- Мария Воронина
- Надежда Анисимова
- Раиса Бобкова
- Нина Гилевская
- Елена Глухова
- Вера Евсеева
- Юлия Гришина
- Ольга Гуляева
- Ольга Двойкова
- Ольга Емельянова
- Елена Дерусова
- Людмила Ерошкина
- Людмила Иванова
- Ирина Кокорева
- Анна Есипова
- Ольга Комзова
- Зинаида Леонова
- Вера Малыгина
- Ирина Митюнина
- Елена Макеева
- Валентина Мокшина
- Ольга Молозина
- Наталья Мусаева
- Светлана Полякова
- Татьяна Краснощёкова
- Людмила Попкова
- Татьяна Романюк
- Надежда Рябова
- Ирина Лаптева
- Елена Савина
- Светлана Самотаева
- Ирина Соколова
- Тамара Cолдатова
- Елена Малыгина
- Ирина Степанова
- Марина Тарасова
- Юлия Турапина
- Наталия Филатова
- Ольга Тюмина
- Анна Федурце
- Наталья Чалых
- Елена Шадрина
- Наталья Шепелева
- Татьяна Эстерова
- Любовь Яковлева
- Конференции, поездки, мероприятия
Людмила Попкова
Художественный руководитель народного ансамбля танца «Самарка», заслуженный работник культуры Людмила Попкова, похоже, опровергает ту аксиому, что таланту научить нельзя. Остаётся только удивляться, каким образом своё незаурядное мастерство и любовь к хореографии она передаёт детям, раскрывая их природные данные и превращая в великолепных исполнителей. Людмила Яковлевна затрудняется сказать, сколько воспитанников сейчас работает в профессиональных коллективах страны («очень много»), и тут же объясняет, что ей важна другая статистика: ни один из них не оступился и не потерялся в этой жизни. Не столь важно, связали они свою жизнь с хореографией или нет: культура остаётся с ними навсегда.
Уникальный самобытный коллектив в 1937 году создал её учитель Василий Нестеров, 28 лет назад он передал гремевший на всю страну ансамбль любимой ученице. Она приняла эстафету почти сакрально, как подарок судьбы, и до сих пор мысленно обращается к учителю, а всё ли она делает «по-нестеровски». Он доверил ей дело всей жизни, и она не предала своего учителя.
Ансамбль народного танца «Самарка» – обладатель Гран-при и многократный лауреат всероссийских и международных фестивалей – завораживал непревзойдённым колоритом болгарских, польских, немецких, американских зрителей. Коллектив заявлял о себе настолько ярко, что однажды в Америке Людмиле Попковой предложили работу по контракту. Но у неё на этот счёт даже сомнения не возникло – она душою связана с Россией, с Самарой, с местом, где гармонично реализовались её редкие качества.
Людмила признаётся, что ключевую роль в профессиональном становлении сыграла её мама, Мария Михайловна. Услышав от пятилетней дочки, что та хочет танцевать, как Уланова, тотчас же отвела её в детский хореографический кружок при заводе 4 ГПЗ. Спустя годы, когда Люда решила поступать в политехнический институт на нефтяной факультет, мама запротестовала: «Только не на завод! Света белого не увидишь»! Словом, «нефтяная труба» была упущена, но приобретено нечто большее, что никакими баррелями не измеришь.
После окончания Куйбышевского института культуры уехала по распределению в Пензу. Здесь был хороший опыт преподавания в местном училище культуры и удачный поворот в личной жизни: замужество и рождение двух дочек. Семья вернулась в Самару опять – по настоянию мамы.
В «Самарке» Попкова проявила себя как настоящий менеджер-новатор: сохранив накопленные традиции, расширила поле деятельности, помимо народного ансамбля танца, организовав детский театр, хореографическую студию. Благо, её профессионализм позволяет обучать детей и классической школе, и народной манере исполнения, и современному танцу. Она хореограф от Бога, это отметил ещё в 1996 году сам Махмуд Эсамбаев, побывав на юбилее «Самарки». И если говорить по большому счёту, прославленный коллектив выжил в перестройку только благодаря её предприимчивости, железной воле и потрясающему умению улавливать импульсы времени. Людмила Попкова всегда актуальна, как и её творческие замыслы.
С самого начала она поставила высокие педагогические цели: эстетическое воспитание детей средствами хореографии, индивидуальный подход к ребёнку, развитие социально-коммуникативных навыков воспитанников. Как в своё время Нестеров направлял на путь истинный трудных подростков, так и Попкова оберегает и спасает мальчишек и девчонок от того, что называется «социальным злом». У неё благоговейное отношение к детям, она живёт по отношению к ним в рамках долженствования, и фраза «я должна» звучит из её уст почти рефреном. И никто лучше неё не знает, как вырастают эти цветы.
В коллективе много праздников, которые проходят в удивительно доброй и душевной атмосфере. Собираются все поколения «Самарки», связующая нить времён даёт огромную подпитку начинающим танцорам. Это их непосредственная возможность прикоснуться к истории народного ансамбля танца «Самарка».
Людмила счастлива в браке, она – прекрасная мать и отличная хозяйка. Обожает маленькую внучку, правда, встречаются они не так часто, как бы хотелось: Николь с родителями живёт в Италии. Поэтому отпуск Людмила традиционно проводит либо за границей, либо на даче, где опять-таки всё цветёт и растёт, с лёгкой руки владелицы.
Людмила Попкова наверняка бы справилась с руководящей работой в любой области, но никогда не хотела сменить сферу деятельности. Любовь к детям и к творчеству перевешивает все остальные соображения.
«Город женщин». Книга-портрет к 20-летию Самарского регионального отделения Конфедерации деловых женщин России (Самара, 2012).