- Волжский район: навстречу юбилею
- Волжский МФЦ – лучший в регионе
- Новые перспективы семеноводства
- Николай Золотов: «Люблю своё дело и родную землю!»
- Традиции и перспективы «Первомайского»
- Уникальная лаборатория под открытым небом
- Фермерство – это образ жизни!
- Система поддержки предпринимательства
- Объединять людей и поднимать дух патриотизма!
- Учиться, творить и трудиться
- Благоустройство в Шигонском районе
- Курортная жемчужина губернии
- Аллергология и иммунология мирового уровня
- Медицинский центр нового поколения
- В Самаре состоялся XXI Всероссийский форум «Здравница – 2022»
- Самарский университет имени Королёва стал опорным университетом Роскосмоса
- Фестиваль авторской музыки «САМ.ФЕСТ»
- Юбилейная Студвесна в Самаре
- Фееричная премьера в Самаре
- Шестидесятилетний юбилей ГМК
- Марк Коган: «Живите в радости!»
- Тридцатилетие труда и служения
- Малый город с большими амбициями. К 185-летию Кинеля
- 20 лет семейному бизнесу Ольховых
- Пространство детских открытий
- Елена Хорошева: «Мы готовим с душой!»
Пространство детских открытий
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2022 (июль)
Своё 85-летие Самарская областная детская библиотека встретила вдохновенной работой и большими планами. Коллектив учреждения ведёт активный творческий поиск и внедряет новые формы работы с читателями. Как отмечает директор ГБУК «СОДБ» Ксения Ревзина, сотрудникам к подобным задачам не привыкать, ведь учреждение уже многие десятилетия является научно-методическим центром по работе с детскими библиотеками области, хранит традиции и способствует развитию профессионального сообщества.
С&Г: Ксения Владимировна, какие исторические вехи развития библиотеки определили её значение сегодня?
Ксения Ревзина: Историю библиотеки принято отсчитывать с 15 марта 1937 года, когда на базе книжных фондов дома В.И. Ленина в Куйбышеве появилась центральная детская библиотека, которая в январе 1957 года была реорганизована в Областную детскую библиотеку им. В.И. Ленина с функцией областного методического центра. Эта функция сохранилась по нынешний день и определяет нашу роль в качестве креативного центра для всего сообщества детских библиотек региона, что особенно важно в эпоху цифровых технологий и интернета.
В 1962 году учреждение переехало на новое место – в дом №8 по улице Невской, где и располагается поныне. Современный этап развития библиотеки условно ведём с 2011 года, когда началась автоматизация учреждения. Она избавила сотрудников от рутинной работы с фондами и открыла широкие возможности для творческих инноваций, а читателям предоставила эффективный и комфортный сервис поиска и получения книг, подарила новые формы общения с библиотекой.
С&Г: Как новые направления работы согласуются с традиционной культурой чтения печатной книги?
К.Р.: Современная библиотека – это не только чтение. Это учёба, развитие, творчество, социализация детей и многое другое. Сегодня в рамках нацпроекта создаются модельные библиотеки, которые становятся центрами притяжения не только детей и молодёжи, но всех членов семьи. Они дают возможность пробовать себя в разных направлениях. Мы тоже идём в ногу со временем, но вместе с тем стремимся сохранить классическое предназначение библиотеки – делать доступными книги и популяризировать чтение. Мы должны не только научить детей читать, но и понимать, любить, правильно выбирать книгу. Поэтому все современные проекты и идеи у нас базируются на детской книге.
Если не брать в расчёт экономический аспект, то печатная книга остаётся вне конкуренции. Именно поэтому объёмы наших книжных фондов продолжают расти и на сегодня составляют более 122 тысяч книг. Появилось много новых талантливых детских писателей, книги которых мы стараемся заказывать в нескольких экземплярах. Во-первых, чтобы облегчить доступ к ним для наших читателей. А во-вторых, чтобы обеспечить книгами муниципальные детские библиотеки области. Нацпроект предусматривает федеральные субсидии на пополнение книжного фонда, и за последний год сельские библиотеки получили в среднем по 800 экземпляров новых книг.
В дополнение к этому в рамках проектов «Книжный караван» и «Книга на каникулах» мы формируем определённый «передвижной» фонд и на два-три месяца предоставляем его поочередно разным библиотекам.
С&Г: И всё же, расскажите подробнее о новых формах работы с читателями.
К.Р.: Современная библиотека выполняет роль информационного навигатора и даёт детям первые навыки самостоятельного пользования электронными ресурсами, способствует их социализации. Рано или поздно наступает момент, когда ребёнок начинает ходить в библиотеку сам, без родителей, учится выстраивать коммуникации с сотрудниками библиотеки, пользоваться инструментами поиска книг. В дальнейшем он открывает для себя самые разные полезные информационные ресурсы, такие, например, как электронная библиотека «ЛитРес».
С учётом современных тенденций мы придумали себе новый лозунг «Библиотека – пространство детских открытий». И показываем, какие возможности открывает библиотека для каждого посетителя, читателя. Для этого создали передачу «Культурный КОД. Культуру открывают дети», которая идёт по телевидению и доступна в интернете. В ней о новых модельных библиотеках рассказывают дети. Рассказывают детским языком, без «официальщины». Ребята ходят по библиотекам, «пробуют на себе» то, что сделано в рамках нацпроектов, и объясняют, почему, на их взгляд, это хорошо. И таким образом информируют сверстников о новых технологиях и интересных книгах. Кстати, аналогичный приём мы использовали в проекте «Детские экскурсоводы», поскольку среди обилия краеведческой литературы очень мало адаптированной для детей. Начали с десяти знаковых объектов города, посетили их с детьми, изучили, сделали деревянный настольный театр со схематическими фигурками этих достопримечательностей. С их помощью подростки рассказывают другим детям об истории Самары. Пока фигур десять, но их будет гораздо больше.
Подобные проекты находят живой отклик и создают образ библиотеки как места, всегда открытого для читателей, куда хочется приходить снова и снова. И это действительно так, ведь здесь регулярно проходят литературные праздники, викторины, всевозможные конкурсы, встречи с писателями и художниками. Мы проводим много совместных мероприятий с образовательными организациями. Так, в рамках акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне» пригласили студентов Самарского областного училища культуры и искусств со спектаклем. Зал был полон зрителей.
Не теряет своей актуальности и наша традиционная Неделя Рунета, где мы говорим про цифровую безопасность. Показываем и рассказываем, как работают поисковые программы. Даём ссылки на ресурсы с полезным для ребёнка контентом. Учим не только добывать информацию, но и анализировать её, «отделять зёрна от плевел», то есть, прививаем необходимые сегодня навыки критического отношения к информации.
С&Г: Расскажите о коллективе учреждения. Как бы вы описали современного библиотекаря?
К.Р.: В штате библиотеки 42 человека. Коллектив очень гармоничный. Среди сотрудников есть как умудренные опытом профессионалы, так и энергичная и креативная молодёжь. Нас объединяет мобильность, умение пользоваться абсолютно всеми электронными ресурсами и цифровой техникой, готовность познавать новое.
Библиотекарь сегодня – это настоящий универсал. В той или иной степени он педагог, психолог, социолог, специалист по связям с общественностью и интернет-коммуникациям, сценарист, художник и дизайнер. К многочисленным компетенциям нужно добавить обязательную «сумасбродинку» в хорошем смысле, благодаря которой для нас нет ничего невозможного.
Все сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, благо в регионе есть все необходимые ресурсы и возможности для профессионального и творческого роста работников библиотечной сферы.
В нашей библиотечной системе очень сильная методическая служба. Мы вместе разрабатываем проекты, являемся членами проектного офиса по созданию модельных библиотек. Вообще, в Самарской области очень дружное и профессиональное библиотечное сообщество. А это, ни много ни мало, 80 специализированных детских библиотек и 736 библиотек, доступных для детей. Пользуясь юбилейной датой, в этом году мы запустили марафон «85 культурных дел», одна из задач которого – дать нашим коллегам ряд современных компетенций, в том числе, связанных с работой в социальных сетях, с организацией выставок.
С&Г: Раз уж речь зашла о планах, поделитесь интересными задумками и мечтами.
К.Р.: С нового учебного года мы планируем запустить Детский проектных офис, где вместе с детьми будем разрабатывать проекты. Первым результатом его работы должна стать модернизация и благоустройство двора за зданием библиотеки. Библиотечный дворик станет местом для реализации творческих идей, проведения различных мероприятий, чтений, конкурсов, спектаклей, концертов.
Вообще, мы хотим активнее развивать пространство улицы Невской перед нашей библиотекой, превращая его в арт-пространство со своей особой атмосферой, позитивной и созидательной. Шагом в этом направлении стали оригинальные рисунки на фасаде дома, где расположена наша библиотека. В планах – разработка на основе детских рисунков логотипа учреждения и бренд-персонажей, которые в качестве арт-объектов должны населить пространство города и популяризировать чтение и книги.
Мы практически подготовили помещение и оборудование для создания Школы юного блогера. Хотим научить детей заниматься этим правильно, красиво и эффективно. И рассчитываем, что в дальнейшем они станут «агентами влияния» нашей библиотеки и помогут наладить коммуникации с новыми потенциальными читателями и их родителями, многие из которых когда-то сами были нашими читателями.
Автор: Алексей Сергушкин