- Волжский район: навстречу юбилею
- Волжский МФЦ – лучший в регионе
- Новые перспективы семеноводства
- Николай Золотов: «Люблю своё дело и родную землю!»
- Традиции и перспективы «Первомайского»
- Уникальная лаборатория под открытым небом
- Фермерство – это образ жизни!
- Система поддержки предпринимательства
- Объединять людей и поднимать дух патриотизма!
- Учиться, творить и трудиться
- Благоустройство в Шигонском районе
- Курортная жемчужина губернии
- Аллергология и иммунология мирового уровня
- Медицинский центр нового поколения
- В Самаре состоялся XXI Всероссийский форум «Здравница – 2022»
- Самарский университет имени Королёва стал опорным университетом Роскосмоса
- Фестиваль авторской музыки «САМ.ФЕСТ»
- Юбилейная Студвесна в Самаре
- Фееричная премьера в Самаре
- Шестидесятилетний юбилей ГМК
- Марк Коган: «Живите в радости!»
- Тридцатилетие труда и служения
- Малый город с большими амбициями. К 185-летию Кинеля
- 20 лет семейному бизнесу Ольховых
- Пространство детских открытий
- Елена Хорошева: «Мы готовим с душой!»
Счастливый билет на «Волшебную полянку»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2022 (июль)
Мальчикам и девочкам – воспитанникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4», что в микрорайоне Волгарь, повезло вытянуть первый в своей жизни счастливый билет. Они попали в уникальное место, успевшее, несмотря на молодость, покорить не только детские сердца, но и сердца их родителей.
С малых лет – в диалоге культур
Два корпуса учреждения, построенного в современном архитектурном стиле, главенствуют посреди уютной, облагороженной территории, благоухающей зеленью и многоцветьем – настоящее царство малышей. Они словно маленькие делегаты с просторов России представляют всю палитру наций, проживающих на её территории: русские, армяне, азербайджанцы, осетины, дагестанцы, казахи, узбеки... Живут здесь дружно. Именно поэтому основной идеей работы детского сада стало создание такой предметно-развивающей среды, которая способствует погружению детей в неповторимый, яркий, красочный этнос народов, живущих в экограде Волгарь.
Знакомство с культурой, бытом и традициями дружественных народов в детском саду происходит через содружество трёх муз. В МБДОУ создан мини-музей «Печки-Лавочки», руководит которым педагог Татьяна Валерьевна Мямина. Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которого – формирование личности, наделённой такими качествами, как осознание себя представителем определённого этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом. В этнографическом музее «Печки-Лавочки» культура и быт представителей разных народностей воплощены в доступных для дошкольников формах: игры, песни, загадки, национальные костюмы и предметы быта, домашняя утварь.
Многонациональный коллектив детского сада надеется, что этот абсолютно иной мир музейной педагогики, очень необычный и безумно притягательный для дошкольников, станет для них началом путешествия к истокам культуры народов экограда Волгарь.
«Организация музея – моя мечта, – рассказывает заведующая детским садом Людмила Александровна Пятилетова, опытный педагог, стоящий на капитанском мостике с момента создания. – Мне дороги вещи из прошлого. Они без слов рассказывают о традициях, быте наших предков. Этот «уголок истории» мы решили создавать вместе с родителями и сотрудниками. Начали со старинного веретена, потом появились две прялки. Так постепенно экспонаты прошлых лет обрели в стенах нашего музея свой дом. Я много езжу по стране. Отовсюду привожу интересные вещи. Из Суздаля привезла старинные костюмы и книгу XVIII века на старославянском, купленную совершено случайно на развале с сувенирами. Книга эта, кстати, педагогическая, о воспитании отроков. То есть абсолютно наша тема. Есть ещё медицинская книга конца XIX столетия. Тогда же пришла мысль открыть библиотеку и собирать детские книги советских времён. Вещи из 80-х и 90-х скоро для подрастающего поколения станут музейной редкостью и поэтому мы начали собирать утюги, пионерские горны, барабаны, электронику того времени».
Вторым аспектом этнокультурного воспитания в детском саду является инновационная библиотека «Народы Поволжья». Под чутким руководством педагога Марины Викторовны Коноваловой сотрудниками детского сада совместно с родителями был создан уникальный библиотечный фонд, который включает в себя более 100 сказок, легенд и сказаний различных народов, лучшие произведения детских авторов различных национальностей, аудиотеку с потешками, колыбельными, аудио-сказками, проигрывателем и виниловыми пластинками на различных языках, видеотеку, в состав которой входят мультипликационные фильмы, фильмы-сказки, видео-экскурсии, а также диатека с коллекцией слайдов и диафильмов. В качестве основных средств этнокультурного воспитания дошкольников в библиотеке используются компоненты народной культуры: фольклор, колыбельные, сказки, пословицы, поговорки, народные игры, художественные народные промыслы. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Третья составляющая содружества муз – творческая мастерская «Жили-Были». Руководители мастерской – Оксана Валерьевна Редькина и Олеся Дмитриевна Зажарская – молодые, но очень творческие и перспективные педагоги. На разнообразных увлекательных и познавательных мастер-классах, работая с глиной, деревом, тканью, кожей, создавая неповторимый продукт своими руками, ребята чувствуют себя настоящими мастерами и ремесленниками. Такие занятия не только оказывают благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывая его творческие способности, но и знакомят с декоративно-прикладным творчеством различных народов, позволяют ощутить духовную жизнь своего народа, творчески утвердиться в ней, а также принять и полюбить историю и культуру других национальностей.
Все эти образовательные проекты объединены одной темой – прошлое, настоящее и будущее коренных народов Поволжья и народов проживающих в данный момент в экограде Волгарь. Благодаря чему вся работа детского сада представляет собой единый, неразрывный процесс, где наряду с классическими формами работы используются инновационные – музейная педагогика, различные технологии исследовательской деятельности, проектные и, конечно же, игровые.
«Уникальность нашего детского сада – в его многонациональности, – говорит заведующая. – Волгарь – молодой микрорайон, населённый в большинстве своём семьями выходцев из разных республик, поэтому на этапе формирования команды возникали некоторые сложности. Однако в итоге девочки изучили друг друга, привыкли, и теперь все мы – 102 человека, включая обслуживающий персонал, – крепкая команда, настоящая семья, готовая подставить плечо друг другу».
Мамы Волгаря
Примечательно, что в этом районе Самары очень мало, скажем так, квалифицированных педагогов, большую часть педагогического состава, как метко выразилась Людмила Александровна, представляют мамы Волгаря. То есть такие же приезжие, как и большинство жителей. Поэтому возникший при открытии учреждения небанальный замысел заведующей «Волшебной полянки» создать «Школу молодого воспитателя», упал на благодатную почву. Объединение активных, талантливых, компетентных и высококвалифицированных педагогов-стажистов в лице старшего воспитателя Алевтины Владимировны Ромашиной, учителя-логопеда Оксаны Витальевны Шачневой и учителя-логопеда Натальи Александровны Нестеровой, которые делятся своим богатым опытом, творческими находками и интересными идеями, в конечном итоге стало поддержкой для многих молодых педагогов. В «Школе молодого воспитателя» они получают блестящую возможность проконсультироваться по ключевым вопросам детского воспитания, познакомиться с передовым педагогическим опытом России и зарубежья, узнать про особенности развития своих воспитанников, посмотреть и попробовать на практике современные формы и методы работы с детьми и родителями, получить методическую поддержку, изучить правовые документы, регламентирующие работу педагога. А с другой стороны, этот своеобразный актив помогает молодым воспитателям, ещё не совсем уверенным в правильности выбранной профессии, сделать первые шаги в мир педагогики, обеспечить наиболее лёгкую адаптацию в коллективе, поддержать эмоционально и укрепить веру в себя и свои силы.
«Мы занимаемся переподготовкой. На занятиях, семинарах, консультациях, на личных примерах они проходят обучение основам педагогики. Стараемся, чтобы они вошли в профессию воспитателя. Уход и присмотр за чужим ребёнком как за своим собственным, умение видеть и слышать его – вот наше ключевое требование. А получение новых знаний – это уже следующий этап», – делится Людмила Пятилетова.
Ликбез для родителей
Ещё один проект Людмилы Александровны – «Школа молодого родителя», в которую, как правило, приходят родители малышей двух-трёх лет для того, чтобы набраться опыта воспитания своего ребёнка. Совместные занятия помогают не только получить ответы на вопросы воспитания, но и приобрести новые умения и навыки в различных сферах жизни.
Участники «Школы молодого родителя» охотно откликаются на призыв заведующей принять участие зимой в расчистке территории от снега или посадке деревьев в тёплое время года. Так два года назад была создана каштановая аллея из 55 деревьев. Это гордость заведующей и детского сада. Озеленение территории – одно из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения. Как и субботники, в которых родители – первые активисты. Благодаря им на территории появился птичий двор, метеорологическая площадка, реально действующая и украшенная солнечными часами. Преобразования будут продолжаться. Будут реализовываться планы на дальнейшее развитие.
«Волшебная полянка» нуждается в расширении. Детей становится больше, и это радует команду сада. Но ребятам действительно нужно больше пространства. Два корпуса учреждения рассчитаны на 450 человек, а по факту в планах с набором этого года их уже 800.
В сентябре это число увеличится. В Волгаре большое количество многодетных семей. Мамы молодые, рожают часто. Норма на семью – четыре-пять детей. Есть семья, где вместе с усыновлёнными, восемь ребятишек. Так что с демографией в Волгаре всё в порядке.
Большую помощь детский сад получает от городского департамента образования и администрации Куйбышевского района. На «Волшебной полянке» были и мэр Самары Елена Лапушкина, лично курировавшая строительство, и губернатор Дмитрий Азаров.
О языкознании и не только
В рамках национального проекта «Образование» в детском саду запущен и активно ведёт свою работу проект «Каждый ребёнок имеет право на успех».
В этом году «Волшебная полянка» выпустила 148 будущих первоклашек. Все они хорошо адаптированы и подготовлены к дальнейшему обучению, но уже в школах города Самары. За время пребывания ребят в детском саду коллектив МБДОУ старался создать все необходимые условия, чтобы раскрыть самые сильные и лучшие стороны каждого воспитанника. Вот и в этом году на базе детского сада функционировало 11 долгосрочных проектов в рамках дополнительного образования, направленных на развитие творческих, физических, умственных и интеллектуальных способностей ребят. Танцы, футбол, шашки, дзюдо, экологический театр, туризм – вот лишь некоторые направления, которые ребята с удовольствием осваивали в стенах дошкольного учреждения.
«Я стремлюсь к тому, чтобы родители, отдавая в наши стены своих чад, были полностью спокойны за их безопасность во всех смыслах. Чтобы нам доверяли. У нас созданы все условия для гармоничного развития детей. Ребятишкам уютно, тепло, сытно, интересно. Мы их всесторонне развиваем и обучаем», – говорит Людмила Пятилетова.
Возможность на успех имеет каждый ребёнок. Поэтому для детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности. Эти группы появились в первый год работы. Профессионалы своего дела, учителя-логопеды Наталья Александровна Нестерова и Оксана Витальевна Шачнева помогают ребятам развивать речь, артикуляционную моторику, физический и речевой слух, накапливать и активизировать словарный запас, формировать навыки словообразования и словоизменения, звукового анализа, развивать грамматический строй речи, связную речь, ну и, конечно же, отдельное внимание уделяется коррекции произношения. Вся работа проводится в игровой форме с использованием большого количества наглядного и дидактического материала, что делает сложную, утомительную, монотонную работу по развитию речи очень интересным, занимательным, увлекательным, а главное плодотворным занятием для воспитанников.
«Любой ребёнок талантлив и в нашем детском саду мы помогаем раскрыть и увидеть неповторимый дар в каждом воспитаннике, – рассказывает старший воспитатель Алевтина Владимировна Ромашина. – Большое количество наших ребят в течение года активно участвует в конкурсах различного направления и уровня. И мы с радостью и гордостью можем отметить, что во многих из них они становятся победителями и занимают призовые места».
В ногу со временем
Несмотря на то, что детский сад «Волшебная полянка» функционирует совсем недавно, работа в нём кипит и направлена на перспективу. Молодой коллектив полон интересных, творческих, новаторских идей для того, чтобы воспитанники не только были подготовлены к школе, но и уже при выпуске из детского сада понимали, чем хотят заниматься, что им удаётся лучше всего и какую профессию они хотели бы получить. В 2021 году МБДОУ был присвоен статус городской проектной площадки по теме «Формирование у детей 5-7 лет представлений о мире профессий с использованием STEАM-образования». Конечно, знакомство дошкольников с профессиями происходит в каждом детском саду, но, как правило, оно носит информативный характер. Изюминка работы «Волшебной полянки» в том, что в STEAM-лабораториях дети могут попробовать себя в той или иной профессии на практике. На данный момент в саду функционирует 5 лабораторий. Например, «Фрёбель-лабораторией» руководит воспитатель Елена Александровна Гарманова. Занятия с Дарами Фрёбеля дают возможность развить у воспитанников задатки и предпосылки аналитического, логического, математического и творческого мышления. На данном этапе дети активно пробуют себя в таких профессиях, как криминалист и графический дизайнер.
В исследовательской лаборатории «Эйнштейн» под чутким руководством воспитателя Олеси Викторовны Табаковой ребята старшего дошкольного возраста с помощью экспериментов узнают, что такое ток, как он перемещается, где он живёт, почему радиоволны – «невидимки» и много другой интересной информации, которая помогает им осваивать профессии радиотехника, электромеханика, геолога.
В конструкторской лаборатории «Леготехник», лаборатории игрового моделирования и робототехники «Изобретатели» ребята совместно с педагогом Людмилой Юрьевной Чурашовой реализуют свои конструкторские и инженерные замыслы. В дальнейшем из них вырастут отличные IT-программисты, конструкторы и архитекторы-градостроители.
А вот раскрыть весь свой творческий потенциал ребятам помогает воспитатель Юлия Станиславовна Шепталова в познавательно-творческой лаборатории «Мультипликаторы». В дальнейшем создать декорации, придумать сценарий и воплотить его в жизнь с помощью современных компьютерных программ ребятам не составит никакого труда. А может, в детском саду уже подрастает будущий Сергей Бондарчук.
Особенности окружающего мира, живой и неживой природы дети постигают вместе с педагогом Анной Викторовной Глуховой в экспериментальной лаборатории «Естествоиспытатели». Как дышат растения, чем отличается почва в городе и лесу, нужен ли растениям свет, почему идёт дождь и откуда берутся облака, ребята узнают самостоятельно в процессе экспериментальной деятельности. Осваивая профессию сити-фермер, воспитанники уже узнали, какие семена и какие культуры лучше выбрать для посадки в черте города, как ухаживать за ростками. Результатом усилий ребят уже стал мини-огород на территории детского сада, который радует зеленью, злаковыми и бахчевыми культурами.
Вторым инновационным направлением, которое детский сад внедряет в рамках сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, стало внедрение и апробация основ алгоритмики и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Данное направление сотрудники МБДОУ считают очень актуальным, интересным и передовым, так как за робототехникой, программированием, моделированием, проектированием стоит будущее всего человечества.
Работу в рамках данной сетевой площадки ведут молодые, перспективные, творческие педагоги, отлично владеющие ИКТ: Алевтина Владимировна Ромашина, Оксана Валерьевна Редькина, Ирина Семёновна Шоп, Алина Фаридовна Объедкова и Мария Александровна Каплунова. Все они прошли курс повышения квалификации по данному направлению и с энтузиазмом приступили к работе. Все занятия проходят в клубе «Кроха Софт», в котором живут мягкие игрушки роботов Вертун, Зажигун, Тягун и Двигун и реальный робот Ползун, есть сочленяемые между собой пазлы для создания игровых полей, а также пиктограммы, для создания простых линейных программ.
За 4 месяца работы клуба «Кроха Софт» ребята уже узнали, что робот – это исполнитель команд и он может выполнять только те команды, которые заложены в него на заводе-производителе, командир – отдаёт команды роботу (это может быть человек или компьютер), программист создаёт программы. Изучили платформу робота Двунога. Справились успешно со всеми заданиями на платформе робота Вертуна и теперь осваивают активно платформу роботов Двигуна и Тягуна.
Ребятам очень нравится собирать по схеме игровые поля, находить точки старта, обращая при этом особое внимание на карточку «Начальное положение робота» и финиша. Выкладывать с помощью стрелочек и пиктограмм путь робота. Каждое занятие вызывает у детей море положительных эмоций, обсуждений и идей.
Вот так в игровой форме сотрудники детского сада «Волшебная полянка» легко, просто, понятно, но на полном серьёзе знакомят воспитанников с нужными и очень важными аспектами жизни. Одним словом, подготовка ребёнка к будущей взрослой жизни – это не только привитие бытовых навыков самообслуживания, но ещё и расширение кругозора, получение разносторонних знаний, формирование характера, душевной чистоты, развитие талантов и умений – к общению, состраданию, помощи близким и упорству в достижении цели.
Автор: Андрей Введенский