- «Барышня и хулиган» – премьера в уникальном формате
- «Мастер и Маргарита» – разговор о высоких смыслах
- Неповторимое очарование Волжского хора
- Танец есть Жизнь
- Пешком по Бродвею. Прогулка третья
- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
Дидюля: «Гитара – это целый мир!»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
Его родители, Галина Петровна и Михаил Антонович, всегда верили в своего сына, очень рано разглядев в нём задатки будущего музыканта. Несмотря на то, что Валерий Дидюля достаточно «нишевый» исполнитель, он единственный в нашей стране гитарист-виртуоз, собирающий полные залы. Невероятно трудолюбивый и востребованный артист, чьи концерты расписаны на год вперёд. Его работоспособность просто зашкаливает и поражает даже коллег по цеху. В активе – уже более десяти студийных альбомов и видеоклипов, несколько «зальников» на CD и DVD, саунд-треки к пяти художественным фильмам.
Сегодня у нас в гостях знаменитый российско-белорусский гитарист, композитор и продюсер Валерий Дидюля, который 27 октября дал единственный концерт в Самарской государственной филармонии. И, как всегда, при полном аншлаге!
Гитара
«Мне исполнилось пять лет, когда на день рождения мама подарила гитару, – вспоминает Валерий. – Конечно, первые впечатления стали весьма запоминающимися. Большая и красивая игрушка, вся блестит и струны натянуты. Но, повзрослев, понял, насколько это замечательный инструмент, способный дарить радость и печаль. С гитарой нужно разговаривать, причём она многое может рассказать. Родители были мудры и поддерживали любое моё начинание. Отец говорил: «Человек родился творцом. И должен оставаться им до конца». Сейчас понимаю, насколько верны оказались его слова. Хотя куда выведут меня юношеские увлечения, они и представить себе не могли. Только лет в тринадцать-четырнадцать мне стало понятно, что именно гитарная музыка определит моё будущее. Когда после моего первого выступления на концерте в пионерском лагере отзвучали аплодисменты, я твёрдо решил стать музыкантом. Второй инструмент мне тоже купила мама. Это была гитара чешской фирмы «Кремона». По тем временам – неслабый подарок! Ведь тогда приобрести хорошую профессиональную гитару было крайне сложно. Это уже много лет спустя в Испании я смог купить настоящий фирменный инструмент. Но тем дороже мои первые гитары, подаренные мамой. И вот, во многом благодаря родителям, музыка для меня – большая часть жизни.
Музыкальную школу я не заканчивал, но занимался с преподавателем на гитарных курсах: изучал аккорды и приёмы игры. Тогда же начал в родном Гродно выступать в своём первом вокально-инструментальном ансамбле «Алые Зори». Следующий мой коллектив – ВИА «Белые Росы», который был уже весьма авторитетным в Гродно, имевшим к тому же и гастрольный успех. Исполнялась самая разная музыка. В том числе и фольклорная. Собирали музыкальный материал буквально по деревням и сёлам. Вообще фольклор – фундамент культуры. И моя музыка выросла как раз из фолка. Именно с «Белыми Росами» я побывал на первых своих зарубежных гастролях. Выступали в Испании, Польше, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. В Испании произошло моё близкое знакомство с тамошней народной традицией, со стилем фламенко. Был буквально сражён господством ритма, свободой и импровизационностью, которые присущи испанской музыке. Всё это настолько меня впечатлило, что я понял: «Вот то направление, которое мне необходимо». Переосмыслив его по-своему, нашёл в нём свои интонации и собственный музыкальный язык.
Ну а сегодня гитара для меня – это целый мир. Музыка находится за гранью слов, о ней очень трудно говорить. Это способ самовыражения, моё второе «я». Каждый инструмент – подлинная личность со своим собственным характером, своими сюрпризами, плюсами и минусами. Между мной и гитарой существуют особые взаимоотношения. Это маленькая, но чрезвычайно интересная жизнь. На сегодняшний день у меня более 30 гитар. Их много, но они вовсе не музейные экспонаты. Все они активно используются и каждая дорога по-своему. Есть студийные и есть те, которые задействованы в концертной работе. Гитара для исполнения в стиле фламенко – ручной работы и сделана специально для меня по индивидуальному заказу. Каждая из моих гитар обладает уникальным звучанием, тембром и особенностями. Одна из самых любимых – канадская. Именно она сформировала мой репертуар. Эта гитара очень певучая. Ей уже более 20 лет и она сопровождает меня на всех гастролях.
Люблю приходить в музыкальный магазин, скромненько присесть в уголочке и, взяв какую-нибудь гитару, начать перебирать струны. Если она поразит меня в самое сердце, то могу её тут же и приобрести. А потом прийти в студию и записать на ней одно-единственное произведение, но это будет того стоить. Когда покупаю гитару, сначала нежно её обнимаю. Вообще-то предпочитаю гитары из ели, сосны, клёна и чёрного дерева. Короче говоря, инструменты – это моя страсть. Чаще всего гитары мне делают на заказ. У меня есть даже и 18-струнные. Рождение звука от струны – волшебное событие. Гитара очень нежна, поэтому не переносит мороз и сухой воздух...»
«В Москву! В Москву!»
Валерию исполнилось 30 лет, когда он решил коренным образом поменять свою жизнь. Наступил момент истины: стало понятно, что накоплен уже значительный авторский музыкальный материал. Тогда он сел в старенький отцовский «Запорожец» и ринулся покорять Москву. Однако, переезд в столицу дался музыканту нелегко. Здесь необходимо было оперативно привыкать к местным принципам и правилам. А вот с этим как раз и возникли серьёзные трудности. К счастью, через некоторое время Валерий познакомился с крупным московским бизнесменом Сергеем Кулишенко, который сделал музыканту заманчивое предложение. На профессиональной студии были записаны первые 8 музыкальных композиций Дидюли. Опять же благодаря Кулишенко вскоре Валерий сумел создать и собственную домашнюю звукозаписывающую студию. Там и была сведена его демопластинка, которую он начал показывать ведущим московским продюсерам. Валерий вспоминает: «Захожу в один из офисов, её на полную громкость включают в музыкальном центре, распахивается дверь, и оттуда появляется... Иосиф Пригожин. Уникальный продюсер, который в далёком 2000 году увидел, расслышал, почувствовал и занялся моей работой». К сожалению, через некоторое время пути Дидюли и Пригожина разошлись. Музыкант с сожалением признаётся, что больше в его жизни не случалось столь судьбоносных встреч. Тем не менее вскоре он начал работать с известным саунд-продюсером Сергеем Мигачёвым. В 2000 году с его помощью Валерий записал дебютный альбом «Фламенко» и снял в его поддержку клип «Айседора». Директор музыканта Тимур Салихов сумел подписать удачный контракт с продвинутым музыкальным лейблом «Нокс Мьюзик». При участии знаменитого балета Аллы Духовой «Тодес» был снят шикарный видеоклип «Фламенко». Всё больше становилось гастролей. Естественно, как на дрожжах начала расти и популярность Дидюли. Оригинальные идеи, новый звук. В 2002 году вышел следующий альбом – «Дорога в Багдад».
...В ноябре 2013 года совместно с певцом Максом Лоренсом Дидюля подаёт дуэтную заявку на участие в национальном отборочном туре конкурса «Евровидение – 2014». Англоязычный текст композиции «Now You’re Gone» сочинил для них экс-вокалист легендарных групп Deep Purple и Rainbow Джо Линн Тёрнер. И хотя зрители выбрали именно их песню, жюри почему-то решило отправить на конкурс от Республики Беларусь сольного исполнителя Тео. Что это было – высокая политика или бизнес-закулисье? Кто знает. Но и без этого на сегодняшний день у Дидюли уже множество творческих побед и проверенных временем хитов: «Путь домой» и «Арабика», «Ветер в степи» и «Полёт на Меркурий», «Айседора» и «Пещерный город Инкерман». На многие композиции музыканта были сняты талантливые клипы.
«Честно говоря, какой-то солидный спонсор нам уже и не особенно нужен, – признаётся Валерий, – Бренд «ДиДюЛя» вполне работает и сам по себе. Ведь институт российского продюсирования ещё очень слаб. К тому же многие продюсеры не понимают нашей музыки и секрета успеха «ДиДюЛи». Им гораздо проще вложиться в очередного незатейливого попсового певца. Но это меня и закалило, научив самостоятельности и терпению. Я не завишу ни от чьей воли и свободен. И свою свободу ценю очень высоко, ведь есть только я и зритель, который голосует рублём за наше творчество. А красивую музыку можно создавать только красивым и свободным сердцем. Если от моей музыки мороз по коже, если хотя бы на минуту слушателей возносит над обыденностью жизни, значит команда музыкантов «ДиДюЛя» свою задачу выполнила. Для кого-то наша музыка – дорога, а для кого-то – огонь и пламень. Пусть каждый ищет своё – страсть, размышление или шутку. Да мы и сами за два часа становимся другими. И от каждого концерта ловим кайф. Моё искусство выстрадано годами, поэтому не устаю повторять своим музыкантам: «Раз мы вышли на сцену, то работаем по полной программе, чтобы зритель прикоснулся к высококлассному исполнению и уникальному творчеству...»
Время вызовов
«Великая православная, русская, славянская культура, музыка и письменность, язык и слово имеют огромное значение в мировой цивилизации, во всемирном процессе развития, – говорит Валерий. – И от нас, людей творческих, музыкантов и деятелей интеллектуальных профессий (изобретателей и учёных), зависит очень многое. Нынешний исторический момент требует большого ума и гибкости, вдумчивости и собранности. Но главное – веры! Мне кажется, что, пройдя этот этап, цивилизация сможет выбраться из него с новым опытом и даже новыми достижениями.
Мне очень хочется верить в то, что человечество не уничтожит себя, а также свой многовековой, даже тысячелетний опыт, который был накоплен с огромными жертвами. Да, это непростое время. Время огромных вызовов. Оно, несомненно, войдёт в учебники истории. Но эти вызовы человечество само себе накликало. Мы много десятилетий очень неправильно жили. Человечество существовало по ошибочному и ущербному денежному сценарию. Мы отвернулись от нашей души. Отвернулись от великого и тонкого божественного мира. Вот поэтому сейчас и получаем то, что заслужили. Получаем проблемы, вызовы, кризисы, весьма непростые задачи, которые необходимо во что бы то ни стало попытаться разрешить. То, что сейчас происходит – это грандиозный, титанический сдвиг планетарного масштаба. Цивилизация вступила в новый этап своего исторического развития.
...А вот эта пресловутая «культура отмены»?! Это вообще отдельная песня! Некоторые персонажи на Западе совершенно не ведают, что творят. Все их нелепейшие выпады против славянского православного мира – огромная ошибка. Но, безусловно, это пройдёт. Невежество существовало во все времена. Наша задача – не обращать внимания. У нас великая многовековая культура, ответственное настоящее и прекрасное будущее. С Божьей помощью мы преодолеем все современные вызовы. Нужно только спокойно ко всему этому относиться и не впадать в панику. Причём однозначно в ответ не следует действовать зеркально. Как раз наоборот! Если где-то там возникает пренебрежительное отношение к российской культуре, то мы как раз никаких нападок на их культуру совершать не будем. Что же нам отменять Моцарта, Грига, Хэмингуэя или «Битлз»? Но это же форменный бред! Ведь у нас пространство стойкости духа, великой божественной силы и энергии! Именно в этом наша мощь. А основная цель и историческая задача России быть в современной бушующей цивилизации спасительным островом традиционных ценностей, разумного культурного отношения к отдельным людям и ко всему миру. И Россия обязательно справится с этой сложнейшей исторической миссией.
Безусловно, как музыкант этой великой страны, я тоже чувствую определённую ответственность за это. Многим в мире наша самобытность словно кость в горле и они мечтают загнать нас в своё прокрустово ложе, оттого и клюют со всех сторон. Но ничего. Мы и это преодолеем. А во вселенскую катастрофу я всё-таки не верю. Хотя мир, безусловно, коренным образом изменится. Вот только хорошо бы всем наконец понять, что строить его нужно не по принципу набивания брюха, а сообразно душе и божеским законам. Наш сегодняшний политический небосклон весьма непростой. Как и многих, меня очень волнуют геополитические проблемы: дефицит продовольствия и питьевой воды, всевластие мировых банков и разделение мира, экология и сокращение населения Земли. Ну а лично я с помощью своей музыки хочу сделать Человека сильнее, напомнив ему о духовных ценностях – любви к ближнему, милосердии и доброте!
Сегодняшний концерт в очередной раз продемонстрировал, как в Самаре любят нашу музыку. Нас буквально завалили цветами. Поэтому неудивительно, что мы обожаем выступать перед вашей благодарной публикой. И стараемся приезжать сюда хотя бы каждые полтора-два года.
А поскольку приближается Новый год, то, пользуясь случаем, хочу от всего сердца поздравить дорогих самарцев. Желаю всем в это непростое время мужества, человеческого взаимопонимания, спокойствия и крепкого здоровья. И самое главное – разумного баланса материального и духовного в вашей жизни!»
Автор: Анатолий Семёнов