
- Тольятти: новые пути развития
- Новые реалии ЗАО «Тольяттистройзаказчик»
- Энергетика развития
- ТЕСТИМ: эффективное тепло в каждый дом
- Создавая будущее Тольятти
- «Надежда» – природа и комфорт
- «Радиант» – тёплый дом для талантов
- Воспитание ответственности
- Наши дети растут хорошими людьми
- Воспитываем и учим учиться
- Возвращение к незыблемым ценностям
- Качество: земные проблемы и космические ориентиры
- Геннадий Кулаков: «Нам нужна государственная идеология качества»
- Основной тренд – качество
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий
- Итоги сельскохозяйственного года
- Племзавод «Кряж»: Стабильность на протяжении десятилетий
- Секрет успеха – забота о людях
- Фермерская династия Аэтовых
- За эффективность и культуру земледелия
- Неизменный курс на развитие
- Хозяйка дома и села
- Главный фактор эффективности
- Район интенсивного сельхозпроизводства
- Парад памяти
- Диалог состоялся
- Новые возможности бизнеса и технологий
- РИТЭК – новый игрок самарской нефтянки
- Туристские проекты Самарской области получили награды «Russian Event Awards – 2014»
- Акция «Благородство». «И станет мир светлее!»
Воспитание ответственности
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2014 (декабрь)
Система работы по эколого-биологическому воспитанию в тольяттинской школе № 63 получила высокую оценку на российском уровне. Став в 2014 году лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в рамках II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России», она ещё раз показала, как через экологическую работу решается целый комплекс вопросов, связанных с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, с формированием здорового и безопасного образа жизни, с развитием творчества и гражданской инициативы учащихся.
Более десяти лет назад в школе было создано детское экологическое объединение «Друзья природы», целью которого стало приобщение учащихся к новым, практически значимым делам по сохранению экологического баланса в природе. Начиналось всё с развития интереса школьников к сохранению окружающей среды, выявлению экологических проблем микрорайона, поиску путей их решения. Тогда в поле зрения объединения попало искусственное озеро на окраине тольяттинского городского леса. Многие годы оно служило для слива канализационных стоков, в связи с чем здесь сохранялась сложная экологическая обстановка. Начав сотрудничество с учёными Института экологии Волжского бассейна РАН, с изобретателями В.А. Кардановским и А.А. Подгорным, активисты объединения «Друзья природы» создали аппарат для очистки воды методом аэрации.
В дальнейшем была развернута широкая экспериментальная работа по решению экологических проблем города с помощью изобретённых школьниками устройств. При поддержке научных консультантов полученные данные систематизировались и становились уникальной основой для творческих научных работ и проектов учащихся, с которыми они ежегодно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, конгрессах. В течение десяти лет учащиеся школы №63 неоднократно становились победителями и призёрами мероприятий регионального, российского и международного уровня с работами, посвящёнными экологической реабилитации водоёмов, энергосберегающим технологиям, альтернативной энергетике, здоровому образу жизни и другим актуальным темам. Многие выпускники школы связали с экологией своё профессиональное будущее, окончив Институт химии и инженерной экологии ТГУ.
Руководит детским экологическим объединением «Друзья природы» Вера Терентьевна Осипчук – человек деятельный и инициативный. С 2006 года издаётся школьная экологическая газета «Друзья природы», в которой сами учащиеся пишут о своих изобретениях, исследованиях, проблемах сохранения экологии края. Создана агитационная бригада объединения «Друзья природы», выступающая в школах города с постановками на экологическую тематику. Школьники принимают активное участие в выездных экологических школах, в городских экологических акциях, в частности по сохранению и восстановлению лесного массива города Тольятти, значительно пострадавшего от лесных пожаров 2010 года. Интересно, что ребята сами выращивали сеянцы сосны из семян, сажали и ухаживали за ними.
За успехами школы в деле экологического воспитания, безусловно, стоит большая работа педагогического коллектива, и в первую очередь бывшего директора школы, заслуженного учителя Российской Федерации, отличника народного образования Вероники Львовны Постновой, в ноябре 2014 года ушедшей на заслуженный отдых. «Экологическое воспитание – это одна из сторон духовно-нравственного и патриотического воспитания, – уверена она. – Осознанное, активное отношение к окружающему миру, забота о природе, о собственном здоровье, о чистоте и красоте окружающего пространства неразрывно связаны с чувством любви к своей малой родине, к родному краю».

Автор: Алексей Сергушкин