
- Волжский район: навстречу юбилею
- Волжский МФЦ – лучший в регионе
- Новые перспективы семеноводства
- Николай Золотов: «Люблю своё дело и родную землю!»
- Традиции и перспективы «Первомайского»
- Уникальная лаборатория под открытым небом
- Фермерство – это образ жизни!
- Система поддержки предпринимательства
- Объединять людей и поднимать дух патриотизма!
- Учиться, творить и трудиться
- Благоустройство в Шигонском районе
- Курортная жемчужина губернии
- Аллергология и иммунология мирового уровня
- Медицинский центр нового поколения
- В Самаре состоялся XXI Всероссийский форум «Здравница – 2022»
- Самарский университет имени Королёва стал опорным университетом Роскосмоса
- Фестиваль авторской музыки «САМ.ФЕСТ»
- Юбилейная Студвесна в Самаре
- Фееричная премьера в Самаре
- Шестидесятилетний юбилей ГМК
- Марк Коган: «Живите в радости!»
- Тридцатилетие труда и служения
- Малый город с большими амбициями. К 185-летию Кинеля
- 20 лет семейному бизнесу Ольховых
- Пространство детских открытий
- Елена Хорошева: «Мы готовим с душой!»
К 350-летию со дня рождения Петра Великого
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2022 (июль)
9 июня в Сергиевском историко-краеведческом музее, как и во многих культурных учреждениях нашей страны, состоялись праздничные мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра Великого, первого российского императора, полководца и дипломата. Вся его деятельность была связана с радикальными преобразованиями и реформами, благодаря которым Россия стала могущественной империей и заняла место среди ведущих европейских держав. Споры о его личности и характере не утихают по сей день. Бесспорно одно: Пётр I известен во всём мире, а его влияние на развитие России неоспоримо. Указ о праздновании юбилейной даты в 2022 году был подписан Президентом России Владимиром Путиным.
«Царь Пётр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный, волосы у него густые, короткие, тёмно-каштановые, глаза большие, чёрные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена, лицо смуглое, с хорошими чертами, выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение...» – именно таким изобразил первого российского императора Заслуженный художник РФ Вячеслав Дмитриевич Герасимов на портрете, который хранится в фонде Сергиевского историко-краеведческого музея.
Ассамблея петровских музеев
В 2021 году Сергиевский историко-краеведческий музей вошёл в состав Ассамблеи петровских музеев России, созданной по инициативе Министерства культуры РФ в рамках подготовки к празднованию юбилейной даты. Сегодня она объединяет 113 музеев тех городов и регионов России, чья история напрямую связана с деятельностью российского императора Петра Великого, и которые хранят петровское наследие. Создание Ассамблеи – важный шаг в объединении усилий всего музейного сообщества в популяризации экспозиций, связанных с личностью императора, в создании единого сводного каталога коллекций петровских музеев, в разработке и реализации значимых межмузейных проектов.
Крепость Сергиевск по Указу Петра
Сергиевский район – одно из немногих мест в Самарском регионе, которое можно связать с деятельностью Петра I. В 1703 году, в год начала строительства Санкт-Петербурга, Пётр подписал одновременно указ о строительстве ещё одной крепости. Весной 1703 года во исполнение указов императора казанскому воеводе Никите Кудрявцеву было велено построить на реке Сок город и назвать его Сергиевск, в честь известного религиозного деятеля Сергия Радонежского. Зимой об исполнении указа было доложено Петру, и тот новым указом повелел только что построенный город полностью разобрать и отправить по воде на Северный Кавказ, на Терек – там был основан Терский городок. А на его месте возвести земляной вал высотой 6 м и построить новую дубовую крепость, состоящую из 5 проезжих ворот, 14 башен, часовни в честь преподобного Сергия Радонежского и соляных лавок и амбаров для хранения соли. Сергиевская крепость стала частью целой системы оборонительных сооружений, расположенных на подступах к Самаре. Пётр I не забывал и о южных границах государства. Здесь построили Ново-Закамскую линию крепостей для защиты юго-восточных границ. Первым таким сооружением стала Алексеевская крепость, построенная в 1700 году, названная в честь сына царя Петра – царевича Алексея, ныне посёлок Алексеевка. Затем была построена Сергиевская крепость.
Россия в то время вела тяжёлые войны с Турцией и Швецией. Для изготовления пороха требовалась масса серы. Тогда-то по указу Петра I в 1703 году у серных источников был построен первый серный завод – Новосергиевский. А затем и другие заводы. Расположили их довольно компактно. Первый завод находился у пригорода Сергиевска, второй, Ново-Сергиевский (ныне Серноводск) – в 6 верстах от него, а третий – на реке Сургут.
Сохраняя историческую память
В рамках празднования юбилейной даты и сохранения исторического наследия сотрудники Сергиевского историко-краеведческого музея под руководством директора Татьяны Ивановны Свиридовой разработали и провели тематические экскурсии, творческие, просветительские, информационно-познавательные мероприятий для детей и взрослых.
Одна из интерактивных программ, которая будет работать на протяжении всего года, – «Морская школа юнг» – в увлекательной форме знакомит детей с историей создания первой такой школы, открытой в Кронштадте по указу Петра I. Этот указ положил начало системной подготовке специалистов для русского флота. Смелые, ловкие, сильные и выносливые ребята принимают участие в различных весёлых «морских» конкурсах, постигают премудрости «морского дела» – изучают морские сигналы и флаги, флажковую азбуку, морскую терминологию, а также вязание морских узлов – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Конечно же, учатся драить палубу на корабле, после чего пускаются в пляс – исполняют морской танец «Яблочко». В завершение программы – строевая подготовка и выправка юных матросов и «переправа» на шлюпке на остров.
Не менее интересное и увлекательное игровое представление театрального коллектива музея «Светлица» – «Аз, буки, веди». Сказочные герои – Сказочница, Домовенок Кузя и девица Марфа – знакомят детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника Дня славянской письменности и культуры. Фольклорная обстановка всегда впечатляет и захватывает внимание детей, вызывает эмоциональный отклик при исполнении русских народных игр и плясок. Сюжет праздника также вовлекает детей в историю возникновения славянского алфавита, в историю событий, связанных с Петром I, в создание фольклорных песен и изучение народных хороводов с фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Зорица».
Очень важным стал мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Праздничный триколор», приуроченный ко Дню России. В процессе работы с детьми сотрудники музея обсудили и вспомнили все главные символы нашей Родины, исполнили гимн и прочли стихотворения о российском флаге. Ребятам рассказали и том, что возникновение флага России в виде, приближенном к современному, связано с реформами Петра. Его стремление ко всему западному проявилось и здесь. Когда Пётр, будучи в Архангельске, впервые оказался у моря, он заметил флаги заграничных кораблей, стоявших в то время в порту. Немецкие, голландские, английские знамёна отличались от тех, что были в использовании на Руси: они были яркими и не содержали никаких изображений и титулов. Вскоре и Пётр стал плавать под трёхцветным флагом привычных для нас цветов, при этом на синем поле был изображен герб. Этот флаг сохранился, он находится в Центральном военно-морском музее и является самым старым из сохранившихся российских триколоров. В наше время есть множество трактовок обозначения цветов флага. Наиболее универсальная, но неофициальная трактовка использования именно этих цветов такова: по мнению большинства, белый символизирует мир и чистоту; синий – это цвет веры, приверженности идеалу, постоянства, а красный в свою очередь обозначает энергию, силу, кровь, потерянную во имя Родины.
Юные участники мастер-класса не только узнали новую для себя информацию, но и смастерили красивые и оригинальные поделки – объёмные гвоздики. Ребята выполняли их с большим удовольствием. Мероприятие получилось необычным и увлекательным, а гвоздики – как настоящие.
Такие разнообразные по формам и содержанию мероприятия, несомненно, способствуют воспитанию патриотизма у детей и подростков, укреплению их познавательного интереса к истории нашей страны, к значимым датам российской истории, к историко-культурному наследию и в том числе к великой личности Петра I.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Юлия Леонтьева
