Стратегия градостроительной деятельности в Самарской области

 

Владимир Иванович Жуков,

заместитель министра - руководитель департамента градостроительной деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области

 

Именно градостроительная деятельность, формируя условия благоприятной среды жизнедеятельности, обеспечивает функционирование и раз-витие крупнейшего сектора экономики, имеющего дело с использованием земель, рынком недвижимости, формированием транспортной инфраструктуры, развитием поселений и их жилищно-коммунального хозяйства, нормированием строительства жилых, общественных, административных, промышленных зданий и сооружений.

Градостроительная деятельность обеспечивает гармоничную взаимосвязь деятельности человека с окружающей средой. Архитектура и градостроительство изначально выполняли защитную функцию и, вместе с тем, являлись и являются самыми активными средствами воздействия человека на окружение.

Развитие планировочной структуры и природопользования территорий направлено на восстановление экологического равновесия. Это предполагает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов, сохранение историко-культурного наследия.

Негативные проблемы, с которыми мы все сталкиваемся в повседневной жизни: загрязнённость источников питьевой воды, размещение вредных производств и объектов в пределах селитебных территорий населённых пунктов и, как следствие, проживание большей части населения в санитарно-защитных зонах, рубка лесов, вторичная эрозия, заболачивание ценнейших сельскохозяйственных угодий, затопление плодородных лугов и пашен и т.д. - всё это наследие, которое досталось нам от конъюнктурных решений. Развитие промышленности и сельского хозяйства существенно влияют на состояние природной среды Самарского региона. Антропогенная нагрузка на природные экосистемы области диктует необходимость введения ограничений, а также определения регламентов по ведению хозяйственной деятельности при использовании ресурсного потенциала Самарской области.

Одним из основных понятий и терминов градостроительной сферы является территориальное планирование, при этом рациональная организация территории является одним из факторов эффективного функционирования экономики. Федеральное законодательство по-новому определило статус и значение градостроительных документов. Документы территориального планирования - генеральные планы поселений и городов, а также схемы территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, теперь имеют статус закона административного образования - акта территориального планирования. Учёт документов и актов градостроительства позволяет обеспечить системный подход к развитию территорий, а разработка и реализация градостроительных документов позволяет сократить потребность в территории на 10-12%, в инженерно-транспортных коммуникациях - на 50%, в капитальных вложениях - на 8-15%.

Связь между созданием комфортной среды жизнедеятельности для населения Самарской области и “территориальным зонированием” - непосредственная, поскольку территориальное зонирование является основным инструментом планирования, которое обеспечивает эффективное использование территорий области, а также сохранение и рациональное использование природных ресурсов Самарского региона. Именно поэтому на сегодняшний день так остро стоит вопрос о разработке документов территориального планирования как для Самарской области в целом, так и для муниципальных образований региона.

В рейтинге российских регионов по торговой привлекательности среди 44 регионов России Самарская область занимает 7-е место; по сравнению с другими регионами, потенциал базовых отраслей области не был утрачен в кризисный период, поэтому область имеет лучшие стартовые условия для инновационного развития.

Вместе с тем, именно градостроительство на современном этапе становится инструментом разработки и реализации политики инвестирования территорий. И опять повторюсь - именно градостроительство определяет сферы приоритетного вложения капитала с получением максимального экономического и социального эффекта. Такой подход обеспечивает адресность инвестиций, расширяет их диапазон (иностранные, государственные, частные, корпоративные), повышает конкурентоспособность каждого из рассматриваемых муниципальных районов субъекта РФ - Самарской области.

Решение задач долгосрочного территориального прогнозирования и планирования является прерогативой градостроительства.

В настоящее время по заказу Министерства строительства и ЖКХ Самарской области завершена разработка “Схемы территориального планирования Самарской области” - иными словами, генерального плана Самарской области.

Ранее, в 1989 году, подобный градостроительный документ в регионе разрабатывался - это была Схема районной планировки Куйбышевской области. Планирование территории в ней рассматривалось в рамках пятилетних планов, а разработка велась на базе исходных данных 1985 года. Этот документ сейчас практически неприменим, потому что за истекший период не только полностью претерпела обновление градостроительная законодательная база и произошли коренные изменения структуры собственности на землю и недвижимость, а также, кроме полной трансформации инвестиционной политики, были конституционно закреплены идеи территориальной самостоятельности местного самоуправления.

 

Таким образом, изменились не только политические и экономические условия, изменились требования, которые устанавливает действующее градостроительное законодательство к составу, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения документа такого уровня.

Разработка документа территориального планирования Самарской области - Схемы территориального планирования - совпала с введением нового Градостроительного кодекса Российской Федерации. Идеология действующего градостроительного законодательства направлена на изменение сложившейся схемы необязательности разработки градостроительной документации. Согласно этой идеологии, в случае отсутствия документов территориального планирования органы публичной власти с января 2008 года теряют возможность принятия решений о резервировании земельных участков, а также об изъятии их для обеспечения публичных интересов. Таким образом, с 2008 года отсутствие для субъекта Схемы фактически заблокирует возможность осуществления нового строительства линейных объектов и объектов недвижимости регионального значения.

В настоящее время проект Схемы уже получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, а 19 декабря 2006 года был рассмотрен на заседании Совета при губернаторе Самарской области по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика территорий (городских и сельских поселений) в Самарской области.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ после проведения соответствующих экспертиз и согласований проект Схемы поступит для рассмотрения и утверждения в Правительство Самарской области. До утверждения проект Схемы подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Самарской областью, и органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области. На сегодняшний день проект Схемы уже согласован многими муниципальными образованиями Самарской области. В случае поступления от согласующих органов заключений, содержащих положения о несогласии с предложениями проекта Схемы, Правительство области должно будет принять решение о создании согласительной комиссии, срок работы которой не должен превышать трех месяцев.

Мероприятия Схемы в дальнейшем должны быть учтены, а также конкретизированы на последующих стадиях территориального планирования и градостроительного проектирования (в схемах территориального планирования развития территорий муниципальных районов, генеральных планах городских округов, городских и сельских поселений, проектах планировки, застройки и межевания), а также в специализированных проектах и целевых программах. Схема территориального планирования подлежит постоянному обновлению, а ее реализация должна осуществляться в соответствии с планом реализации Схемы. В новом Градостроительном кодексе отсутствует понятие срочности документов территориального планирования, но предусмотрена их актуализация. Положения кодекса предусматривают корректировку действующего документа, причем внесение в Схему изменений осуществляется в том же порядке, как и внесение изменений в законы Самарской области.

Министерство строительства и ЖКХ Самарской области реализует системный подход к разработке градостроительной политики, координирует основные принципы развития территории области, сформулированные отраслевыми министерствами, ведомствами и администрациями городов и районов. Схема не появилась на пустом месте, в Самарской области складывается достаточно стройная система прогнозных, предплановых документов. Основой работ по формированию проекта Схемы послужили “Прогноз социально-экономического развития Самарской области на период до 2007 года”, “Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года”, ряд программных документов, среди которых национальные проекты, федеральные и областные целевые программы социально-экономического развития Самарской области. Подготовка графических материалов схемы территориального планирования Самарской области осуществлена на электронных носителях с применением геоинформационных систем.

В Схеме сформулированы цели государственной политики в области градостроительства на территории Самарской области. Реализация Схемы планируется по этапам:

- краткосрочный этап - до 2015 года;

- долгосрочный этап - до 2030 года.

 

Каков же состав и содержание Схемы?

Проект Схемы содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), которые разработаны в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации. Документ также включает перечень мероприятий по территориальному планированию Самарской области и предлагает последовательность их выполнения.

Графические материалы Схемы представляют и визуализируют как информацию о существующем состоянии территории - Опорный план, - так и перспективные предложения - Основной чертеж, в том числе в части развития транспортной и инженерной инфраструктуры и размещения объектов капитального строительства регионального значения. В проекте Схемы нашли отражение как существующее положение, так и проблемы территориального развития Самарской области.

Так, например, регион обладает значительным историко-культурным потенциалом и природно-ландшафтным ресурсом. Самарская область попадает в Европейскую туристическую зону, но при этом в современное функционирование не определены пути включения памятников, не оценена их роль в системе рекреации и туризма региона. В настоящее время рекреация и туризм развиваются в основном в центральной части Самарской области. По результатам комплексного анализа в рамках разработки проекта Схемы:

- выявлены населенные места и территории, наиболее перспективные для развития рекреации и туризма региона;

- разработан и изложен перечень мероприятий по созданию инфраструктуры отдыха, спорта и туризма на территории Самарской области;

- сформирована система многофункциональных и специализированных рекреационных и туристических центров, причём в качестве специализированных рекреационно-туристических центров выделены населенные пункты, не обладающие статусом административных центров муниципальных районов;

- выделены тематические туристические маршруты на территории региона и предлагаются к развитию различные виды туризма;

- сформирован перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), рекомендованных к постановке на охрану в качестве ООПТ регионального значения;

- изложены предложения по расширению площади и оптимизации режима ранее официально обозначенных памятников природы. Необходимость осуществления данных мероприятий продиктована высокой природоохранной ценностью территорий, которые являются местами обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Самарской области.

В рамках проекта Схемы выполнена интегральная оценка обеспеченности муниципальных районов Самарской области системами водоснабжения и канализации. На основании проведённых исследований произведено ранжирование районов. Неудовлетворительная оценка отдельных районов вызвана отсутствием больших запасов воды питьевого качества, соответственно, развитие систем водоснабжения в этих районах потребует значительных капитальных и эксплуатационных затрат. Вместе с тем, по сравнению с уровнем систем водоснабжения, отмечено значительное отставание уровня развития систем канализации населенных пунктов, многие сооружения исчерпали свои технические возможности, износ оборудования на многих из них достигает 100%, причём значительная часть сооружений имеет не только физический, но и моральный износ. При выполнении комплексного анализа территории Самарской области было определено, что возможности по эффективности очистки сточных вод не соответствуют современным требованиям, так, например, для канализования населенных пунктов Самарской области с числом жителей от 500 до 1000 человек потребуется дополнительное строительство 182 канализационных очистных сооружений.

В муниципальных районах области не хватает санкционированных объектов захоронения твердых бытовых отходов межрайонного уровня. Негативная ситуация сложилась с агропромышленными отходами. Необходимость санации территорий, деградированных из-за беспорядочного размещения отходов, требует поиска альтернативных направлений их комплексного использования. Всё это приводит к значительным экономическим и экологическим издержкам, потерям десятков тысяч тонн в год вторичных ресурсов, неудовлетворенности населения загрязненностью территорий и окружающей среды.

В планировании и реализации мероприятий схемы территориального планирования необходимо в ближайшие сроки предусмотреть создание межрайонной и объектной инфраструктуры системы обращения с отходами (перерабатывающие заводы, сортировочно-перегрузочные станции и т.д.), по сути, это - задача создания новой для области отрасли хозяйства. Давно пора закрыть несанкционированные свалки и перевести потоки отходов в места их санкционированного захоронения (полигоны), с последующей комплексной рекультивацией деградированного участка.

Что касается жилищного фонда Самарской области, то на сегодняшний день он насчитывает около 65 млн. кв. метров, при этом доля частного жилого фонда составляет 73%. В сравнении с 1990 годом этот показатель вырос в два раза. Удельный вес индустриального строительства в общем объеме жилья составил 7%, увеличившись в 7 раз. По показателю ввода в эксплуатацию жилых домов Самарская область входит в десятку субъектов Российской Федерации и находится на третьем месте среди регионов Приволжского Федерального округа. Темпы роста вводимого жилья в муниципальных районах области с 2001 по 2005 год составили 107,6%, при этом позитивная тенденция к увеличению объема вводимого жилья наблюдается в 14 муниципальных районах из 27. За период с 1992 года обеспеченность населения области жильем возросла с 17 до 22 кв. метров.

Результатом реализации Областной целевой программы “Жилище” на 2006-2010 годы должно стать повышение уровня обеспеченности населения жильем - 23.2 кв. м на 1 человека, - доведение коэффициента доступности жилья до 2.2 года, с годовым объемом ввода жилья к 2010 году - 1700 тыс. кв. метров, а к 2020 году - 2600 тыс. кв. метров.

Причинами, определяющими недостаточный уровень жилищного строительства в Самарской области, являются:

- недостаточное количество земельных участков, определенных для жилищного строительства;

- неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;

- высокий уровень износа инженерных сетей;

- неудовлетворительное состояние в сфере регулирования градостроительной деятельности (отсутствие разработанных документов территориального планирования, недостаточность материальных средств в местных бюджетах на финансирование разработок документов территориального планирования муниципальных районов и поселений).

Развитие каждого населённого пункта индивидуально, и возможности его развития - это вопросы территориального планирования, которые решаются на основе комплексного анализа застроенной и прилегающих к ней территорий - результатом является генеральный план муниципального образования либо населённого пункта муниципального образования.

По данным Государственного учета земель земельный фонд Самарской области по состоянию на 1 января 2005 года составлял 5356,5 тыс. га. В структуре фонда на долю земель поселений приходится 6,37%, земель промышленности, транспорта и иного специального назначения - 1,29%, земель особо охраняемых территорий - 2,52%, а наибольший удельный вес занимают земли сельхозназначения - 76,84. В рамках реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” на территории Самарской области, при формировании министерством предложений по площадкам, предназначенным для развития жилищного строительства, установлено, что предлагаемые муниципалитетами земельные участки в основном являются землями сельскохозяйственного назначения. Для правового оформления таких земельных участков для жилищного строительства необходимо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию поселений посредством изменения существующей черты городских или сельских населённых пунктов.

Проект Схемы территориального планирования Самарской области определил резервы и ограничения развития территории в масштабе региона. В рамках проекта Схемы:

- определены пригодные и условно-пригодные для освоения территории;

- разработан сценарий совершенствования региональной и местных систем расселения.

Следует отметить, что разработка Схемы и даже её утверждение - это не итог, а начало работ по принятию управленческих решений, это основа для формирования плана реализации Схемы. Такой план, утверждённый Правительством Самарской области, должен определить сроки и источники финансирования мероприятий Схемы территориального планирования Самарской области.

В условиях рыночной экономики усилилась необходимость расширения социальной и гуманитарной направленности градостроительства. На первый план выходит отработка демократических процедур и механизмов принятия градостроительных решений, достижение баланса общественных и частных интересов на основе демократии, права и управления. Проект Схемы, в соответствии с положениями действующего законодательства, опубликован в средствах массовой информации и представлен на сайте министерства строительства и ЖКХ Самарской области. Все заинтересованные лица могут направлять свои предложения по проекту схемы в адрес министерства.

Автор: По материалам министерства строительства и ЖКХ Самарской области


Автор:По материалам министерства строительства и ЖКХ Самарской области