- На женщинах держится весь мир
- Шмелёва Альбина Ростиковна
- Волова Лариса Теодоровна
- Анисимова Елена Владимировна
- Александрова Ирина Яковлевна
- Бахтинова Татьяна Сергеевна
- Николай Курсов. Солдатский век
- Поволжье стало ближе
- «Золотые перья» губернской журналистики
- Долгожданное открытие
- Пятью пять – двадцать пять
- Делать людей лучше и сильнее
- Федерация бокса Самарской области: Продолжение традиций
- Славянские забавы
- Королева спорта
- Без тормозов...
- ЦСК ВВС превратилось в «Динамо»
- «Volga Quest»: трудности зимней кругосветки
- «Жемчужина Поволжья». Мировой стандарт
- «Энергетика-2013» продемонстрировала инновации мирового уровня
- Энергетический менеджмент как инструмент энергосбережения
- Тернистый путь энергосбережения
- Механизмы финансирования энергосервисных контрактов
- Энергосбережение – задача государственная
Время осмысленных дат
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2013 (апрель)
С наступлением 2013 года минула наконец череда красиво-симметричных совпадений цифр, наподобие 07.07.07 или 12.12.12. Вокруг каждой из таких дат поднимался ажиотаж, их окружали мистическим ореолом, от них ждали... неизвестно чего – то ли счастья и удачи, то ли, наоборот, подвоха. Впрочем, роковыми в масштабах всей страны стали, пожалуй, лишь «три восьмёрки» – начало войны в Осетии 8 августа 2008 года, – другие же для многих жителей Земли, назначивших на эти «счастливые» числа свои свадьбы, останутся запоминающимися датами начала семейной жизни.
В этом году подобная магия цифр нас не ожидает – нет в календаре тринадцатого месяца. Зацикливаться же на цифре 13 мы с вами не будем – стыдно. Особенно в свете той череды юбилеев – и каких юбилеев! – которые приходятся на этот год. 1150 лет славянской письменности, созданной равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, 1025 лет Крещению Руси, 900 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет», 450 лет первой российской типографии Ивана Фёдорова, 400 лет династии Романовых... а также другие даты, так или иначе связанные с российской государственностью, словесностью, православной верой. И вот о том, что значит для нас столь необычайное совпадение этих знаменательных чисел, на мой взгляд, стоит поговорить.
Каждый раз во время празднования великих исторических дат (особенно если это связано с пышными дорогостоящими мероприятиями, установкой памятников и так далее) с трибун, со страниц печати и просто на кухнях раздаются ворчливые голоса: мол, празднуют, словно у нас всё хорошо в этой области, словно мы уже достойны славы наших великих предков. Лучше бы отдали эти деньги ветеранам, вложили в науку, культуру, медицину... О привычке всё обесценивать промолчу – об этом лучше сказал бы психолог, – но, конечно, нужны и праздники, и конкретные дела. Праздник – это не повод почить на лаврах, преисполняясь гордости за то, что было сделано за много лет до нас и для нас, скорее это руководство к действию, к тому, чтобы продолжить и приумножить сделанное.
Каждая дата, напоминающая о славных вехах нашей истории – повод задуматься, вернуться мыслями к истокам, задаться важными вопросами о значении этих вех в современности и в жизни каждого из нас. Что значило для меня, в моей жизни крещение Руси, выбор князя Владимира? Даже безотносительно моей или вашей личной веры – в конце концов, православным можно быть и в исламской, и в буддистской, и в языческой стране (хотя это и труднее), а среди читающих эти строки наверняка есть и мусульмане, и католики, и атеисты, и агностики. Да, история не имеет сослагательного наклонения, поэтому рассуждения о том, какой была бы Русь, прими она другую веру или останься языческой, имеют смысл, пожалуй, лишь в художественной литературе в жанре альтернативной истории. Но была бы она такой, какую мы знаем и гордимся? Были бы у нас Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский? Бунин, Блок, Булгаков, Шолохов, Есенин? Чайковский, Рахманинов, Репин, Васнецов? Ильин, Розанов, Бердяев? Андрей Тарковский, Лариса Шепитько? Даже Королёв и Гагарин – ведь русский, всечеловеческий (а не общечеловеческий) характер выковывался веками православной традиции...
Что значит для нас – азбука, созданная Кириллом и Мефодием? Разве не могли бы наши предки перенять, скажем, греческую или латинскую письменность, и с тем же успехом читать и переписывать на ней Священное Писание, богослужебные книги, создавать «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», печатать «Азбуку» (впрочем, тогда она называлась бы иначе) Ивана Фёдорова? Почему вопрос о том, какими буквами обозначать звуки нашей речи, приобретает в мире порой если не вероисповедное, то геополитическое значение? Так, среди неславянских народов, которые пользовались кириллицей, после распада Советского Союза перешли на латиницу Молдова, Азербайджан, в 90-е годы такая попытка была сделана в Чечне, а в Татарстане конфликт вокруг письменности продолжался до 2004 года, когда решением Конституционного суда РФ попытка властей республики ввести латиницу была отклонена. А в странах бывшей Югославии, где кириллица и латиница официально существуют на равных, существует даже негласное разделение: так, либеральные, западнические газеты печатаются на латинице, а кириллица нередко становится визитной карточкой славянофилов, православных патриотов. Не так давно в хорватском Вуковаре, где после войны начала 90-х сильны антисербские настроения, прошла даже... демонстрация против использования кириллицы под лозунгом «Мы сражались за Vukovar, а не за Вуковар!»
К счастью, перед Россией вопрос выбора между кириллицей и латиницей не стоит, и дай Бог, не встанет. У нас другие поводы для тревоги: с одной стороны, благодаря всеобщей грамотности и свободе слова завести свой сайт или блог в Интернете и даже, при наличии средств, выпустить книгу, газету или журнал может каждый, с другой стороны, уровень владения родным языком у большинства сограждан, даже с высшим образованием, таков, что впору, как в 20-е годы, объявлять кампанию по ликвидации неграмотности, или скорее, полуграмотности. И, к сожалению, продвигаемые реформы образования способны не только усугубить эту ситуацию, но и добить гуманитарную науку окончательно. Вот о чём ещё должны напомнить нам славные даты, связанные с нашей словесностью, письменностью, летописями и книгопечатанием...
В этом году Россия отмечает также ещё один круглый юбилей – 400-летие дома Романовых, когда после смутного времени, нашествия иноверцев и фактического безвластия на Руси на престоле воцарился 16-летний самодержец Михаил Феодорович Романов. Тоже повод задуматься – о природе власти, об отношении к ней и её отношениях с нами. Не для того, чтобы идеализировать монархию или бросить очередной камень в нынешнюю российскую власть, а для того, чтобы понять, что же было в самодержавии такого, чего нет в современной демократии. В первую очередь это отношение служения, когда стране правитель – не «обслуга», которую можно уволить, и не временщик, норовящий урвать как можно больше, пока дают, а – отец, полновластный хозяин большого дома, подчиняющийся высшему Отцу – Небесному. Это миссия, к которой наследника готовили с детства, воспитывая, как правило, в большой строгости...
А венчали русских царей на престол «шапкой Мономаха» – царским венцом, который хоть и не принадлежал непосредственно, но назван был в честь другого знаменитого правителя Руси – Великого князя Владимира Мономаха, 960-я годовщина со дня рождения которого также отмечается в этом году. Став киевским князем в 1113 году (900 лет назад!) после восстания, возникшего в ответ на социальное неравенство, он, подавив смуту, принял в том же году «Устав Владимира Мономаха», законодательно ограничивающий произвол ростовщиков и пресекающий попытки обращать свободных людей в холопы за долги. И это ещё одна неслучайная дата.
Даты 2013 года
1150 лет со времени возникновения славянской письменности – создания равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки (863)
1025 лет Крещению Руси (988)
960 лет со времени рождения Владимира Мономаха, Великого князя киевского (1053–1125)
900 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет» (составлен около 1113)
900 лет «Уставу» Владимира Мономаха (обнародован в 1113)
790 лет битве на реке Калке между монгольскими и русскими войсками (1223)
450 лет первой российской типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в Москве (1563)
435 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова, издана первая книга мирского назначения – русский букварь «Азбука» (1578)
400 лет династии Романовых, Михаил Романов провозглашён царём (1613)
400 лет легендарному подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина (1613)
295 лет первой подушной переписи населения (1718)
230 лет со времени учреждения Российской Академии (1783)
210 лет кругосветному плаванию И.Ф. Крузенштерна (1803)
195 лет со времени открытия памятника Минину и Пожарскому (1818)
115 лет со времени открытия для посетителей Государственного Русского музея (1898)
80 лет серии популярных биографий «Жизнь замечательных людей» (1933)
Автор: Надежда Локтева