Михаил Щербак: "Леса убирают, а храм остается"

 

- Наше издание - информационно-аналитическое, причем, в отличие от многих других СМИ, мы информируем нашего читателя достаточно полно. Например, о Рождественских чтениях, прошедших в Москве, во всех центральных газетах было лишь несколько строчек, мы же публиковали подробный отчет - и выступления, и интервью, и опросы, и аналитические материалы. Где еще найти выступление Патриарха, представителей священноначалия, например, сельскому священнику, у которого нет поблизости ни библиотеки, ни интернета? Нас часто упрекают в том, что мы берем материалы из интернета, но от священников я слышал, что это, наоборот, хорошо, потому что у многие пастырей и мирян до сих пор нет доступа в сеть, и наша газета для них - порой единственный способ быть в курсе важных церковных событий, выступлений и публикаций.

Что же касается другого направления нашей газеты, то я не случайно назвал её “изданием для тех, кто привык думать”. В аналитических материалах мы стараемся не просто дать оценку явлениям и событиям, происходящим в России и в мире, но и разобраться в их духовной сути, в том, как соотносятся они с библейскими событиями, примерами из Священной истории и истории нашей страны. Порой это предостерегает наших читателей от ошибок, от той духовной опасности, которую таят в себе некоторые явления. Так, в образовательных учреждениях одно время практиковались вроде бы безобидные тренинги “личностного роста”, “достижения успеха”, за многими из которых стояли вполне конкретные оккультные техники и организации сектантского толка. Многим православным педагогам наши публикации помогли понять суть происходящего и закрыть путь сектантам в школы.

“Православная народная газета” - издание с ярко выраженной гражданской позицией. Не случайно на нашем титульном листе появилась символика общественного движения “Самара Православная”. Будучи участниками этого движения, мы стараемся реагировать на события политической и общественной жизни, отстаивая права православных христиан, к которым причисляет себя большинство граждан России.

Когда в стране стали только появляться православные СМИ, мы долго не могли понять, куда отнести православную журналистику; какова наша задача? То ли мы должны заниматься катехизацией, учить людей основам вероучения, тому, как жить в Православии? То ли это должна быть проповедь, слово священника, то ли освещение событий жизни епархии... Но на первом фестивале православных СМИ в Москве из уст Святейшего Патриарха несколько раз прозвучало, что наше делание есть миссионерство. Задача миссионера - привести человека в Церковь, побудить его мыслить в нужном направлении. Образно наш труд может быть представлен, как строительные леса: после того как здание храма возводится, леса убирают, а храм остается. Но созидание храма в душе человека - процесс длительный. Поэтому газета востребована, и количество её читателей не уменьшается.

 

- Что такое в Вашем понимании православная журналистика?

- На этот счет есть много теорий, но, как это ни парадоксально, такого понятия вообще, может быть, и нет. Есть хорошая журналистика и плохая, профессиональная и не очень. Часто человек задает себе вопрос: почему меня не понимают? Потому что я православный журналист! У него есть амбиции, желание, но чего-то не хватает, может быть, Бог не дал таланта... А хороший журналист может писать на любую тему. Если он православный христианин, если он смотрит на мир православным, теплым, добрым взглядом, тогда, имея талант и навыки, он сумеет изложить свои взгляды так, что это будет всем понятно. Тогда он - православный журналист, неважно, работает он в специальном издании, или в светском. Второе, на мой взгляд, даже более ценно. Недавно к нам приходила девушка с “Терры”, мы с ней пять минут пообщались, и так мне хорошо стало - чувствуется, что человек православный! Другой коллега звонит в Прощеное воскресенье, просит прощения. Ему очень тяжело поститься, но хотя бы первую и последнюю недели поста он намерен выдержать, приобщиться к православному деланию...

Помните, в фильме “Место встречи изменить нельзя” Шарапов рассказывает о своем командире, который в разведку брал только новичков? Потому что у опытных разведчиков бывает взгляд “замыленный”, а человек со свежим взглядом все видит и описывает точную обстановку. У многих журналистов, которые постоянно пишут на православные темы, что-то притупляется. А человек новый, который смотрит широко раскрытыми глазами, видит, может, и больше. Если бы в каждом издании было по нескольку человек, которые хотя бы старались стать православными, это было бы очень здорово. И надо сказать, что подвижки в этом плане сейчас грандиозные. Я много общаюсь с коллегами и могу сказать, что за последние годы стало гораздо больше журналистов, которые хотя бы интересуются этой темой. В новостных программах всех каналов есть сюжеты о православии. Конечно, много для этого делает пресс-служба нашей епархии, Владыка, который общается и с журналистами, и с чиновниками, руководителями разного ранга. И ответная реакция есть. Даже чиновники, далекие от православия, понимают, что Церковь может помочь решить какие-то проблемы общества...

 

- В вашей газете постоянно поднимается вопрос о введении в школах предмета “Основы православной культуры”...

- Изначально в нашей области дело обстояло так: собрали представителей православной Церкви, мусульманской и иудейской общественности и предложили в качестве регионального компонента сделать для каждой конфессии свой учебник, свою программу. Срок прошел - такую программу представили только православные. А потом стали говорить, что мы можем обидеть одного татарина в классе, если его сверстники будут изучать “Основы православной культуры”... Но православная культура - это культура цивилизации. Известный философ и богослов Виктор Тростников говорит, что общество представляет несколько уровней: вера - это основа, ядро, “косточка” плода. Так получилось, что у нас православная цивилизация. Второй слой - это “мякоть” плода, то есть культура. И третий - государство, защитная оболочка, которая не дает проникать извне ненужным силам. Хорошо, когда человек знает свою национальную культуру, но почему при этом он не должен знать культуру цивилизации? А есть еще мировая великая культура, которую мы унаследовали от Византии. Когда человек знает несколько языков, разве это плохо? Поэтому противники “Основ православной культуры” пытаются обеднить свой народ, отгораживая его от культуры цивилизации.

- Очень часто люди, ставя знак равенства между понятиями “русский” и “православный”, совершают подмену, когда на первом месте оказывается не личная встреча с Христом каждого человека, не причастность к Церкви, а принадлежность к нации, к этносу...

- Что такое быть православным? Это, наверное, главный, коренной вопрос. Ответ на него дан в Евангелии Спасителем, и зачем мы будем что-то сочинять, убавлять, прибавлять? Это, конечно, личная встреча каждого с Христом, но тут иногда происходит подмена. Русский, значит православный - это не равноценно, конечно. Православный - это человек, который смотрит на мир православным взглядом. Он знает Священное Писание, Предание и понимает, что это главное, эталон. По нему он поверяет все остальное.

Очень хорошо показывает, как надо жить человеку, крестный ход в Ташлу. Как сказал отец Георгий, часто священник говорит: тебе надо сделать то-то и то-то. А человек в ответ начинает: а я думаю, надо сделать по-другому, так-то и так-то... А ты не думай, ты возьми и сделай! Мы очень часто, не начав еще действовать, начинаем рассуждать, как это лучше сделать. А вот когда люди идут сотню километров в Ташлу, они не рассуждают, правильно это или неправильно... Главное - пройти этот путь, дойти туда. А все, что случается на этом пути - это как данность. И Господь дает силы ...

- А когда же думать надо?

- Думать надо, чтобы не согрешить, чтобы не уйти в сторону, не отстать. Я думаю, что, придя в православие, ты настолько обретаешь все, что нужно, что в твоей жизни уже само все происходит.     А тебе нужно только исполнять свое послушание. Мне, например, газету редактировать, кому-то писать, кому-то служить... Конечно, нам без храма жить нельзя. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец, - это одна из краеугольных вещей, которые никуда нельзя подвинуть. Без Божьей помощи, без благодати, духовной подпитки ничего нельзя сделать на этом пути. А она дается, когда сам делаешь какие-то шаги навстречу. Если ты раз в год приходишь в храм и при этом пытаешься жить православной жизнью, то, конечно, это тяжело, иногда даже непосильно. А там просто напитываешься этой благодатью...

- Действительно, после исповеди и причастия все становится на свои места...

- Конечно - и в голове, и в сердце. Нам все дано - как надо жить, хотя, конечно, это очень сложно. Нам с опережением все дано, и потому кажется, что так жить невозможно. А завтра ты становишься чуть-чуть ближе к этому идеалу, и потом не можешь понять, как вообще без этого обходился... Иногда почему-то люди это сознательно от себя отталкивают. До сих пор Церкви многие боятся.       И нужно сделать, чтобы люди не боялись, чтобы поняли, что в Церкви не страшно, что там не только старички и старушки, но и молодежь, интеллигентные, умные люди, образованные, разбирающиеся во многих вопросах священники.

Многие не понимают, что православие действительно меняет людей. Когда вышел фильм “Остров”, были бурные дискуссии: как же так, убил, и вот он святой?! Говорить так - значит не знать Священной истории, Писания, житийной литературы. Потому что первым в рай вошел разбойник, распятый справа от Христа, которому Спаситель сказал, что он ныне же будет с Ним в раю... И многие святые были в прошлом страшными грешниками. Это один из основных моментов православия - что нельзя выбросить человека: мол, ты грешник, и уходи!

Когда-то давно я говорил с одним старцем, который однажды сказал одному человеку, что тот должен стать священником. “Как же так, у меня грехов много!” - “Ну вот у Престола и будешь свои грехи искупать!” Это тяжело, это больно, это, наверное, с кровью отрывается, но у него такой путь. А у кого-то он другой. Может, фильмы снимать или песни сочинять...

- А Ваш путь в Церковь был трудным?

- Он у всех нас трудный. Во-первых, это было время безверия. Точнее, вера была, но в совершенно противоположные православию вещи - коммунизм, социализм, партию... поэтому, когда возникли важные вопросы жизни, смерти, других коренных вещей, пришлось искать ответы самому, и иногда не там. Довелось пройти через увлечения разными философскими учениями, в том числе и оккультными, где декларируется духовность, поиски истины, но на самом деле все это ведет в тупик. Слава Богу, я это понял, Господь ведь о каждом из нас печется. И где-то в зрелом возрасте пришел к выводу, что надо креститься.

- Несмотря на то, что авторитет прессы за последние годы значительно поколебался, люди все же продолжают верить печатному слову. Налагает ли это особую ответственность на православного журналиста?

- Действительно, газетам верят. И православный журналист, наверное, должен соединять в себе ответственность перед Богом и людьми за каждое свое слово. Для нас все определяется Евангелием, словами Христа: “Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих”. Поэтому каждый, кто занимается воспитанием, образованием, журналистикой, несет немалую ответственность. И Господь спрашивает: бывают и скорби, и болезни попускаются... Работник православного издания все-таки должен быть воцерковленным человеком, постоянно участвовать в таинствах... Начало премудрости - страх Господень.

- Ваше издание допускает возможность дискуссий, полемики по различным вопросам?

- Православная журналистика - это та же самая журналистика, и все её жанры здесь, я думаю, уместны. Но это прежде всего - добрая журналистика. Очень важно, как и вообще в православной дискуссии, любить своего оппонента и ценить в нем образ Божий. Важно понимать, что человек, его грехи и заблуждения - это разные вещи. С грехом надо бороться, не оскорбляя, не унижая, не пытаясь найти аргументы типа “сам дурак!”. Очень важно - а это есть не у всех и не всегда - постоянное духовное руководство изданием. Когда я пришел в храм Сергия Радонежского, я нашел там духовника, которого искал много лет. Который, с одной стороны, меня понимает по-человечески, чей культурный уровень, интеллект выше моего, а с другой стороны - отец Георгий очень опытный священник. Его духовное руководство избавляет меня и работников редакции от тех перекосов, которые часто возможны не по вине журналиста, а вследствие его духовной близорукости. Иногда хочется и шашкой помахать: как же, я за веру православную бьюсь! - а духовник тебе говорит: сегодня не надо, хватит... И это оказывается действительно правильным вариантом - прекратить спор, иначе это будет не дискуссия, а драка.

Часто публикации в газете воспринимаются не как мнение редактора или журналиста, а как мнение общества, и это надо тоже понимать. Нам вообще бывает нелегко оценивать чьи-то высказывания, потому что мы сегодня так мыслим, а потом, в другом состоянии, будем мыслить совершенно по-другому. Есть, конечно, коренные, основополагающие вещи, догматы Церкви, которые не подвергаются никаким сомнениям или обсуждениям. Если бы этого не было, Церковь давно бы разрушилась...

- Как сказал Блаженный Августин: “Единство в главном, свобода во второстепенном, любовь во всем”...

- Я примерно об этом и хочу сказать.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева