СУДЬБА ДЕРЕВЯННОЙ ЭПОХИ

— Самара

Кто отменит приговор самарским шедеврам? Испокон веков деревянное зодчество удовлетворяло требованиям бытового уклада, а вместе с резными узорами дарило людям радость прекрасного.

Е.Ф.Гурьянов

В глубокой древности умение плотничать было, по сути дела, одной из естественных надобностей населения Руси с ее бескрайними лесами. Здесь почти все было деревянным. Из дерева строились жилища, делались лодки, сохи, игрушки, плелись лыковые лапти. На дубовых досках писались иконы, а на бересте любовные письма. Само название поселений – «деревня» - произошло от слова «дерево». Каждый землепашец без посторонней помощи мог срубить себе избу, но плотником не назывался. Однако, с увеличением количества общественных сооружений военного и хозяйственного назначения, плотницкое мастерство выделилось в самостоятельную профессию. Она совершенствовалась по мере усложнения архитектурных и отделочных форм деревянных строений, удовлетворяющих эстетические запросы заказчиков. Явление, названное позже престижностью, также играло не последнюю роль в расцвете искусства деревянного зодчества.

У нас мало сведений об архитектуре деревянной Самары князя Засекина. Строилась она артелями плотников, нанятых в городах центральных районов и Верхнего Поволжья России, с их традициями деревянного зодчества. Вряд ли в то время уделялось много внимания декоративному убранству домов, тем более, стен и башен крепости. Да и массовое применение украшающих резьбовых элементов самарских зданий произошло лишь во второй половине девятнадцатого века, когда с изобретением узкополотной пилы-змейки (лобзика) появилась дешевая пропильная резьба. Простота и скорость ее изготовления позволяли предприимчивым столярам производить в мастерских доски с пропильной резьбой и продавать их поштучно или на погонный аршин. Однако еще до этого, в 1838 году, посетившие Самару петербургские художники братья Чернецовы высоко оценили наиболее старую часть города с улицами Преображенской (Водников) и Успенской (Комсомольской), записав в дневнике, что Самара “город многолюден, строение большей частью деревянное, но весьма красивое”. Эти кварталы древней Самары сгорели в большом пожаре 1854 года, уничтожившем более 150 домов. После этого бедствия на месте пожарища стали строить каменные здания, а по высочайше утвержденному предписанию 1869 года было запрещено строить деревянные дома от Волги до улицы Татарской (Галактионовской). Деревянное домостроение переместилось восточнее этой улицы и, достигнув вершины своего развития в двадцатых годах прошлого столетия, “деревянная эпоха” не то что “канула в Лету”, но опустилась, потеряв свое прекрасное лицо. То самое лицо, которое в “морщинах, шрамах, пластырях” мы еще можем наблюдать на старых деревянных улицах от Полевой до Комсомольской и от Галактионовской до Спортивной. Деревянная эпоха не исчезла, но исчезло мастерство ее созидателей. Вместе с заказчиками - потребителями продукции этого мастерства.

В отделе редких книг областной научной библиотеки хранится ветхий самодельный альбом самарского краеведа О.С.Струкова. Он содержит 55 черно-белых фотографий деревянных домов - памятников архитектуры, бесценного достояния, оставленного нам в наследство предками. Сорок лет ждет своего издателя этот альбом, как и рукопись “Домовая резьба” другого знатока и ценителя деревянного зодчества Е.Ф.Гурьянова. Они много лет боролись за признание искусства деревянной резьбы и ушли из жизни побежденными. Побежденными косностью чиновников и равнодушием толпы. Тем равнодушием, которое как чума поразило наше общество и оправдывается презренными поговорками “моя хата с краю” и “своя рубашка ближе к телу”.

Этим летом я не задавался целью обойти все упомянутые в работах О.С.Струкова и Е.Ф.Гурьянова старые деревянные дома. Не считал количество исчезнувших. Не хотелось испытывать вновь отчаянное бессилие, глядя на хладнокровно-молчаливое наступление на исторические кварталы Самары, жители которой вместе с мэром, руководителями районов, депутатами, городскими архитекторами желают видеть и называть себя цивилизованным, культурным обществом. Но культурное общество не может сложиться без знания и уважения прошлого, знания и сохранения истории - человеческой памяти!

Тысячелетняя Деревянная эпоха укоряет нас обнаженной убогостью, заброшенностью своих шедевров с разномастными заплатами на фасадах, заменившими резьбу. Уничтоженные безнадзорностью и временем резные ворота и калитки открывают взору постороннего внутренности этих трущоб - их дворы. У большинства деревянных полуразвалившихся домов ничего не осталось от былого великолепия и, по выражению сказочника Андерсена, “они давно бы упали, да не знают в какую сторону упасть”. Неистребимым остался лишь тяжелый дух перенаселенных жилищ, дух вековых помоек и кособоких будок отхожих мест над зловонными ямами. Он неотвязно сопровождал меня по Ленинской, Самарской, Маяковского... Он унижает двадцать первый, да и двадцатый век.

Учет уничтоженных под натиском новой застройки деревянных домов ведется в государственных и общественных органах по охране памятников. В их числе дом на улице Ленина, построенный хозяином, плотником Лезуновым. Об этом доме имеется восторженный отзыв в книге Е.Ф.Гурьянова “Самарские узоры”. Теперь на его месте семиэтажный корпус, 1 этаж которого занял трест “Волгатрансстрой”, а на месте непревзойденного по красоте дома № 32 на улице Красноармейской расположилось новое здание городской прокуратуры. Замечательные по красоте и долговечности дома Деревянной эпохи, при отсутствии ухода за ними, достаточно долго послужили Самаре и, как ни печально, большинство из них обречены на снос. Но наиболее выдающиеся произведения искусства безвестных плотников, резчиков, архитекторов необходимо сохранить для потомков. Их архитектурный облик, дополненный кружевами деревянных узоров, по доходчивости восприятия прекрасного ничем не уступает картинам А.К.Саврасова и И.И.Левитана, и они так же достойны занять свое место в музеях, как и картины великих художников. Для этого в Самаре в самое ближайшее время необходимо создать музей деревянного зодчества.

Будущий музей будет состоять из шедевров деревянного домостроения, подобных печально знаменитому детищу архитектора А.А.Щербачева, дому № 207 на улице Самарской. Двадцать лет он отбывает заключение за железным забором, окончательно разрушаясь, хотя и числится под охраной государства как памятник архитектуры. Печалью веет и от знаменитого “дома с часами” №5 на улице Коммунистической, на фасаде которого можно видеть остатки деревянных настенных часов. Эти часы не просто украшение. На их несуществующем теперь циферблате деревянными стрелками были зафиксированы час и минуты гибели дочери бывшего владельца этого дома А.Ф.Кожевникова. И тем кощунственнее выглядит огромный ржавый крюк с электроизолятором, вбитым в легчайшую паутину деревянных узоров рядом с часами - посмертным подарком дочери любящего отца.

Всякое созидание, любое дело рук человеческих обогащало людей не только материально. Прислушайтесь, как ласково звучит слово “конек”. Тот самый конек - гребень дощатой крыши, получивший свое название от вырезанных из дерева голов лошадей, которыми наши предки украшали самые высокие части домов. Так появилось новое значение старого слова. Налицо развитие словесности, обогащение языка.

Говоря о деревянных украшениях, нельзя не упомянуть и о редчайших, чудом сохранившихся металлических деталях некоторых домов. Душа радуется и одновременно плачет при виде былой красоты и жалкого состояния художественно выполненных водосточных труб с узорчатыми воронками и коленами на доме № 160 на улице Арцыбушевской и № 26 на Ярмарочной. Кое-где сохранились ажурные кованые кронштейны, поддерживающие деревянные навесы и балконы. И это гармоничное сплетение мастерства кузнеца и плотника мы обязаны сохранить. С восхищением и благодарностью к предкам-мастерам.

Проходя по улицам деревянной Самары, я несколько раз останавливался и разговаривал с пожилыми жительницами этих трущоб, вышедшими по своим делам к несуществующим воротам. Узнав, что меня интересуют архитектурные достоинства их полуразвалившихся жилищ - удивлялись. К идее создания музея деревянного зодчества относились недоверчиво-сочувственно и без энтузиазма. Их можно понять, заглянув во двор, где главным элементом цивилизации и городской культуры остается столетняя водяная колонка - одна на два десятка домов.

Музей деревянного зодчества должен состоять из нескольких домов - памятников деревянной архитектуры, отобранных специальной комиссией. Восстановленные в первоначальном виде и перенесенные на отведенное для музея место, они сами по себе будут экспонатами под открытым небом. В их залах будут экспонироваться макеты выдающихся деревянных сооружений города, крупноформатные фотографии “деревянных” улиц Самары, фрагменты домовой резьбы, документы, рассказывающие о хозяевах домов и их строителях. Примерно с такими словами я обращался более года тому назад с открытым письмом к самарским депутатам, через СМИ, и не получил ответа. Не получил ответа и от председателя комитета культуры Госдумы народного артиста Н.Н.Губенко. Лишь на письмо в адрес нашего мэра Г.С.Лиманского получил отписку за подписью руководителя департамента строительства и архитектуры В.Н.Пирогова. Не грех было бы вспомнить о шедеврах деревянного зодчества и депутатам всех уровней от коммунистической партии. Это при их правлении начали безнадзорно ветшать и преждевременно разрушаться деревянные дома. Знают ли самарские коммунисты о мемориальной доске на фасаде деревянного домика № 42 на улице Маяковского? На ней начертано: “В этом доме в 1910-12 гг. помещалось 2-е потребительское общество, в нем велась активная легальная работа большевиков”.

Многих деревянных домов Самары, представляющих собой архитектурно-художественный интерес, уже не существует. Превратился в руины знаменитый “дом с драконами” лесопромышленника Ильина на улице Магаданской № 4. От его оригинального облика остался лишь кусок дракона в дровяном сарае, да единственная лиственница в огороде, подстриженная по корявой китайской моде.

Но кое-что еще сохранилось. И очень нужно и важно спасти это “кое-что”. Об этом думал я, слушая самарских архитекторов и иностранных гостей, выступающих 13 июня на “круглом столе” в Доме архитектора. Лишь одна из участниц назвала “изюминкой Самары” ее историческую часть, и один иностранец отметил что эта “изюминка” разрушается и исчезает. Наши же городские архитекторы безмолвствовали по этому поводу. Мне казалось, что у этих молодых людей не привилось с младенчества и теперь уже не возникнет осязания “дыма Отечества”, а гражданская позиция никакая.

“Городские власти говорят: нет денег!” - так ответила “Самарская ассамблея-3” на мой вопрос о создании музея деревянного зодчества на своем последнем заседании в театре “СамАрт”. Но ждать больше нельзя! Кто отменит смертный приговор самарским шедеврам Деревянной Эпохи?!

Вселяет надежду заседание Госсовета в Петербурге по вопросу культуры, где прозвучали слова президента о издании Закона, разрешающего передавать памятники в частные руки.

Может быть, найдутся новые Алабины и Третьяковы, желающие послужить делу сохранения памятников деревянной архитектуры Самары?! Дело святое!


Автор: Н.Н.Петровский


Автор:Н.Н.Петровский