Оглавление
2#2008
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Национальный проект. Жилье
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Экология

Бизнес и нравственность

Несмотря на наметившиеся в социальной сфере и сфере потребления позитивные тенденции, в России не преодолен духовно-нравственный кризис. Возможно, его причиной является утрата позитивных личных и общественных ориентиров, нередко отсутствие идеалов, ценностей и смысла жизни. Об этом говорили на Форуме муниципальных образований Приволжского федерального округа «Истоки России», который проходил 12 февраля 2008 года в Саратове, по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Александра Владимировича Коновалова.

Владимир Ростовцев

В работе форума приняли участие: Александр Владимирович Коновалов - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, губернатор Саратовской области Павел Леонидович Ипатов, народный артист Российской Федерации, лауреат всех мировых кинофестивалей, верный сын Российской Федерации Никита Сергеевич Михалков, губернатор Пензенской области Василий Кузьмич Бочкарев, Председатель Государственного совета Республики Татарстан Фарид Хайруллович Мухаметшин, Епископ Саратовский и Вольский преосвященный Владыка Лонгин, президент ЗАО «Объединенная металлургическая компания» Владимир Степанович, ректор Поволжской академии государственной службы, профессор Сергей Юрьевич Наумов, представители муниципальных образований и Советов муниципальных образований ПФО.

От Самарской области в работе форума принял участие ВЛАДИМИР РОСТОВЦЕВ – исполнительный директор Совета муниципальных образований Самарской области. Мы попросили Владимира Ивановича поделиться своими впечатлениями от работы форума.

- Владимир Иванович, в начале нашей беседы расскажите немного о Совете, который Вы возглавляете, его предмете деятельности и задачах, решаемых Советом.
- Совет муниципальных образований создан во исполнение Федерального закона №131-РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Самарской области 10 июля 2006 года на Учредительном съезде муниципальных образований как юридическое лицо в статусе некоммерческой организации. Учредителями Совета являются 340 муниципальных образований Самарской области. Основная цель - организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита общих интересов муниципальных образований в Самарской области.

- Какие вопросы рассматривались на форуме, в работе которого Вы принимали участие?
- В рамках форума были проведены заседания трех секций. Первая секция носила название «Комплексное развитие муниципальных образований, использование исторического, культурного и логистического потенциала территорий», вторая секция – «Восстановление и сохранение культурного и духовного наследия» и третья секция носила название «Участие бизнеса в обустройстве социальной среды».
Участники особо подчеркнули необходимость синхронизации стратегии регионального развития и стратегии развития муниципальных образований, усиления внимания к проблематике сельских поселений. В ходе дискуссии отмечалась необходимость продолжения подобной практики и обсуждение проблем муниципального развития, осмысления и обмена опытом.

- Что наиболее интересного и полезного Вы услышали на форуме?
- Наиболее запомнившимися для меня были выступления Н. С. Михалкова - народного артиста России, Президента Российского фонда культуры и В.С.Маркина – Президента ЗАО «Объединенные металлургические компании», и я прошу Вас опубликовать основные цитаты из их выступлений.
В своем выступлении Н. С. Михалков сказал: «... в настоящее время, по большому счету, на карте стоит безопасность страны. Вы понимаете, можно задать замечательные показатели макроэкономические, вкачать деньги в Москву, в Санкт-Петербург, и мир будет потрясен тем, как это произошло, а то, что тут Саратов «помрет с голоду», это уже вот там, где-то далеко. Это - незнание, отсутствие ощущения масштаба страны, масштаба дыхания страны.

Но если не ощущать масштаба страны - это значит не понимать значение безопасности страны, потому что безопасность страны - это её провинция, спокойствие в провинции.
Проблема, мне кажется, заключается в том, что отсутствие осознания масштаба страны порождает невероятную беспечность и непонимание того, что потеря духовного иммунитета для России чревата практически катастрофой.
Духовный иммунитет - это как корневая система. Только то дерево, которое имеет корневую систему, абсолютно спокойно себя чувствует своими ветвями и листьями на любом ветру, в любую непогоду, потому что у него эти корни, они его удерживают. Без этих корней мы превратимся в тех, о ком Александр Сергеевич Грибоедов говорил: «Колебание умов, ни в чем не твердых».
И поэтому сегодня проблема малых городов и муниципальных образований - это проблема не только малых городов или муниципальных образований, это проблема огромной России, ВСЕЙ огромной России, если мы хотим ее сохранить».
В.С. Маркин назвал свое выступление «Бизнес, власть и люди - три составляющих нового качества жизни».
«Сегодня, говоря о каких-то победах и достижениях, мы чаще всего ссылаемся на высокий уровень жизни в больших городах – столичных и областных. Но если посмотреть на самые развитые европейские страны, то там локомотивами роста являются не столичные, а малые города. И наша сила, наш основной потенциал – в провинции, в темпах и масштабах развития малых городов. Мы стремимся к тому, чтобы развитие нашей компании в первую очередь способствовало развитию именно малых городов. Они могут и должны стать привлекательными центрами для карьерного роста и самореализации, удобными для жизни и работы. Мы хотели бы в тех городах, где есть наши предприятия, создать современную развитую инфраструктуру и благоприятный нравственный климат. Собственно, этот факт явился определяющим при выборе нами главных направлений социальной политики.
Одной из главных черт современного гражданского общества, показателем уровня его развития как раз и является благотворительная деятельность, постоянная и систематическая, а не ради PR-а. Если говорить о конкретных суммах, то мы направили в 2007 году на реализацию социальных программ в городе Выкса свыше миллиарда рублей, а в городе Чусовой свыше трёхсот миллионов рублей.
Обобщая все сказанное, могу без преувеличения утверждать - самый главный продукт нашей компании - это не трубы, это не колёса, это не прокат, а человек. Люди стали думать и жить по-другому, и это большое достижение».

- Владимир Иванович, как Вы прокомментируете эти высказывания?
- Сегодня, на мой взгляд, очень актуальны темы обоих выступлений, но мне хотелось бы несколько развить тему второго приведенного выступления. В период приватизации, а именно акционирования крупных и средних предприятий, было утрачено одно из очень важных звеньев народного хозяйства страны. Это градообразующие предприятия (предприятия промышленности, стройиндустрии, колхозы, совхозы и т.д.). Именно на них в социалистический период развития страны возлагалась значительная роль по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
Это, конечно, была оправданная на тот период времени мера – освободить предприятия от несвойственных им функций по содержанию указанных сфер их деятельности, дать им возможность вкладывать средства в развитие своей основной деятельности. При этом основная часть объектов недвижимости социально-культурной направленности от приватизированных предприятий, в том числе от реорганизованных колхозов, была передана в собственность муниципальных образований и, как правило, без соответствующей материально-технической базы, необходимой для их содержания. Это привело к значительному сокращению в муниципальных образованиях таких социально значимых объектов, как детские сады, клубы, бани и т.д. и недостаточности финансирования сохранившихся объектов, в особенности объектов жилищно-коммунальной сферы.
В настоящее время это является ключевой проблемой становления местного самоуправления в стране.
Как сказал Дмитрий Медведев в феврале 2008 года на II Общероссийском гражданском форуме: «Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, так, как это делается во всем мире, - без указаний и распоряжений сверху. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ними действующими правилами».
Региональная политика Правительства Самарской области всегда была и остается направленной на устранение диспропорций в экономическом и социальном развитии муниципальных образований. При этом используются такие методы территориального регулирования, как инвестирование в создание инфраструктуры, индекативное планирование, стратегирование, программно –целевой метод поддержки проблемных муниципальных образований, предоставление различных преференций.
Как было отмечено в докладе министра Г.Р. Хасаева, посвященном итогам социально-экономического развития Самарской области в 2007 году, на заседании Правительства Самарской области 20 марта 2008 года : «С этой целью региональное инвестиционное законодательство содержит инвестиционные стимулы и льготы как финансового, так и организационного характера, предоставляемые инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных проектов».
И именно в целях укрепления местного самоуправления очень важна помощь как государства, так и бизнес-структур. Все это было продемонстрировано на Форуме «Истоки России».