Оглавление
3 / 2014
Оглавление
Бизнес / Клуб
История / Клуб
Леди / Джентльмен
Леди / Личность
Леди / Семья
Леди / Творчество
Путешествие / Клуб
Спорт Самарской области
Стиль / Клуб
Фестиваль

Авиньон: в гости к папам

Журнал «Леди-клуб», номер 3#2014 (ноябрь)

Завершается цикл моих статей о городах французского Прованса. И подлинной жемчужиной этой провинции является удивительный город Авиньон, основанный ещё в I веке нашей эры на месте древнеримской колонии. Сюда вы можете добраться за каких-то полчаса из портового Марселя, если воспользуетесь услугами TGV. Уже тысяча поездов этой скоростной сети ежедневно «летают» по железным дорогам страны. Именно летают. Ведь скорость их движения превышает 300 километров в час.

Авиньон: в гости к папам

Только в этом фантастически неповторимом городе, уютно раскинувшемся на берегах Роны, плутая по старинным улочкам, можно лицом к лицу столкнуться с папой Римским, идущим под руку... с музой Мельпоменой.

Пленение пап

Те из нас, кто знаком с бессмертным литературным персонажем по имени Д'Артаньян, наверняка помнят, какие гордые и горячие люди эти гасконцы. Папа Римский Климент V в миру также был гасконцем по имени Бертран де Гот. В ту пору, в начале XIV века, в Риме жилось крайне неспокойно из-за постоянных разборок между тамошними аристократическими кланами. И вот, вскоре после поражения его предшественника, папы Бонифация VIII, в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, наш герой – папа Климент V – начал подумывать о том, чтобы покинуть беспокойный Рим и перебраться в тишайший Авиньон. Там, по крайней мере, можно было чувствовать себя в полной безопасности.

Тем более что и Папское государство в центре Италии на тот момент фактически уже распалось. В общем, гасконский папа не стал терпеть всей этой неразберихи и, что называется, «громко хлопнул дверью». Но если уж совсем честно, то он решил просто сбежать из Рима, где тогда католическим священникам была фактически объявлена война. Видя, что его предшественников в Риме попросту убивают, он взял да и перенёс курию из «грешного» Рима во Францию.

Таким образом, начиная с 1309 года, центром Римской католической церкви почти на 70 лет был провозглашён французский Авиньон.

Этот уникальный исторический период известен под названием «авиньонское пленение пап». И действительно, самые первые авиньонские папы – Климент V и Иоанн XXII – довольствовались почти спартанскими условиями проживания в скромных кельях тамошнего доминиканского монастыря. Лишь в 1334 году уже следующий папа Бенедикт XII приступил к генеральной реконструкции зданий епископского дворца, располагавшегося на тогдашней окраине Авиньона. И к  моменту завершения всего комплекса, состоявшего из старого и нового дворцов, их общая площадь составляла уже свыше одиннадцати тысяч квадратных метров. Причём старый дворец напоминал скорее неприступную крепость, нежели религиозное сооружение. Папа Бенедикт XII, ещё не забывший римские варварство и бесчинства, решил окружить себя высокими стенами и глубокими рвами, разместив старый дворец на высоченной горе. Так сказать, на всякий случай...

Папы и антипапы

Очередной папа — Климент с порядковым номером VI – пошёл ещё дальше. Он не стал заморачиваться столь модным сегодня рейдерским захватом, а абсолютно цивилизованно выкупил в свою собственность всю землю. Нет, не только землю под папским дворцом. Чего уж было мелочиться?

У прежних владельцев, графов Прованса, на корню был куплен весь Авиньон! Правда, подозреваю, что уникальнейшая сделка 1348 года по приобретению целого города обошлась католической церкви в весьма символическую сумму. Все секреты этой авиньонской истории по сей день надёжно скрыты в глубинах ватиканских архивов.

Авиньон: в гости к папам

...Дворцовый же комплекс постоянно разрастался, а его многочисленные залы и комнаты год за годом наполнялись сокровищами, стекавшимися сюда из разных стран. Несколько десятилетий папский дворец исправно служил резиденцией римских понтификов. Ну а 17 января 1377 года «авиньонское пленение пап» благополучно завершилось. Их «ссылка» закончилась. И папа Римский Григорий XI в сопровождении тринадцати кардиналов торжественно отбыл в Ватикан. Так сказать, «по месту предыдущей прописки».

Однако это радостное событие послужило началом неожиданного папского раскола. Некоторые святейшие особы за долгие годы так прижились в уютном Авиньоне, что ни за что не желали возвращаться в Рим. Мол, нас и здесь неплохо кормят. В итоге антипапы Климент VII и Бенедикт XIII даже превратили авиньонский дворец в свою антипапскую резиденцию. Причём надолго. Аж до 1408 года.

Просто на упрямых антипап не нашлось столь же упрямых антимам. И даже после официального низложения дерзких ренегатов дворец ещё довольно долго находился в руках их сторонников и последователей, державших «круговую оборону». Лишь в 1433 году Авиньонский дворец наконец окончательно вернулся в собственность Ватикана...

К сожалению, впоследствии величественному дворцу неоднократно приходилось переживать весьма тяжёлые времена. Во время Французской революции 1789 года он был захвачен и разграблен повстанцами. Ну а в 1791 году дворец и вовсе стал местом массовых казней контрреволюционеров. При императоре Наполеоне многочисленные помещения дворца использовались как военные казармы. И лишь в 1906 году французские власти наконец-то отреставрировали Папский дворец и открыли в нём национальный музей. Сегодня это один из крупнейших дворцов всего Старого Света, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Авиньон: в гости к папам

Театральная столица

После всех кровавых ужасов Второй Мировой войны именно театр казался самым объединительным из всех искусств, стирающим границы между прослойками, классами и странами. К тому моменту известный французский актёр и режиссёр Жан Вилар уже успел основать Марсельский национальный народный театр. Но этого ему показалось мало. И вот в 1947 году он придумал удивительный праздник под названием Авиньонский театральный фестиваль.

Довольно долго Авиньонский фестиваль оставался чисто внутренним французским явлением, противостоящим развлекательному буржуазному искусству. И лишь через годы – наконец превратился в международный. Цитируя великого Джорджо Стрелера , он стал «оплотом театра для людей».

В город Авиньон с населением 100 тысяч жителей на время легендарного фестиваля съезжаются порядка 200 тысяч (!) театральных паломников со всего света. Это даёт основание называть его крупнейшим в мире театральным фестивалем. Наравне со знаменитым Эдинбургским. Проходит он ежегодно в течение трёх недель июля. В 2014 году состоялся Авиньонский театральный фестиваль под номером 68.

Основатель фестиваля – великий Жан Вилар – являлся его бессменным директором с 1947-го по 1971 год. Работавшая последние несколько лет весьма яркая команда Ортанс Аршамбо и Венсана Бодрийе в этом году сменилась командой известного драматурга и режиссёра Оливье Пи. Смена курса не случайна, ведь предшественников нынешних организаторов фестиваля нередко упрекали в том, что для них не существовало «ТЕАТРА восточнее Варшавы». А новый директор тут же пригласил к себе в программу японцев и даже африканцев. По имеющейся информации, также он собирается усилить внимание и к коллективам из России.

Авиньон: в гости к папам

Справедливости ради следует сказать, что наши театры и их режиссёры изредка и раньше появлялись в Авиньоне. Например, российский режиссёр Анатолий Васил ьев в 2006 году представил свои спектакли «Моцарт и Сальери. Реквием» и «Илиада. Песнь 23». А в 2010 году, который был объявлен во Франции годом России, на Авиньонском фестивале воцарился дух Антона Павловича Чехова . Этому весьма поспособствовала и прекрасная выставка, размещённая в нескольких залах дома-музея Жана Вилара. Представленные на ней экспонаты рассказывали не только о жизни и творчестве великого российского писателя-драматурга, но также о многочисленных постановках чеховских пьес на сценах ведущих театров мира.

Главной изюминкой Авиньонского театрального фестиваля является то, что все его представления проходят под открытым небом и всё в этом городе превращается в сценические площадки: старинные улицы, площади и архитектурные сооружения. Ещё одна особенность – отсутствие занавесов и декораций. Конечно, представления и спектакли идут по всему городу. Однако у фестиваля всё же имеется и главный «зрительный зал». Он находится в знаменитом внутреннем дворике Папского дворца, который его давние владельцы прозвали когда-то «Двором чести». Тут уж декорации и вовсе не нужны, ведь сам величественный Папский дворец является одной гигантской декорацией.

В этом году Авиньонский фестиваль представил публике несколько десятков спектаклей, многие из которых являлись премьерами. Естественно, всё это ещё больше подогревало интерес к грандиозному театральному празднику. Театральные деятели мирового уровня проводили мастер-классы для всех желающих. Также большим успехом у поклонников Мельпомены пользовались семинары и лекции, творческие встречи с актёрами и режиссёрами.

На нынешнем 68-м Авиньонском театральном фестивале царствовал Томас Остерма йер с «Замужеством Марии Браун» по мотивам легендарного фильма Райнера Фасбиндера и голландец Иво ван Хове со своим спектаклем «Источник Тонеел-груп» по известному роману русской американки Айн Рэйд. А в почётном дворе Папского дворца для поклонников традиционного театра был сыгран спектакль итальянца Жоржа Барберио Корсетти «Принц Гомбургский». Весьма символично, что много лет назад, ещё на заре Авиньонских фестивалей, именно здесь, в Папском дворце, на том же самом месте звучали слова этой же пьесы Генриха Клейста . Только тогда в исполнении легендарного Жерара Филипа...

...И вообще он весь пронизан загадками, тайнами и сюрпризами – этот древний и сказочный город Авиньон. Средневековая мистика соседствует тут с вчерашними театральными мотивами, лишь изредка прерываемыми едва уловимыми молитвами давно ушедших пап.

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов