Оглавление
3#2014
Оглавление
Здравоохранение
История
Образование
Портрет
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Юбилей

Главное условие национального возрождения

— Отрадный

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2014 (октябрь)

Воспитание гражданина-патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Патриотизм призван придать новый импульс к духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формированию позитивных ценностей и качеств. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.

Главное условие национального возрождения

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный патриотическому воспитанию уделяют особое внимание. В 2009 году школа вошла в состав образовательных учреждений, являющихся базовыми площадками по апробации образовательно-воспитательной программы Я.В. Соколова «Я гражданин России».

Воспитать истинных патриотов своей страны помогает школьный музей Боевой славы, который был открыт как музей 5-го запасного авиационного полка Первой штурмовой Краснознамённой запасной бригады в годовщину 35-летия Победы в Великой Отечественной вой-не. В грозные годы войны на территории Куйбышевской (ныне Самарской) области 5-й запасной авиационный полк готовил для фронта лётчиков-штурмовиков. Восстановить славные страницы биографии полка, который совершал ежедневно свой военный подвиг в тылу, – такую задачу поставили перед собой юные следопыты школы. Поисковая работа проводилась под девизом: «Война прошла и по моей земле, война прошла по сердцу каждого из нас». С тех пор музей стал центром военно-патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Главное условие национального возрождения

Воспитанию патриота, гражданина способствует и деятельность школьной демократической республики «Гелиос» – органа ученического самоуправления. Сегодня можно говорить о сложившейся чёткой модели школьного самоуправления как игровой модели государства, живущего на принципах гражданского общества. Эта ролевая игра – универсальная, удивительно эффективная форма организации жизнедеятельности коллектива подростков.

Ежегодно состав школьного правительства во главе с президентом обновляется, что позволяет достаточно большому количеству учащихся пройти через настоящие жизненные испытания, научиться не только планировать, но и претворять в жизнь свои идеи. План работы школы разрабатывается только совместно с активом ШДР «Гелиос».

В школе работает центр гражданских инициатив – «Центр профориентации и самоопределения школьников», целью работы которого является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся. Лучше узнать себя, получить знания о мире профессионального труда школьники могут, посещая различные школы: юного юриста, актёра, психолога, математика, эколога и т.д., всего таких школ десять. Ими руководят не только педагоги школы, но и работники дополнительного образования. Программа работы центра «Профориентация и самоопределение школьника» ориентирована на учащихся 9–11 классов и предусматривает формирование профессиональных планов, саморазвитие профессионально важных качеств, активизацию гражданской и патриотической позиций подрастающего поколения. Программа работы центра осуществляется как дополнительное образование во внеурочное время. Здесь используются активные развивающие методы обучения: комбинированный мастер-класс, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино и видеофильмов, семинар, описание профессии, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов, тренинги, презентации, экскурсии, театрализованное представление, деловые и интеллектуальные игры и др.

Главное условие национального возрождения

В школе действует ещё целый ряд направлений, способствующих воспитанию патриотического мировоззрения.

• Проект «Волонтёр» – закрепление за классными коллективами ветеранов войны и педагогического труда ГБОУ СОШ № 8 для оказания посильной помощи в течение учебного года и осуществления идеи преемственности поколений.

• Социальное проектирование, в том числе участие и победы в конкурсе социально-образовательного проекта «Гражданин», проводимого два раза в год в городе, округе, области.

• Создание «Школы личной безопасности» совместно с учебным казачьим центром «Кречет».

• Создание детской «Группы примирения» в рамках деятельности уполномоченного по защите прав детей.

• Деятельность группы «Юных инспекторов дорожного движения».

• Проведение традиционных общешкольных, городских, областных, всероссийских мероприятий, связанных с юбилейными и государственными датами.

Учитывая то, что в патриотическом воспитании главное – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, в деятельности используются следующие формы и методы:

1) часть урочной системы (в частности, предмет базисного учебного плана регионального компонента «Основы жизненного самоопределения»);

2) система классных часов;

3) потенциал социального окружения – вхождение в социальную практику, проектирование;

4) социальное партнёрство;

5) система взаимодействия с родителями;

6) система внеклассных мероприятий;

7) экскурсии, поездки, встречи с представителями власти, «Парламентские часы», беседы, деловые игры, конкурсы, фестивали, слёты, «Ярмарки профессий» и т.д.

Главное условие национального возрождения

Воспитанники и выпускники школы №8, педагоги, администрация дорожат той доброжелательной атмосферой, которая царит в стенах родного учреждения. За 40 лет существования у школы появились свои традиции, установился неповторимый микроклимат. Ежегодно учреждение встречает своих выпускников не только в День открытых дверей, но и в любой момент, когда человеку нужно прийти в свой родной дом за советом, или просто в любой момент для того, чтобы пополнить силы перед дальней дорогой, ведь патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к малой Родине. И можно быть уверенными, что педагоги школы сумеют затронуть чуткие струны души ребёнка и внести свой посильный вклад в воспитание поколения людей благородных, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

Автор: Н.А.Брыкина


Автор:Н.А.Брыкина