НЕИСТОВЫЙ КОМАРОВ – ЛЕГЕНДА САМАРСКОГО ДЖАЗА

— Самара

В середине мая 2003 года в Самаре прошел фестиваль джазовой музыки под девизом: “Клуб “Движение” собирает друзей”. Три вечера на сценах “Дзержинки” и “ОДО” любительские и профессиональные ансамбли радовали слушателей хорошим джазом. Читатели нашего журнала уже имели возможность ознакомиться с ходом и результатами этого фестиваля (№ 4, июль 2003 г.)

В преддверии этого знаменательного события самарская джазовая тусовка была приятно удивлена и обрадована: в фестивале примет участие джаз-ансамбль из Йошкар-Олы, руководимый нашим земляком Борисом Комаровым.

Борис Комаров...

Все старшее поколение самарских любителей джаза прекрасно знает и помнит это имя. Многие были лично знакомы с ним. Да и молодое поколение, родившееся тогда, когда Комаров уже не проживал в Самаре, слышало много воспоминаний и баек об этом, я бы сказал, уникальном барабанщике, кумире любителей джаза 40-х - 50-х годов теперь уже прошлого века. Поэтому джазовая элита города с нетерпением ждала встречи с этим замечательным человеком.

Впервые Боря Комаров (Борисом Николаевичем он стал значительно позже) появился на самарской эстраде в 1947 году. Увлечение его ударными инструментами было не случайным, а фамильным - отец его, Николай Иванович Комаров, долгие годы работал литавристом в оркестре нашего оперного театра. Поэтому основы профессии он постигал с ранних лет, не выходя из дома, и стал достойным продолжателем семейной традиции.

Дебют Бориса состоялся в “Дзержинке” в составе теперь уже легендарного “Джаз-Оркестра НКВД”, руководимого не менее легендарным М.И.3он-Поляковым. Любители джаза тех лет сразу же полюбили девятнадцатилетнего паренька, симпатичного, жизнерадостного, остроумного, прекрасно владевшего арсеналом своих инструментов (папина школа!).

Со времен первых джазов барабанщиков часто называли “королями джаза”. Ведь от мастерства и имиджа ударника во многом зависело лицо оркестра в целом. И, несомненно, Комаров был “королем” в оркестре 3она. А тот - всячески способствовал поддержанию “королевского” имиджа Бориса, давая ему широкий простор для сольных импровизаций (”брейков”). И Комаров с блеском (или, как говорят музыканты, “кон брио”) с этим справлялся, успевая при этом еще мастерски жонглировать палочками.

К величайшему сожалению, в том же 1947 году неизлечимо больной Зон-Поляков ушел из жизни и биг-бэнд распался. Но из “осколков” этого оркестра Ю.Я.Голубев (тоже теперь уже легендарный) собрал небольшой танцевальный оркестр, который несколько лет обслуживал вечера молодежи в “Дзержинке”. Ударником в этом оркестре был, естественно, Комаров.

В те годы “Дзержинка” (несмотря на свою явную неприспособленность для проведения танцевальных вечеров) была самым престижным клубом в Самаре, и попасть туда на вечер было не просто - кассу брали “с боем” уже в середине дня. В тот период еще не началось массированное наступление на джаз, и репертуар у Голубева был “забойным”.

Вспоминаю, как мы, 15-16-летние мальчишки, еще не искушенные в джазе, правдами и неправдами попадавшие на танцевальные вечера, не уделяя должного внимания окружавшим нас милым барышням, толпились около эстрады и буквально по каплям впитывали в себя этот “джазовый яд”. И всегда в центре нашего внимания был неповторимый Боря Комаров, черт те что выделывавший со своими барабанами, тарелками, палочками. А он, видя наше нескрываемое восхищение, еще активнее работал на публику, срывая шквал аплодисментов и возгласов восторга.

Для некоторых из нас (в том числе и для автора этих строк) подобный “балдеж” около эстрады стал определенным стимулом, и мы начали еще ближе приобщаться к джазу, учиться игре на джазовых инструментах, став в итоге музыкантами-любителями. Многие из нас пронесли это увлечение через всю жизнь - кто на профессиональной основе, а кто посвящая игре в джазе свободное от работы время.

А кумир нашей молодости Борис Комаров, для которого игра в “Дзержинке” была только вершиной айсберга, служил в это время срочную, а потом и сверхсрочную службу в Образцовом оркестре ПРИВО в качестве барабанщика и литавриста и завершал учебу в музучилище по классу ударных инструментов.

В 1952 году Ю.Я. Голубев организовал оркестр в верхнем зале теперь уж не существующего кинотеатра “Молот”. Без Комарова там дело не обошлось, и он лет пять ежевечерне блистал там. Сейчас уже многие начали забывать, что в былые годы, почти во всех кинотеатрах перед сеансами зрителям предлагался получасовой эстрадный концерт.

Начало 50-х годов было самым трудным временем для джаза. Идеологические службы вели в то время активнейшую борьбу с космополитизмом и влиянием западной культуры. Поэтому слово “джаз” было хуже, чем матерное ругательство. Оно было вообще искоренено из русского языка, а джазовые оркестры стали называться “эстрадными”.

Но, Ю.Я.Голубев, на свой риск и страх, как-то всегда ухитрялся обходить всяческие препоны цензуры и продолжал баловать публику добротными джазовыми номерами. А Комаров всегда радовал зрителей какой-нибудь экстравагантной находкой.

А к каким хитростям приходилось тогда прибегать музыкантам, чтобы как-то поизощренней повесить лапшу на уши нашим доблестным идеологам. Например, при объявлении попурри из мелодий Чарли Чаплина, к фамилии автора непременно добавлялся титул: “Лауреат Сталинской премии за укрепление мира”. Это срабатывало и заметно усыпляло бдительность соответствующих служб. Поэтому претензий к явно джазовому характеру произведения не было. Таким же манером Дюк Эллингтон становился “борцом за свободу и независимость американских негров”, а Гленн Миллер - жертвой в борьбе с фашизмом.

Ну, а после 1953 года, когда, как тогда говорили музыканты, “Старый хрен Джо (в смысле Иосиф Виссарионыч) ушел на коду (в смысле умер)”, ситуация в стране заметно изменилась. Джаз из музыки тлетворной и разлагающей начал постепенно превращаться в музыку поистине народную. Тогда оркестр Голубева стал самым популярным оркестром в городе. А к/т “Молот” - самым посещаемым (несмотря на то, что фильмы шли там “вторым экраном”). Многие зрители приобретали билеты, чтобы только послушать концерт оркестра, а после концерта уходили, не заходя в зрительный зал.

В середине 50-х годов Комаров взял на себя руководство оркестром Индустриального института (ныне СамГТУ). За короткое время оркестр прилично зазвучал и стал пользоваться заслуженным успехом у студенчества. Многие музыканты, игравшие тогда в оркестре, стали известными потом не только в Самаре, но и за ее пределами. Это и Л.Бекасов, и Е.Варламов (оба и по сей день связаны с оркестром СамГТУ), и Е.Курочкин, и Ю.Юренков, и Э.Серебряков и другие. А барабанщики М.Спекторов, В.Варламов, В.Панкратов (”Понт”), И.Егоров (”Бемоль”) были достойными учениками Комарова.

В 1957 году Комаров получил приглашение в “Росконцерт”, где начал работать в составе ансамбля “Веселые ребята”. Ансамбль, в котором помимо Комарова играло еще несколько самарских музыкантов (И.Корнблюм с супругой, И.Хабаров), в те годы был частым гостем в нашем городе и быстро завоевал любовь и признание самарского зрителя. Это было то золотое время, когда (наконец-то) с джаза полностью сняли “табу” и он зазвучал с эстрады ”в полный рост”. Поэтому в репертуаре “Веселых ребят” было много джазовой классики и они “на ура” воспринимались самарской публикой, которая всегда трепетно относилась к джазу. Ну а Комаров и в этом новом составе был как всегда на высоте.

В начале 60-х годов, после распада “Веселых ребят”, Комаров окончательно “приземлился” и обосновался в Йошкар-Олинской республиканской филармонии, где играл в республиканских ансамблях, руководил ими, занимался педагогической деятельностью. С тех пор мы не видели его на эстраде, а если он и появлялся в Самаре, то только в отпуск.

И вот встреча с кумиром нашей молодости через сорок с лишним лет. Время, конечно, неумолимо и наложило определенный отпечаток на внешний облик Бори... пардон, Бориса Николаевича, который в конце 2003 года отметил 75- летний юбилей. Но он остался таким же подвижным, шустрым, остроумным. И тот же неистощимый юмор и неиссякаемый запас всяческих хохм, анекдотов и баек.

На фестиваль Борис Николаевич привез руководимый им профессиональный джаз- ансамбль “Free Lanse”. Состав его небольшой - два саксофона, рояль, бас-гитара, ударные и вокалистка. В репертуаре - джазовая классика и современные композиции. Звучание - вполне профессиональное, сочное и насыщенное. К сожалению, жесткие рамки фестивальной программы не позволили нам подробнее познакомиться с этим ярким ансамблем, но нестареющий Комаров был, как и в былые годы, в центре внимания. Все тот же четкий ритм, прекрасная техника, блестящая импровизация в сольных местах. Причем, на все комаровские брейки публика обрушивала шквал аплодисментов, а убеленные сединами ветераны джаза и былые поклонники Комарова, словно мальчишки, подбадривали солиста свистом и криками: “Боря, давай!” и “Боря, еще!”

После выступления ансамбля Комаров, обращаясь к залу, сказал, что он очень рад и даже немного удивлен, что самарцы помнят его после столь продолжительного отсутствия в родном городе, и от души поблагодарил за теплый прием, оказанный ему и его ансамблю. А также пообещал, что визит его оркестра на историческую родину не будет последним, и мы еще не раз встретимся в обозримом будущем. Жалко, конечно, что фестивальная круговерть не позволила нам поглубже пообщаться с Борисом Николаевичем, но из тех коротких бесед мы узнали, что он (несмотря на годы) продолжает трудиться в республиканской филармонии (результат мы видели и слышали), а также ведет класс ударных инструментов в Йошкар-Олинском музучилище. Готовит себе, так сказать, достойную смену.

Успехов тебе, наш легендарный земляк, и с нетерпением ждем новых встреч!

Автор: Владимир Лебедев


Автор:Владимир Лебедев