градостроительства Самарской области непосредственно, а также с его участием осуществлен и запланирован на ближайшую перспективу целый ряд мероприятий.

Так, в июне текущего года утвержден “Порядок разработки, согласования, утверждения проектной документации, строительства (реконструкции) и ввода в действие индивидуальных жилых малоэтажных домов на территории Самарской области”. Этот документ, официально опубликованный в июньском номере газеты “Волжская Коммуна”, получил распространение в электронных средствах массовой информации, что обеспечило возможность его широкого применения. В аналогичных целях Главным управлением сейчас разрабатывается нормативный правовой акт в отношении объектов недвижимости, размещаемых на земельных участках садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Самарской области.

Сегодня активно ведется разработка генеральных планов конкретных населенных пунктов области в комплексе с правилами их застройки и землепользования. Следует отметить, что данные правила - основной инструмент регулирования инвестиционно-строительной деятельности на муниципальном уровне, а также реального обеспечения процедуры торгов и конкурсов в сфере градостроительства.

К настоящему времени сформирован проект Градостроительного устава Самарской области. Главное управление запланировало вынести этот законопроект на общественное рассмотрение в текущем году с целью своевременного принятия соответствующего Закона Самарской области в 2005 году.

Градостроительный устав Самарской области должен стать комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства на всей территории нашей области. Его принятие, в частности, является необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства на территории области.

Проект устава предполагает широкий спектр участников градостроительного процесса. Впервые в такого рода документе затронута столь значимая тема, как защита прав населения. Предусматривается ответственность в виде возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу населения вследствие нарушения законодательства о градостроительстве.

Повышение ответственности участников проектной и строительной деятельности за соблюдение технических регламентов предусматривается и через введение обязательной системы страхования завершенных объектов лицами, ответственными за проектирование и строительство. При этом следует отметить, что по-прежнему основным звеном в реализации замыслов заказчика по воплощению его требований и вкусов к зданию или объекту является проектировщик. Именно он как автор проектного решения должен защищать интересы заказчика и являться гарантом правильности принимаемых технических решений, соблюдения всех норм и стандартов, рационального использования материалов, минимизации затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию.

В проекте Устава также переносится акцент в предоставлении земельных участков для проектирования исключительно на конкурсную основу, чем обеспечивается сокращение и упрощение процедуры, сроков оформления разрешительных документов на проектирование и строительство.

Таким образом, дебюрократизация градостроительной деятельности, признанная одним из главных способов снижениях затрат на строительство, должна осуществиться посредством принятия и четкого соблюдения ряда законов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих “прозрачность” всех этапов осуществления строительства и дополнительные права граждан и юридических лиц, заинтересованных в его результатах.

 

В статье использованы материалы, предоставленные Главным управлением архитектуры и градостроительства Самарской области