Оглавление
3#2023
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Благотворительность
Экспертный совет
Год педагога и наставника

Дидюля: «Гитара – это целый мир!»

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

Его родители, Галина Петровна и Михаил Антонович, всегда верили в своего сына, очень рано разглядев в нём задатки будущего музыканта. Несмотря на то, что Валерий Дидюля достаточно «нишевый» исполнитель, он единственный в нашей стране гитарист-виртуоз, собирающий полные залы. Невероятно трудолюбивый и востребованный артист, чьи концерты расписаны на год вперёд. Его работоспособность просто зашкаливает и поражает даже коллег по цеху. В активе – уже более десяти студийных альбомов и видеоклипов, несколько «зальников» на CD и DVD, саунд-треки к пяти художественным фильмам.

Дидюля: «Гитара – это целый мир!»

Сегодня у нас в гостях знаменитый российско-белорусский гитарист, композитор и продюсер Валерий Дидюля, который 27 октября дал единственный концерт в Самарской государственной филармонии. И, как всегда, при полном аншлаге!

Гитара

«Мне исполнилось пять лет, когда на день рождения мама подарила гитару, – вспоминает Валерий. – Конечно, первые впечатления стали весьма запоминающимися. Большая и красивая игрушка, вся блестит и струны натянуты. Но, повзрослев, понял, насколько это замечательный инструмент, способный дарить радость и печаль. С гитарой нужно разговаривать, причём она многое может рассказать. Родители были мудры и поддерживали любое моё начинание. Отец говорил: «Человек родился творцом. И должен оставаться им до конца». Сейчас понимаю, насколько верны оказались его слова. Хотя куда выведут меня юношеские увлечения, они и представить себе не могли. Только лет в тринадцать-четырнадцать мне стало понятно, что именно гитарная музыка определит моё будущее. Когда после моего первого выступления на концерте в пионерском лагере отзвучали аплодисменты, я твёрдо решил стать музыкантом. Второй инструмент мне тоже купила мама. Это была гитара чешской фирмы «Кремона». По тем временам – неслабый подарок! Ведь тогда приобрести хорошую профессиональную гитару было крайне сложно. Это уже много лет спустя в Испании я смог купить настоящий фирменный инструмент. Но тем дороже мои первые гитары, подаренные мамой. И вот, во многом благодаря родителям, музыка для меня – большая часть жизни.

Музыкальную школу я не заканчивал, но занимался с преподавателем на гитарных курсах: изучал аккорды и приёмы игры. Тогда же начал в родном Гродно выступать в своём первом вокально-инструментальном ансамбле «Алые Зори». Следующий мой коллектив – ВИА «Белые Росы», который был уже весьма авторитетным в Гродно, имевшим к тому же и гастрольный успех. Исполнялась самая разная музыка. В том числе и фольклорная. Собирали музыкальный материал буквально по деревням и сёлам. Вообще фольклор – фундамент культуры. И моя музыка выросла как раз из фолка. Именно с «Белыми Росами» я побывал на первых своих зарубежных гастролях. Выступали в Испании, Польше, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. В Испании произошло моё близкое знакомство с тамошней народной традицией, со стилем фламенко. Был буквально сражён господством ритма, свободой и импровизационностью, которые присущи испанской музыке. Всё это настолько меня впечатлило, что я понял: «Вот то направление, которое мне необходимо». Переосмыслив его по-своему, нашёл в нём свои интонации и собственный музыкальный язык.

Дидюля: «Гитара – это целый мир!»

Ну а сегодня гитара для меня – это целый мир. Музыка находится за гранью слов, о ней очень трудно говорить. Это способ самовыражения, моё второе «я». Каждый инструмент – подлинная личность со своим собственным характером, своими сюрпризами, плюсами и минусами. Между мной и гитарой существуют особые взаимоотношения. Это маленькая, но чрезвычайно интересная жизнь. На сегодняшний день у меня более 30 гитар. Их много, но они вовсе не музейные экспонаты. Все они активно используются и каждая дорога по-своему. Есть студийные и есть те, которые задействованы в концертной работе. Гитара для исполнения в стиле фламенко – ручной работы и сделана специально для меня по индивидуальному заказу. Каждая из моих гитар обладает уникальным звучанием, тембром и особенностями. Одна из самых любимых – канадская. Именно она сформировала мой репертуар. Эта гитара очень певучая. Ей уже более 20 лет и она сопровождает меня на всех гастролях.

Люблю приходить в музыкальный магазин, скромненько присесть в уголочке и, взяв какую-нибудь гитару, начать перебирать струны. Если она поразит меня в самое сердце, то могу её тут же и приобрести. А потом прийти в студию и записать на ней одно-единственное произведение, но это будет того стоить. Когда покупаю гитару, сначала нежно её обнимаю. Вообще-то предпочитаю гитары из ели, сосны, клёна и чёрного дерева. Короче говоря, инструменты – это моя страсть. Чаще всего гитары мне делают на заказ. У меня есть даже и 18-струнные. Рождение звука от струны – волшебное событие. Гитара очень нежна, поэтому не переносит мороз и сухой воздух...»

«В Москву! В Москву!»

Валерию исполнилось 30 лет, когда он решил коренным образом поменять свою жизнь. Наступил момент истины: стало понятно, что накоплен уже значительный авторский музыкальный материал. Тогда он сел в старенький отцовский «Запорожец» и ринулся покорять Москву. Однако, переезд в столицу дался музыканту нелегко. Здесь необходимо было оперативно привыкать к местным принципам и правилам. А вот с этим как раз и возникли серьёзные трудности. К счастью, через некоторое время Валерий познакомился с крупным московским бизнесменом Сергеем Кулишенко, который сделал музыканту заманчивое предложение. На профессиональной студии были записаны первые 8 музыкальных композиций Дидюли. Опять же благодаря Кулишенко вскоре Валерий сумел создать и собственную домашнюю звукозаписывающую студию. Там и была сведена его демопластинка, которую он начал показывать ведущим московским продюсерам. Валерий вспоминает: «Захожу в один из офисов, её на полную громкость включают в музыкальном центре, распахивается дверь, и оттуда появляется... Иосиф Пригожин. Уникальный продюсер, который в далёком 2000 году увидел, расслышал, почувствовал и занялся моей работой». К сожалению, через некоторое время пути Дидюли и Пригожина разошлись. Музыкант с сожалением признаётся, что больше в его жизни не случалось столь судьбоносных встреч. Тем не менее вскоре он начал работать с известным саунд-продюсером Сергеем Мигачёвым. В 2000 году с его помощью Валерий записал дебютный альбом «Фламенко» и снял в его поддержку клип «Айседора». Директор музыканта Тимур Салихов сумел подписать удачный контракт с продвинутым музыкальным лейблом «Нокс Мьюзик». При участии знаменитого балета Аллы Духовой «Тодес» был снят шикарный видеоклип «Фламенко». Всё больше становилось гастролей. Естественно, как на дрожжах начала расти и популярность Дидюли. Оригинальные идеи, новый звук. В 2002 году вышел следующий альбом – «Дорога в Багдад».

Дидюля: «Гитара – это целый мир!»

...В ноябре 2013 года совместно с певцом Максом Лоренсом Дидюля подаёт дуэтную заявку на участие в национальном отборочном туре конкурса «Евровидение – 2014». Англоязычный текст композиции «Now You’re Gone» сочинил для них экс-вокалист легендарных групп Deep Purple и Rainbow Джо Линн Тёрнер. И хотя зрители выбрали именно их песню, жюри почему-то решило отправить на конкурс от Республики Беларусь сольного исполнителя Тео. Что это было – высокая политика или бизнес-закулисье? Кто знает. Но и без этого на сегодняшний день у Дидюли уже множество творческих побед и проверенных временем хитов: «Путь домой» и «Арабика», «Ветер в степи» и «Полёт на Меркурий», «Айседора» и «Пещерный город Инкерман». На многие композиции музыканта были сняты талантливые клипы.

«Честно говоря, какой-то солидный спонсор нам уже и не особенно нужен, – признаётся Валерий, – Бренд «ДиДюЛя» вполне работает и сам по себе. Ведь институт российского продюсирования ещё очень слаб. К тому же многие продюсеры не понимают нашей музыки и секрета успеха «ДиДюЛи». Им гораздо проще вложиться в очередного незатейливого попсового певца. Но это меня и закалило, научив самостоятельности и терпению. Я не завишу ни от чьей воли и свободен. И свою свободу ценю очень высоко, ведь есть только я и зритель, который голосует рублём за наше творчество. А красивую музыку можно создавать только красивым и свободным сердцем. Если от моей музыки мороз по коже, если хотя бы на минуту слушателей возносит над обыденностью жизни, значит команда музыкантов «ДиДюЛя» свою задачу выполнила. Для кого-то наша музыка – дорога, а для кого-то – огонь и пламень. Пусть каждый ищет своё – страсть, размышление или шутку. Да мы и сами за два часа становимся другими. И от каждого концерта ловим кайф. Моё искусство выстрадано годами, поэтому не устаю повторять своим музыкантам: «Раз мы вышли на сцену, то работаем по полной программе, чтобы зритель прикоснулся к высококлассному исполнению и уникальному творчеству...»

Время вызовов

«Великая православная, русская, славянская культура, музыка и письменность, язык и слово имеют огромное значение в мировой цивилизации, во всемирном процессе развития, – говорит Валерий. – И от нас, людей творческих, музыкантов и деятелей интеллектуальных профессий (изобретателей и учёных), зависит очень многое. Нынешний исторический момент требует большого ума и гибкости, вдумчивости и собранности. Но главное – веры! Мне кажется, что, пройдя этот этап, цивилизация сможет выбраться из него с новым опытом и даже новыми достижениями.

Мне очень хочется верить в то, что человечество не уничтожит себя, а также свой многовековой, даже тысячелетний опыт, который был накоплен с огромными жертвами. Да, это непростое время. Время огромных вызовов. Оно, несомненно, войдёт в учебники истории. Но эти вызовы человечество само себе накликало. Мы много десятилетий очень неправильно жили. Человечество существовало по ошибочному и ущербному денежному сценарию. Мы отвернулись от нашей души. Отвернулись от великого и тонкого божественного мира. Вот поэтому сейчас и получаем то, что заслужили. Получаем проблемы, вызовы, кризисы, весьма непростые задачи, которые необходимо во что бы то ни стало попытаться разрешить. То, что сейчас происходит – это грандиозный, титанический сдвиг планетарного масштаба. Цивилизация вступила в новый этап своего исторического развития.

Дидюля: «Гитара – это целый мир!»

...А вот эта пресловутая «культура отмены»?! Это вообще отдельная песня! Некоторые персонажи на Западе совершенно не ведают, что творят. Все их нелепейшие выпады против славянского православного мира – огромная ошибка. Но, безусловно, это пройдёт. Невежество существовало во все времена. Наша задача – не обращать внимания. У нас великая многовековая культура, ответственное настоящее и прекрасное будущее. С Божьей помощью мы преодолеем все современные вызовы. Нужно только спокойно ко всему этому относиться и не впадать в панику. Причём однозначно в ответ не следует действовать зеркально. Как раз наоборот! Если где-то там возникает пренебрежительное отношение к российской культуре, то мы как раз никаких нападок на их культуру совершать не будем. Что же нам отменять Моцарта, Грига, Хэмингуэя или «Битлз»? Но это же форменный бред! Ведь у нас пространство стойкости духа, великой божественной силы и энергии! Именно в этом наша мощь. А основная цель и историческая задача России быть в современной бушующей цивилизации спасительным островом традиционных ценностей, разумного культурного отношения к отдельным людям и ко всему миру. И Россия обязательно справится с этой сложнейшей исторической миссией.

Безусловно, как музыкант этой великой страны, я тоже чувствую определённую ответственность за это. Многим в мире наша самобытность словно кость в горле и они мечтают загнать нас в своё прокрустово ложе, оттого и клюют со всех сторон. Но ничего. Мы и это преодолеем. А во вселенскую катастрофу я всё-таки не верю. Хотя мир, безусловно, коренным образом изменится. Вот только хорошо бы всем наконец понять, что строить его нужно не по принципу набивания брюха, а сообразно душе и божеским законам. Наш сегодняшний политический небосклон весьма непростой. Как и многих, меня очень волнуют геополитические проблемы: дефицит продовольствия и питьевой воды, всевластие мировых банков и разделение мира, экология и сокращение населения Земли. Ну а лично я с помощью своей музыки хочу сделать Человека сильнее, напомнив ему о духовных ценностях – любви к ближнему, милосердии и доброте!

Сегодняшний концерт в очередной раз продемонстрировал, как в Самаре любят нашу музыку. Нас буквально завалили цветами. Поэтому неудивительно, что мы обожаем выступать перед вашей благодарной публикой. И стараемся приезжать сюда хотя бы каждые полтора-два года.

А поскольку приближается Новый год, то, пользуясь случаем, хочу от всего сердца поздравить дорогих самарцев. Желаю всем в это непростое время мужества, человеческого взаимопонимания, спокойствия и крепкого здоровья. И самое главное – разумного баланса материального и духовного в вашей жизни!»

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов