Сны старого дома: Самарские Леди в гостях у Сандры Курлиной

 

...Если старинные дома умеют видеть сны, то это, наверное, и казалось сном - воспоминанием давно ушедшей молодости. Когда музейная благоговейная тишина сменилась вдруг яркими всплесками музыки, смеха и голосов, в воздухе повеяло смешанным ароматом дорогих духов - тонким, как вуаль, - а в зеркалах замелькали силуэты элегантных кавалеров и дам, окутанных летящими облаками бальных платьев. Дворецкий, стоя у дверей, торжественно объявляет имена прибывающих гостей, а журналисты и промышленники, ученые и музыканты с бокалами вина ведут словно только что прерванный разговор, - не столько о делах, сколько о жизни, как обычно на Руси. Дамы в будуаре у хозяйки увлеченно рассматривают шляпки, туфельки и перчатки, словно вчера привезенные из Парижа, а в соседней комнате идет поспешная последняя репетиция домашнего спектакля...

Сон, скажете вы? А может, съемки фильма “про старину”? Не угадали. Мы уже столько раз рассказывали на страницах журналов “Самара и Губерния” и “Леди-Клуб” об истории нашего города и о знаменитом доме Курлиных, что нам и самим захотелось побывать на одном из тех светских раутов и званых вечеров, что собирали под крышей этого гостеприимного дома весь цвет Самары и губернии рубежа XIX-XX веков. И, конечно, пригласить туда наших старых друзей и героинь публикаций “Леди-Клуба”. Более того - мы даже попытались осуществить этот замысел вместе с сотрудниками музея. Что из этого получилось - судите сами.

...Пока гостей встречает сама хозяйка - умная и очаровательная Сандра Курлина, роль которой исполняет наш постоянный автор, научный сотрудник музея Ирина Владимировна Крамарева, - уже прибывшие могут осмотреть обстановку первого этажа и полистать последний номер журнала “Леди-клуб” и книгу нашего постоянного автора Владимира Лебедева “Самара молодости нашей”. А также продегустировать вино и отведать очень вкусного кумыса и сычужного сыра из кобыльего молока, доставленного сюда... нет, не из знаменитой кумысолечебницы Нестора Постникова, а из Кинельского района.      

Поскольку одной из тем этого вечера была мода современная и минувшая, сотрудницы музея продемонстрировали платья в стиле модерн конца XIX - начала XX века - из них, правда, настоящими музейными экспонатами были лишь костюм с накидкой-тальмой и шляпка из шелковых маков. Остальное: бальное платье с кринолином, платье “кентавр” с турнюром и элегантный дамский костюм - были созданы студентами отделения дизайна архитектурно-строительной академии под руководством Ольги Валерьевны Казак, но производили полное впечатление той эпохи. Уже после вечера удалось одним глазком взглянуть на “изнанку” этого великолепия: проволочный каркас турнюра, обручи кринолина, а главное, корсет - не то доспех, не то орудие пытки, обращающее в мучение любую осанку, кроме правильной - с гордо выпрямленной спиной и развернутыми плечами. Сразу становится понятно, почему все дамы в фильмах о прошлых веках и сидят так скромно и изящно, на краешке стула, и, кстати, в обморок падают по каждому поводу (вспомните страдания юной Скарлетт из романа “Унесенные ветром”, которую учили быть “настоящей леди”!). Но зато и лишние сантиметры талии убираются, и... не будем раскрывать дальше секреты красоты...

В свою очередь модельеры меховой компании “Отрада” тоже доказали, что владеют секретами того, как сделать даму не менее роскошной и изысканной, чем в позапрошлом веке, представив изумленным взорам гостей коллекцию бальных платьев из особым образом обработанного меха норки. Игра фактур, чередование меховых и кружевных клиньев юбки, пушистые накидки, позволяющие мгновенно превратить декольтированное платье в одеяние Снегурочки, покорили сердца многих собравшихся утонченной роскошью в сочетании с элегантной простотой.

Но вот, наконец, гостей приглашают в Каминный зал, где творят волшебство клавесин, гитара и флейты ансамбля старинной музыки Altera Musica, сразу погружающие нас в атмосферу даже не позапрошлого века, а еще более ранней, галантной эпохи пудреных париков и менуэтов. После этого камерного, поистине “домашнего” концерта все поднимаются на второй этаж, где звучит танцевальная музыка, а в соседней комнате приготовлено угощение от кафе-бара “Лео”. Людмила Снегирева угостила всех одним из “фирменных” блюд дома Курлиных - селедкой с лимоном и томатным соусом, рецепт которой она унаследовала от бабушки мужа, которая до революции служила здесь на кухне.

А в зале тем временем затевается игра в фанты... и случайный выбор заданий все же приводит к некоторым поразительным совпадениям. Хореограф Татьяна Кузнецова научила желающих танцевать польку, а романсы (собственного сочинения и не только), исполненные под гитару актрисой и бардом Татьяной Ляндрес, заставили не только подпевать, но и украдкой смахивать слезу.

А после гости стали свидетелями драматического выяснения отношений между влюбленными, оказавшегося сценой из спектакля, которую разыграли актеры театра “Самарская площадь”. Завершился вечер снова в музыкальном салоне выступлением ансамбля “Altera Musica”. На сей раз под клавесин и гитару зазвучал голос молодой певицы, исполнившей как произведения эпохи Возрождения на итальянском языке, так и романсы, которые пели в русском светском обществе двести лет назад.

Не обошлось и без приятных сюрпризов: неожиданными гостями вечера стали петербуржцы - заместитель директора Петербургского института реставрации, член федерального совета министерства культуры и массовых коммуникаций по сохранению культурного наследия Михаил Исаевич Мильчик и его супруга Нина Семеновна Никольская, которые привезли в Самару выставку фотографий, посвященную давнему другу Михаила Исаевича - поэту Иосифу Бродскому.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева