Оглавление
2#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Экология
Юбилей

На крыльях великой мечты

mir2.jpg


В последних числах апреля, в рамках празднования 50-летия первого полёта человека в космос, в Самаре состоялся Открытый всероссийский кинофестиваль «Космические крылья России», организованный Поволжским историко-культурным фондом при поддержке правительства Самарской области и Агентства социокультурных технологий.


На четыре дня камерный зал кинотеатра «Художественный» стал местом показа документальных и игровых фильмов, посвящённых теме космоса – в том числе и тех, которые ранее не представлялись глазу массового зрителя, – как, например, большинство привезённых на фестиваль фильмов режиссёра-документалиста, преподавателя ВГИКа Бориса Смирнова. А в самарских вузах состоялись творческие встречи со студентами режиссёров, актёров, космонавтов, представителей предприятий космической отрасли. Так, например, в университете путей сообщения прошёл показ документального фильма «Восхождение» Павла Медведева, а студенты Международного института рынка увидели фильм Вячеслава Афонина «Космическая династия. Юрий и Роман Романенко» и смогли задать вопросы режиссёру и герою фильма. Кстати, так получилось, что это была премьера не только для зрителей – впервые фильм о себе увидел и сам основоположник космической династии, Дважды Герой Советского Союза Юрий Викторович Романенко, чей сын Роман недавно также совершил космический полёт.

Представителем героической лётно-космической династии является и напарник Юрия Романенко по станции «Мир», космонавт Александр Лавейкин. Его отец, Герой Советского Союза, лётчик-истребитель Иван Павлович Лавейкин, во время Великой Отечественной войны сражался в воздухе с немецко-фашистскими захватчиками и был удостоен почётного права в составе эскорта самолётов 1 мая 1945 года сбросить на Берлин знамя Победы. До полёта сына в космос лётчик Лавейкин не дожил всего месяц – а так ждал этого момента, переживал… На орбитальную станцию, где ему предстояло провести полгода, Александр Иванович взял с собой отцовский военный талисман – серебряный портсигар, который тот, отправляясь на боевой вылет, клал с левой стороны в нагрудный карман, надеясь, что он убережёт сердце от случайных осколков.

На вопрос журналистов к космонавтам о том, какой эпизод, случай, впечатление из их космической практики могли бы стать основой для фильма, Юрий Романенко ответил, что самым ярким впечатлением для него был момент старта, выхода на орбиту, когда впервые видишь в иллюминатор земной шар. По словам космонавтов, все моря, все континенты имеют свою окраску – так, например, Африка коричнево-красная из-за своих саванн и песков, Австралия тоже красная из-за глинистой почвы, Соединенные Штаты все в клеточку – расчерчены с севера на юг и с запада на восток прямыми линиями ярко освещённых дорог. Европа – сплошной светящийся ковёр – настолько близко там расположены друг к другу населённые пункты. А вот Россия сверху выглядит тёмной – из-за покрывающих её бескрайних хвойных лесов.

– Прекрасна наша Земля, и сверху не видно никаких границ, словно ты – человек планеты, – заметил Юрий Викторович.

– Я согласен с утверждением, что Бог создал нашу землю в виде космического корабля, – добавил Александр Лавейкин. – У нас есть кислород, система поглощения углекислого газа – это наши леса. У нас есть экипаж – это мы с вами. И есть программа полёта – наша жизнь. Этот космический корабль летит в просторах Вселенной, и условия существования на нём настолько уникально подобраны его создателем, что, мне кажется, больше никаких разумных существ во Вселенной может и не быть. Просто Бог сотворил нас по своему подобию и очень хотел, чтобы через наше сознание прошло само существование материального мира. Он создал нам этот очень красивый большой корабль, который мы должны беречь… Однако, если создавать фильм про космонавтов, то нужно учесть, что работа людей , связанных с космосом - это рутинная работа, очень тяжёлая, опасная, которая тянется сутками, неделями… Ремонт, установка, включение, выключение, испытание – и это, пожалуй, даже сложнее, чем яркие события – выход в открытый космос, нештатная ситуация… И ещё есть одна очень серьёзная сторона нашей жизни – когда человек всю жизнь отдал космонавтике, готовился к полёту, и вдруг в последний момент экипаж расформировывают, его заменяют. И дай Бог, если удастся слетать в следующий раз… Меня часто спрашивают: боятся ли космонавты? Так вот, я могу сказать, что космонавты, как правило, боятся только одного – так никогда и не полететь в космос…

Романенко.jpg

В Самарском экономическом университете, где демонстрировался фильм режиссёра Ефима Резникова «Земля видит борт», разговор получился интересный – чему способствовала и тематика фильма – о гибели орбитальной станции «Мир» и запуске первых модулей МКС. Там есть уникальные кадры внутренней хроники, снятые операторами завода имени Хруничева, где производятся космические аппараты. Рассказ о том, в каких условиях принималось тяжёлое решение о снятии с орбиты и уничтожении станции «Мир», боль и надежда, отражённые в фильме, вызвали у будущих экономистов множество вопросов о судьбе российских космических программ, о том, можно ли было сохранить станцию.

Разумеется, были вопросы, касающиеся работы и быта космонавтов, экспериментов, которые проводились на борту, экстремальных ситуаций. Это глядя на экран телевизора можно подумать, что там, в космосе, всё гладко, рассчитано и предусмотрено автоматикой, но порой вмешиваются самые неожиданные факторы, когда не обойтись без человеческих рук и человеческого ума, способности рискнуть, быстро принять нужное решение… Немногие знают, например, о нештатной ситуации с выходом в открытый космос во время пристыковки модуля «Квант», о двух возгораниях на станции «Мир», а также о пробоине, образовавшейся при столкновении с грузовым кораблём одного из модулей, когда космонавтам пришлось выбирать – эвакуироваться ли самим, как велит инструкция, или спасать станцию.

Кинорежиссёр Ефим Резников:

– Мы часто говорим о том, что у нас в упадке космос, в упадке кино, у нас плохие фильмы, драматурги или режиссёры… Но очень важно понять одно – любая деятельность эффективна только тогда, когда она системна. У нас, к сожалению, вся проблема в том, что даже исследования, которые проводят в космосе, часто не находят результата. Многие эксперименты остались только экспериментами, люди ради них рисковали жизнью, а результаты так и не нашли своего применения. А ведь система – это когда есть начало, смысл, задача и результат, выход.

О той же проблеме, в сущности, говорил и кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, преподаватель ВГИКа Борис Смирнов, когда рассказывал о привезённой им на фестиваль картине, повествующей о судьбе легендарной «семёрки» – космического корабля серии «Союз-7К». Фильм этот сделан на государственные деньги, но до зрителей так и не дошёл – чиновники выделили средства на съёмки, но где и как он будет демонстрироваться, никого не волнует. А ведь кино должно искать свой путь к зрителю, должно работать, и не только в качестве дополнения к рекламе…

И здесь, наверное, важно отметить один весьма значимый момент. Очень часто – наверное, на втором месте по частоте после слова «космос», – на фестивале звучало слово «мечта». Понятие не то что забытое, а скорее дискредитированное – прежде всего неправильным употреблением. Наш век, с одной стороны, считается приземлённым, прагматичным, но этот прагматизм одномерен, он не подразумевает устремлённости в будущее. Помнится, на заре перестройки был популярен такой каламбур, перефразирование известной пословицы: «Куй железо, пока Горбачёв». То есть, обогащайся, пока лавочку не прикрыли, пока не вернулся социализм с его плановой экономикой и запретом на частное предпринимательство… С тех пор прошло более двадцати лет, сменился не один правитель, а тон зачастую задают все ещё те, «кующие, пока…» – люди с психологией временщиков, которых на пять минут пустили к накрытому столу, и нужно быстро-быстро нахватать всего, набить и рот, и карманы, расталкивая других локтями… Соответственно, одномерны и мечты, внушаемые в том числе и массовой культурой – попасть за этот стол, получить свою «минуту славы» и богатства, в качестве перспективы рассматривая лишь обеспеченное ничегонеделание где-нибудь у теплого моря…

Поэтому особенно радостным было то, что в год 50-летия первого полёта человека в космос мы получили возможность вспомнить о другой мечте, о которой говорили многие на фестивале. Ведь полёт Гагарина и был этой реализовавшейся мечтой, что объединила тогда людей всего мира - первым шагом человека за пределы земной атмосферы, открывающим перспективы полётов к другим планетам, к дальним пределам Галактики, к новым невероятным открытиям, новым ресурсам, а может – встречам с иными цивилизациями… Глядя на кадры хроники тех лет, трудно не ощутить тот фантастический душевный подъём, который подарил всем молодой русский майор с открытой и сияющей улыбкой и сотни и тысячи людей – инженеров, рабочих, конструкторов, испытателей, дублёров, медиков, сделавших этот полёт возможным.

Мечта стала реальностью и породила новые мечты, вдохновив на творчество не только учёных, но и писателей, художников, кинематографистов. Помимо документальных, были показаны и несколько художественных фильмов, среди которых – «Планета бурь», вышедшая через год после полёта Гагарина и снятая выдающимся советским кинорежиссёром, писателем, заслуженным деятелем искусств РСФСР Павлом Клушанцевым, которого автор «Звёздных войн» Джордж Лукас назвал своим крёстным отцом в кинофантастике. Кинематографисты и зрители разных стран и по сей день удивляются мастерству художника, создававшего в 60-е годы реалистичные «инопланетные» спецэффекты без всякой компьютерной графики, с помощью подручных материалов – бумаги, клея, жидкого теста, подкрашенного фосфоресцирующей краской…

Режиссёр-документалист из Санкт-Петербурга Алексей Ткаля, что привёз на фестиваль свой фильм о Павле Клушанцеве, перед показом задал зрителям вопрос: «Что такое человеческое счастье, каковы его условия?» Ведь есть счастье в бытовом, житейском понимании – когда человеку хорошо и на работе, и дома. Но если смотреть более глубоко, то счастье – это в первую очередь состоявшаяся судьба, когда человек реализует свой потенциал, талант, данный ему от рождения. Павел Клушанцев, умерший практически в нищете, был человеком состоявшимся, раскрывшим свой талант, чему свидетельство и его фильмы, которые до сих пор смотрятся на одном дыхании, и написанные им детские книги, и слова в записи конца 90-х годов, где звучали боль и тревога за судьбу родной страны и надежда на то, что добрая воля людей в конце концов обязательно возьмет верх.

Мечтатель – это не оторванный от жизни романтик, а тот, кто всегда заглядывает вперёд, – об этом говорит и идущий через весь фильм Алексея Ткаля образ мальчика, запускающего самодельную ракету. Не только маленького Павлика Клушанцева, но и вечного мальчика, мальчика в понимании движения, поиска, устремлённости в будущее. «Мальчики есть всегда и они будут двигать человечество», – пояснил режиссёр.

Теме детства, космоса и мечты, становления, взросления был посвящён и другой показанный на фестивале художественный фильм – «Москва – Кассиопея» из знаменитой дилогии Ричарда Викторова. Воспоминаниями о съёмках в нём с самарскими зрителями поделилась актриса Ирина Савина, сыгравшая там девочку Катю, участницу полёта в созвездие Кассиопеи.

– Для нас это было очень счастливое время, – сказала Ирина Вадимовна. – Это счастье, когда тебе четырнадцать лет, и ты летишь куда-то в экспедицию, где снимают приземление капсулы, что-то поджигают, всё горит… Нас выбрали из всей Москвы, семь человек, нам сшили скафандры, и было ощущение… что мы почти настоящие, что могли бы быть такими, как герои фильма, и может быть, когда-нибудь и мы полетим… Эта творческая атмосфера, творческий процесс, который происходил прямо на съёмках и в котором мы участвовали, определили мою дальнейшую судьбу – я стала актрисой…

Говоря о современных сверстниках своей героини, актриса вспомнила своё недавнее знакомство с юными участниками всероссийской конференции в музее космонавтики в Москве, где собрались ребята со своими научными разработками, которыми заинтересовались учёные: «Целых четыре дня они обменивались опытом, достижениями, идеями, участвовали в ролевых играх. Я даже не думала, что такое количество умных, красивых, интеллигентных детей у нас есть».

То же самое можно было сказать и об участниках конкурса детского рисунка «Космическое путешествие», работы которых демонстрировались в фойе кинотеатра «Художественный», а победители получили призы из рук почётных гостей фестиваля. Детей в залах показа было вообще очень много – кто-то пришёл вместе с родителями, бабушками, дедушками, а кто-то – целыми классами. И это говорит о том, что интерес к космосу не только не ослабевает, но и растёт, а значит – есть будущее и у российской космонавтики, и у документального кино.


Вера Ивановна Мордвинова, художественный руководитель фестиваля:

– Я думаю, что фестиваль состоялся, я это почувствовала по реакции зала, по тому, как воспринимали фильмы студенческие аудитории, как складывались диалоги с нашими гостями. И один из замечательных уроков фестиваля в том, что это воспитание чувств – чувств возвышенных, благородных. Многие современники полёта Гагарина вспоминают, что по ощущению радости, ликования, восхищения это событие можно было сравнить с Днём Победы. И символично, что даже имя Гагарина Юрий напоминает о Георгии Победоносце…

Фестиваль закончился, а положительные эмоции, положительные идеи постепенно будут прорастать в душах зрителей… И если на такую встречу пришли бабушка с внуком, студент со своей девушкой, они обязательно будут говорить об этом между собой, обсуждать с родителями, друзьями. Поэтому фонд приложит все усилия, чтобы продолжить такие встречи со зрителями разных возрастов. И здесь нужно поблагодарить за поддержку, оказанную фестивалю правительством, министерством культуры Самарской области.


Мария Серкова, президент Поволжского общественного историко-культурного фонда:

– Конечно, хотелось бы, чтобы этот фестиваль увидело как можно больше людей, хотя залы и так были практически полные. И студенты, и пожилые люди – все благодарили, что была поднята такая тема, как космос. Многие плакали, когда смотрели фильмы, и это я считаю хорошим признаком. У меня самой слёзы наворачивались – прежде всего от того, что видишь, какая была команда, насколько сплочён был народ, который всё это создавал. И потому достигались такие высоты. Хочется, чтобы и мы были такими же сплочёнными, чтобы брать новые высоты. И если из сотни детей в зале хотя бы двое-трое задумаются об этом, то, может быть, из них и вырастут лидеры, за которыми пойдут все остальные. Будем надеяться на лучшее.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева