30 лет гимназии «Перспектива»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

В Год педагога и наставника самарская гимназия «Перспектива» отмечает 30-летний юбилей. Это учреждение по праву считается одним из флагманов образования, так как непрерывно работает над внедрением инноваций в педагогическую деятельность. Но «Перспектива» славится не только высокими достижениями воспитанников, но и средой, пропитанной ценностями уважения к личности ученика и профессиональной культурой педагогов, которые поистине составляют золотой фонд гимназии, города и страны. В «Перспективу» приходят за результатами, но остаются потому, что находят большую семью, живущую яркой, интересной и творческой жизнью.

директор гимназии «Перспектива»

Сегодня беседуем с директором Татьяной Владимировной Стародубовой, Почётным работником общего образования РФ.

С&Г: Татьяна Владимировна, с каким настроением «Перспектива» встретила свой юбилей?

Татьяна Стародубова: Настроение у нас рабочее, бодрое. 30 лет – серьёзный возраст. За этим количеством лет много заслуг и достижений – достижений детей, педагогов и всего коллектива в целом. Сегодня мы с гордостью осознаём, что успехи наших учеников достигли уже международного уровня, и это результат кропотливой работы всего сплочённого коллектива. Но мы не останавливаемся. Стремимся и дальше идти вперёд, заботясь о каждом воспитаннике и учащемся, создавая максимально комфортные условия для всех участников образовательного процесса. Гимназия работает по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через индивидуальную работу.

В этом году гимназия Перспектива вошла в топ-300 лучших школ России и в 20 лучших самарских школ.

С&Г: В чём главный секрет успеха вашего образовательного учреждения?

Т.С.: Первое правило любого успеха – любовь к своему делу. Второе – это команда, золотой фонд наших педагогов, которые чётко понимают традиции образовательного учреждения, детскую психологию, находят индивидуальный подход к ребёнку, организуют не только учебную, но и исследовательскую деятельность, тем самым образуют пространство для реализации инициативы детей, которое так необходимо им в современном мире. Я работаю в гимназии 28 лет, начиная с учителя начальных классов, заместителя директора, и чётко понимаю: наша главная ценность – сильный, современный, стабильный педагогический коллектив. А задача современного учителя – постоянно и целеустремлённо работать над собой. Учитель – «вечный ученик», человек, самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, неустанно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Наши учителя непрерывно совершенствуют педагогическое мастерство, проходя курсовую подготовку. Ведь педагог только тогда показывает высокие результаты, когда он учится и профессионально развивается сам.

Безусловно, важный аспект успешной деятельности нашей гимназии – это тандем педагогов, учеников и родителей. Родители наших гимназистов – современные, амбициозные люди со своими взглядами на мир. Они наш тыл, наши помощники и наши двигатели. Мы прислушиваемся к ним, чтобы не стоять на месте, а двигаться вперёд, к новым победам и достижениям. Я очень благодарна нашим родителям, которым не безразлична жизнь гимназии, которые всегда сотрудничают с нами по любым направлениям.

образование

С&Г: А кто стал вашим наставником и определил ваш личный профессиональный успех?

Т.С.: Честно признаюсь, я ещё в детстве точно знала, что стану учителем. В следующем году исполнится 35 лет моей педагогической деятельности, и я с уверенностью могу сказать, что выбрала любимое дело всей моей жизни. Укорениться в профессии мне помогли три очень важных для меня человека – мои наставники.

Первым, конечно, стал Владимир Иванович Шамотин, основатель нашего образовательного учреждения. У него я научилась индивидуальному подходу к каждому ребёнку и педагогу. Великий советский педагог Василий Сухомлинский когда-то сказал: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя». Владимир Иванович был уверен: дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения. Перед ними невозможно предстать в маске, только искренность по отношению к ним поможет учителю расположить к себе и к своему предмету. Владимир Иванович всегда старался сделать так, чтобы ученики смогли проявить себя в разных направлениях и выбрать то, в котором добьются самых больших побед. Не раскрыв ребёнка, не поняв его способностей, не прочувствовав его внутренний мир, мы не узнаем весь его потенциал! Я следую его заветам – нужно понять человека, его проблемы и помочь. Именно индивидуально, точечно. Владимира Ивановича нет с нами уже много лет, а я до сих пор беру с него пример и стараюсь так поступать.

Второй мой учитель – Наталья Петровна Толстых, руководитель, возглавляющая гимназию с 2001 по 2014 год, Заслуженный учитель РФ, Наставник, Педагог, Друг. Справедливая, компетентная, она подмечает различные нюансы и всегда доводит дело до конца. Наталья Петровна обладает великолепными управленческими качествами, так необходимыми в большом коллективе. У Натальи Петровны богатый опыт за плечами, и она делится этим опытом со своими подопечными. Она обладает колоссальными знаниями и может доступно донести любую тему. Она научила меня тому, что любое серьёзное дело начинается с организации процессов и с ответственности за результат. Для этого нужно составить чёткий план задач и действий, которые необходимо выполнить. Именно благодаря Наталье Петровне я состоялась как управленец.

Мой третий наставник – Любовь Сергеевна Лихидченко, ветеран педагогического труда, педагогический стаж её составляет 57 лет, и она продолжает работать в нашем учреждении заместителем директора по научно-методической работе. Она помогла мне стать учителем, когда я пришла в образовательное учреждение молодым специалистом. Сейчас молодые учителя боятся, когда к ним на уроки приходят методисты. Они думают, что мы пришли их контролировать. Нет. Методист – в первую очередь наставник, он должен помочь молодому специалисту освоить навыки преподавания, помочь влиться в профессию. Любовь Сергеевна мне в этом помогла. Благодаря системной и методической помощи педагога-наставника в 1997 году я стала победителем областного этапа конкурса «Учитель года».

С&Г: Что изменилось в гимназии со времен её основания?

Т.С.: Изменились дети, потому что полностью изменился мир. Современные дети – мотивированные, целеустремлённые, активные, раскованные. Нам, взрослым, порой сложно угнаться за их темпом. И всё же к каждому ребёнку можно найти подход, быть на одной волне с ним и понимать. Наш высокопрофессиональный педагогический коллектив – активный, открытый к поиску. У нас есть возрастные педагоги, но они молоды душой, стремятся внедрять новые технологии и развиваться. К тому же опытный педагог более тонко чувствует детскую душу и всегда может понять, что современному ребёнку нужно именно в нашем образовательном учреждении. Я всегда с особым уважением и благодарностью отношусь к нашим ветеранам педагогического труда. Ветеранов и молодых педагогов объединяет творческий подход к делу, работоспособность, заинтересованность в результатах и качестве своего труда, стремление развиваться самим и развивать своих учеников.

В определённом смысле работать стало интереснее, потому что сейчас много образовательных проектов и перспектив у детей. У педагогов больше ответственности. Компьютерная техника во многом облегчает нашу работу. Раньше были только мел и доска, а сегодня материально-технические, информационно-цифровые ресурсы гимназии полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к школам ХХI века: есть два кабинета ЦОС, все кабинеты оборудованы АРМ учителя, интерактивными досками и современным мультимедийным оборудованием, функционируют компьютерные классы и многофункциональный кабинет, более 100 компьютеров объединены в локальную сеть.

образование

С&Г: За последнее время изменился и внешний облик гимназии. Как вам удаётся делать её красивой, современной, стильной?

Т.С.: Внешний облик нашей гимназии, конечно же, меняется, ведь время не стоит на месте. Меняются времена, а вместе с ними подход к обучению и внешний вид гимназии. Предметные кабинеты оснащены наглядными пособиями, макетами, картами и спецоборудованием, необходимым для развития компетенций в конкретной дисциплине. Кабинеты биологии, химии, физики оснащаются специальным лабораторным оборудованием.

Проведены ремонтные работы в учебных кабинетах, приобрели эстетичный вид актовый зал и малый спортивный зал (оснащение гимназии даёт возможность заниматься в различных спортивных секциях: от танцев до единоборств и большого тенниса), обеденная зона и лестничные марши. В этом учебном году мы открыли центр детских инициатив, пространство, где гимназисты создают новые проекты, участвуют в конкурсах, конференциях, смотрят фильмы и просто общаются. Были обновлены холл и коридоры, создаётся единое информационное пространство. С каждым годом наша гимназия действительно становится современной и стильной. В «Перспективе» дети проводят много времени: присутствуют на уроках, делают домашнее задание, общаются с одноклассниками, участвуют в различных мероприятиях, посещают кружки и факультативы. Чтобы ученикам было удобно и уютно, все помещения в современных школах оформляются по принципу максимального комфорта. А дизайн всех помещений – это общая работа гимназистов, родителей и учителей.

С&Г: А что остаётся неизменным?

Т.С.: Неизменна верность традициям, которые были заложены ещё Владимиром Ивановичем Шамотиным: сохранение благоприятной атмосферы сотрудничества, сотворчества и помощи не только для учащихся, но и для преподавательского состава, плотное взаимодействие с родителями. Эти традиции придают гимназии ту особую и неповторимую атмосферу, что отличает её от других.

День памяти нашего основателя и первого директора – одна из главных традиций. В этот день, 3 марта, дети становятся совершенно другими, они тише передвигаются по коридорам, приходят в музей истории гимназии на экскурсию. Современные ученики не знали Владимира Ивановича лично, но они как будто через себя пропускают те исторические факты, которые происходили тогда, при открытии нашего образовательного учреждения. В этом и проявляется связь поколений, и она никогда не должна прерываться. Ведь именно преемственность поколений позволяет нам идти в ногу со временем и при этом хранить традиции академического образования. Все наши ученики должны знать человека, который в 1993 году открыл первую именную гимназию – «Перспектива», которая стала его главным детищем, его гордостью.

Также из огромного количества самых разных традиционных мероприятий хотелось бы выделить «Педагогические чтения», где учителя делятся своими находками, новыми задумками, педагогическими технологиями, формами, которые предлагают претворить в жизнь. Это замечательно, что у нас есть возможность постоянно совершенствовать свою работу, делать процесс обучения современнее.

Ещё одна традиция – Посвящение в гимназисты – очень статусное и вместе с тем трогательное мероприятие, когда наши выпускники посвящают в гимназисты вновь пришедших детей. Это произнесение клятвы, вручение значков, открыток с эмблемой нашего образовательного учреждения. В гимназии есть и традиции в плане брендовой символики: гимн, эмблема, флаг.

Очень душевно проходит Встреча выпускников. К сожалению, во многих образовательных учреждениях эта традиция исчезает. Но мы ни в коем случае не прерываем связь с выпускниками. Каждую первую субботу февраля с удовольствием встречаемся за чайным столом, готовим для них концерт. Собирается весь педагогический коллектив, мы общаемся, находим интересные точки соприкосновения, делимся успехами. Наши двери всегда открыты и наше сердце навсегда вместе с нашими выпускниками! Многие из наших выпускников, построив карьеру и обзаведясь семьей, приводят к нам своих детей, а некоторые приходят работать в гимназию, ставшую родной. Это очень ценно для нас.

Подвести итоги года, научно-исследовательской деятельности гимназистов, их спортивных достижений и творческих побед, расставить важные акценты, объявить лучших учеников и педагогов позволяет ежегодное мероприятие, ставшее традиционным, – Ассамблея «Союз ума, добра и красоты».

В этом году, в непростое для всей страны время, мы начали серьёзный патриотический проект «Парта героя», погибшего в СВО.

13 апреля 2023 года при исполнении воинского долга погиб дядя нашего ученика Ильи Дворянчикова – подполковник, начальник штаба батальона, Алексей Александрович Артёмов. Парта героя сейчас находится в кабинете истории, за ней имеет право сидеть самый достойный ученик.

образование

С&Г: Расскажите об инновационной деятельности гимназии.

Т.С.: Стремление к инновациям – в основе наших традиций. С первых дней работы «Перспектива» внедряла в процесс обучения самые современные, передовые обучающие программы развивающего характера. И сегодня в образовательном пространстве Самары наша гимназия позиционируется как современное мобильное образовательное учреждение, занимающееся продвижением инновационных образовательных технологий, и является единственной базовой школой Кембриджского университета по приёму международных экзаменов по английскому языку в Приволжском федеральном округе. Ежегодно «Перспектива» является городской проектной площадкой и ведущим организатором городских мероприятий учебно-исследовательской направленности, среди них интерактивная интеллектуально-творческая игра «Звёздные ступеньки» для первоклассников; интегрированная олимпиада «Звёздный олимп» для учащихся 2-4 классов, областная интернет-олимпиада по английскому языку для учащихся 4-5 классов, городская олимпиада по английскому языку для учащихся 5-8 классов «Сambridge Discovery Reading», а также городская метапредметная научно-практическая конференция «Современный мир в его единстве и многообразии» для учащихся 5-9 классов.

Инновационная работа нашего учреждения выводит наш педагогический коллектив из зоны комфорта в зону развития, движения, нахождения новых интересных проектов и их реализации совместно с детьми. Мы всегда делали ставку на создание таких условий, чтобы преподаватель мог реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, ведь, прежде всего, это очень важно для детей, которых он учит.

С&Г: Какие мероприятия приурочены к Году педагога и наставника?

Т.С.: Год педагога и наставника – логичное продолжение последовательной работы, которая реализуется в гимназии на постоянной основе. Ежегодно в декабре месяце мы планируем проведение традиционных «Педагогических чтений». В этот раз мы посвятили их Году педагога и наставника. Как и нашу Ассамблею «Союз ума, добра и красоты». Это итоговое событие, которое традиционно проходит в мае. В рамках Ассамблеи мы награждаем педагогов и наших самых активных детей, наших звёздочек, победителей и призёров олимпиад, творческих и спортивных конкурсов, конференций и фестивалей. В этом году мы наградили 283 ученика и 67 педагогов. На Ассамблее присутствовали и воспитанники нашего дошкольного отделения. Уже и в детском саду у нас есть победители и призёры различных конкурсов и фестивалей.

С&Г: Татьяна Владимировна, как бы вы охарактеризовали гимназию сегодня? Какая она?

Т.С.: «Перспектива» сегодня – это современное образовательное учреждение, в котором работают высокопрофессиональные педагоги. 74% учителей имеют высшую квалификационную категорию, это высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать практически любую задачу. Это команда единомышленников, где преобладают отношения партнёрского сотрудничества, уважения, доверия, а атмосфера успеха стала нормой жизни! Это славные традиции и великолепные праздники. И, конечно же, это наши ученики – воспитанные, коммуникабельные, работоспособные, мотивированные на высокие учебные результаты. Те, кто учится сейчас, и те, кто продолжает обучение в высших учебных заведениях, те, кто уже работает, но всегда высоко держит планку выпускника родной гимназии. Это родители наших учеников, позитивно настроенные и активно помогающие учителям.

Гимназия – это не просто место, где проходит процесс обучения. Это часть жизни, которая оставляет неизгладимый след в сердце каждого ученика.

Отличительная черта всего нашего коллектива – целеустремлённость! Только вперёд! К намеченным целям. Если мы ставим цели, мы обязательно их достигаем.

С&Г: Что приносит вам наибольшее удовольствие в работе?

Т.С.: Я, как и любой руководитель, радуюсь успехам наших учащихся и педагогов. Их победы – это победы гимназии. Значит, мы на правильном пути!

Автор: Юлия Леонтьева


Автор:Юлия Леонтьева