- Наталья Малькова: «Развитие – путь к успеху!»
- Мы работаем для того, чтобы наши дети были счастливыми!
- Самая большая награда для врача – доверие пациента
- Дарить красоту и радость людям
- Учить музыке, согревая сердца
- Профсоюзная работа – это призвание
- Юлия Фарисей: «Мечтаю, чтобы Кинель-Черкасский район расцветал и развивался»
- Светлана Власова: «Всё должно работать как часы!»
- Столетие джаза России
- Культурное наследие Самарской области. Нефтегорский район
- САТОБ имени Д.Д. Шостаковича на «Золотой Маске»
- Новые проекты театра «Место действия»
- Открываем двери в будущее
- Опорная школа СамГМУ в тольяттинской Гимназии №35 открыта!
- Профессиональные кадры для медицины и образования
- Мечтать, думать, любить, действовать!
- Ирина Казачкова: «Будем работать!»
- Профсоюз работников АПК в условиях пандемии и санкций
- Призвание Юрия Антропова
- Чабан из села Берёзки
- Самарскому академическому театру оперы и балета присвоено имя Дмитрия Шостаковича
- Искусство сильнее войны
- Тайная комната Самарского художественного музея открыла двери
- Дмитрий Рогозин посетил РКЦ «Прогресс»
- Опорный пункт Национального киберполигона в Самаре
- III Международный фестиваль татарской культуры «Мирас»
- Новый легкоатлетический манеж в Тольятти
- Самарская область – победитель премии Russian Travel Awards
- Участники проекта «Ранние мадьяры на Волге» получили награды
- Владислав Шерман. Поэтика пейзажа
- Арт-студия Натальи Стукаловой «Страна чудес» в новом творческом пространстве!
- Разведчики подземных кладовых
- Елена Свиридова: «Мы дорожим своей репутацией!»
- Библиотека Крупской: встреча двух столетий
Женщина-адвокат, или Сложный путь в профессии
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2022 (апрель)
Таисия Волкова, адвокат, к.ю.н, доцент, председатель Коллегии адвокатов «Бизнес-Партнёр», общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей по Самарской области
Возможность для женщин работать в адвокатуре серьёзно рассматривалась в 19 веке на законодательном уровне не только в России, но и во многих зарубежных странах (Германии, Индии, Ирландии, Италии, Норвегии, Румынии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и др.). Появлению женщин в российской адвокатуре предшествовали многочисленные дискуссии. Противники женской адвокатуры заявляли, что нет закона, который позволял бы заниматься адвокатской практикой женщинам. В 1875 году министр юстиции К.И. Пален предписал судам запретить выдавать женщинам свидетельства частных поверенных. Позже, 7 января 1876 года, император Александр II издал Указ «О неприменении к лицам женского пола Правил 25 мая 1874 года о частных поверенных», предписавший распространить запрет принимать женщин на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях на звание частных поверенных.
Комиссия для пересмотра законоположений по судебной части под председательством министра юстиции Н.В. Муравьёва подняла вопрос о праве ходатайства женщин по чужим делам. Но результаты обсуждения имели отрицательный характер. В числе противников «женской адвокатуры» был и А.Ф. Кони: «Мы были против допущения женщин в частные поверенные. Мы боялись, и лично я в особенности, мы боялись допущения в число частных поверенных юридически необразованных, практически неподготовленных и неразвитых женщин. Боялись этого именно потому, что желали, чтобы в будущем женщина приобрела достойное положение в адвокатуре».
11 ноября 1911 года был принят закон, который позволил женщинам получать высшее юридическое образование. Но важно не только получить образование, но и иметь возможность применить его на практике.
23 января 1913 года в Государственном совете вновь был поднят вопрос о принятии законопроекта «О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных». Причиной обсуждения этой темы стало признание Сенатом 13 ноября 1909 года незаконным допущение в качестве защитника по уголовному делу Екатерины Флейшиц, которая имела высшее образование. Такое небывалое событие широко освещалось в прессе. В еженедельной юридической газете «Право» писали: «В одном из отделений Петербургского окружного суда разыгрался эпизод, ещё небывалый в истории нашей уголовной юстиции. Назначено было к слушанию дело по обвинению нескольких молодых людей в краже. На скамье защиты, по уполномочию одного из подсудимых, впервые появилась женщина, госпожа Флейшиц, имеющая от Петербургского университета свидетельство о выдержании государственного экзамена по юридическому факультету с правом на диплом первой степени и недавно принятая в ряды петербургской адвокатуры в качестве помощника присяжного поверенного. Председательствовавший предложил товарищу прокурора дать заключение по вопросу о допущении госпожи Флейшиц в качестве защитницы. Товарищ прокурора, отныне знаменитый г. Ненарокомов, дал заключение в отрицательном смысле. Суд, после получасового совещания, вынес определение, не согласное с заключением и постановляющее допустить госпожу Флейшиц к защите. Тогда товарищ прокурора заявил, что так как судом вынесено явно незаконное постановление, то он не находит для себя возможным долее оставаться в зале суда. Дело пришлось отложить за отсутствием законного состава суда».
Министр юстиции И.Г. Щегловитов, возражая против допуска женщин в адвокатуру, сказал: «Равноправие – само по себе прекрасный призыв, но только не там, где природа установила естественные преграды». Член Государственного совета протоирей Т.Н. Буткевич, обосновывая недопустимость равноправия женщин и мужчин, отметил: «Даже в своём способе сотворения Бог показал различие природы мужской и женской. По свидетельству Библии, когда Бог творил человека, он сначала создал из глины его тело и вдунул в него душу бессмертную. А Еву сотворил совершенно другим образом: он взял во время сна ребро у Адама и сотворил из него Еву».
И хотя при обсуждении законопроекта многие высказывались за его принятие, при голосовании законопроект «О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных» всё же был отклонён.
1 июня 1917 года Временное правительство издало постановление «О допущении женщины к ведению чужих дел в судебных установлениях». Но данный акт касался узкого круга женщин и узкой сферы правоотношений, не меняя в принципе неравноправного, приниженного положения женщины.
Только после Октябрьской революции 1917 года права женщин уравняли с правами мужчин. Абсолютной победой над мнением, что женщине в адвокатуре не место, стало принятие Советом народных комиссаров Декрета от 22 ноября 1917 г. № 1 «О суде». В силу этого нормативного акта в роли обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенных, стали допускаться все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Именно с этого дня женщины получили доступ к адвокатской профессии.
г. Самара, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 517/2
+7 964 980 86 00
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Таисия Волкова