Оглавление
2#2023
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
История
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Эколидер
Юбилей
Нацпроекты

Полвека в интересах высшей школы

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2023 (июль)

Новые геополитические и экономические реалии, в которых живёт Россия последние полтора года, поставили перед страной ряд неотложных задач, связанных с обеспечением её государственного и технологического суверенитета. Одна из них обусловлена выходом России из Болонской образовательной системы 24 мая 2022 года и началом масштабного реформирования высшего образования в русле политики государственного патриотизма и возрождения отечественной педагогической школы. Это формирует стратегические векторы деятельности Совета ректоров вузов Самарской области, который в нынешнем году отметил 50-летие и фактически вступил в новый исторический этап своей работы. Об истории Совета и его сегодняшних задачах – в этом материале.

Высшее образование

Этап первый. Плановая система

Совет ректоров вузов Куйбышевской области был создан приказом министра высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютина в 1973 году. В его состав вошли 23 человека: ректоры вузов, представители обкома и горкома КПСС, обкома комсомола, облисполкома, профсоюзов и студенческих коллективов, а также работники крупных предприятий. Члены Совета работали над общей задачей – созданием единого пространства научно-образовательной и социально-экономической жизни региона.

Руководил работой Совета ректоров в течение 15 лет со дня основания до своей смерти выдающийся отечественный учёный, доктор технических наук, профессор, ректор Куйбышевского авиационного института Виктор Павлович Лукачёв – неординарная личность, опытнейший организатор и в то же время человек демократичный и творческий, сторонник интересных идей и новых форм деятельности, способствующих развитию вузов.

«Работа Виктора Павловича председателем Совета ректоров была плодотворной и успешной, – считает президент Самарского университета Виктор Сойфер. – Он ценил инициативу ректоров и сотрудников вузов области и, как мог, поддерживал их в реализации всех прогрессивных начинаний. В этом помогала его способность прогнозировать и видеть перспективу».

В этот период Совет ректоров фактически функционировал как часть плановой системы государственного управления высшей школой и руководствовался единой идеологической линией. Круг вопросов, решаемых на заседаниях, был весьма широким – от итогов приёма на первый курс, проблем организации олимпиад, условий быта студентов, организации помощи народному хозяйству до важнейших вопросов укрепления кадрового потенциала, создания целевых аспирантур, развития региональных научных школ, разработки механизмов межвузовского взаимодействия. Огромное внимание уделялось связи с производством и подготовке квалифицированных кадров для предприятий.

Этап второй. Эпоха перемен

Следующий этап деятельности Совета ректоров напрямую связан с распадом СССР и разрушением привычной системы образования. Основные усилия вузовского сообщества были направлены на выживание, поддержание функционирования учреждений, оказавшихся в крайне бедственном положении. В это время резко падает престиж высшего образования, особенно традиционных инженерного и естественно-научного направлений. Ведётся активный поиск роли и места вузов в новой социально-экономической реальности.

Сложнейшая миссия руководства деятельностью Совета ректоров в этот период выпала на долю ректора Куйбышевского политехнического института (позже – СамГТУ), доктора технических наук, профессора Юрия Петровича Самарина, который возглавлял Совет с 1988 по 1999 годы.

В это время в деятельности Совета ректоров основное внимание уделялось вопросам социальной и медицинской поддержки преподавателей и студентов, сохранения материально-технической базы, содержания учебных помещений и общежитий, выплаты стипендий и зарплат. Из-за низкой оплаты труда наблюдался отток преподавательских кадров и, как следствие, истощение научного потенциала вузов. Для решения экономических проблем вузы были вынуждены самостоятельно искать источники финансирования, в том числе сдавать в аренду собственные помещения. Ситуацию усугубляло то, что в сложных условиях рыночной экономики вузовскому сообществу не удалось добиться поддержки областных властей и регионального бюджетного финансирования.

Стремление сохранить статус и значимость высшего образования в новых исторических реалиях способствовало поиску новых путей развития вузов и инноваций в образовательном процессе. Основными тенденциями этого периода стали деидеологизация образования с продвижением демократических ценностей, гуманизация общественных наук, предоставление студентам права на плюрализм мнений и выбор факультативов, право на творческую свободу и экспериментаторство преподавателей. Популяризация обучения осуществлялась в том числе через участие самарских вузов в различных международных программах, включавших студенческий обмен и стажировки, привлечение зарубежных образовательных организаций и активное включение в международный диалог.

Функционирование в новой капиталистической модели жизнеустройства общества неизбежно способствовало началу коммерциализации образования, созданию системы внебюджетного обучения. В соответствии с законом «Об образовании», принятом в 1992 году, начинает формироваться негосударственный сектор высшего образования. Многие из появившихся в это время негосударственных вузов сделали ставку не на классическое образование, а на открытие новых специальностей, востребованных и актуальных в рыночных условиях. В основном это коснулось развития и трансформации специальностей юридического, экономического и управленческого профиля. Сектор негосударственного образования выстраивался преимущественно вокруг социогуманитарных специальностей, поскольку они требовали минимальных затрат и ресурсов. Кроме того, негосударственные вузы сделали ставку на новые «модные» профессии, такие как реклама и пиар, сервис и туризм, маркетинг, дизайн и другие.

Независимо от статуса региональные вузы объединяла общая задача модернизации образования на основе новых методологических подходов, внедрения новых педагогических технологий преподавания и расширения спектра научных исследований, особенно в гуманитарной сфере.

Задача Совета ректоров сводилась не только к интеграции негосударственных учебных заведений в жизнь вузовского сообщества, но и поддержанию должного качества образования, соблюдению требований закона «Об образовании», мониторингу соответствия вузов базовым требованиям, предъявляемым к ним.

«Главным результатом деятельности Совета ректоров под руководством Юрия Петровича Самарина является сохранение в регионе государственной системы высшего образования в сложный для России период времени, – считает Виктор Сойфер. – При этом удалось не только сохранить все государственные вузы области, но и выбрать из числа вновь образованных НОУ и МОУ наиболее сильные и перспективные. В созданную в 1992 году Ассоциацию вузов Самарской области благодаря жёстким критериям отбора вошли не более 30 из 90 вузов региона, выдающих дипломы о высшем образовании. Это обеспечило сохранение качества подготовки специалистов».

Этап третий. Успехи интеграции

В 1999 году Совет ректоров вузов возглавил ректор Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Петрович Котельников. К тому времени в системе высшего профессионального образования региона сложилась непростая ситуация, позиции и авторитет высшей школы были существенно ослаблены. И перед ректорским сообществом стояла непростая задача – возвращение вузовской системы к фундаментально-академическому принципу существования в новых социально-экономических условиях, создание широкого коммуникативного пространства между преподавателями, студентами, работодателями, общественными организациями и, конечно, органами власти.

За последующие два с лишним десятилетия достигнуты значительные результаты по таким важнейшим направлениям, как формирование целостной системы межвузовского взаимодействия с созданием межвузовских структур, налаживание партнёрских отношений с федеральными и региональными органами власти и местного самоуправления, усиление взаимодействия с авторитетными общественными организациями, социальная поддержка профессорско-преподавательского состава вузов, поддержка талантливой студенческой молодёжи, возрождение престижа научно-педагогической деятельности.

Высшее образование

Центральной задачей, которую Совет ректоров решал в этот период, было создание новой конфигурации образования, что связано с реформированием российского образования в соответствии с требованиями международного сотрудничества. Речь идёт о так называемом Болонском процессе, к которому Россия присоединилась в 2003 году, и который предусматривал переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура). По замыслу реформаторов, такая система позволила бы интегрировать российское студенчество в систему европейского образования и науки, сделать наших выпускников конкурентоспособными на мировом рынке труда.

Переход на двухуровневую систему осуществлялся параллельно с политикой укрупнения вузов и создания крупных региональных исследовательских центров, что в корне изменило межвузовскую структуру взаимодействия, а также требования к профессиональным качествам профессорско-преподавательского состава. Укрупнение вузов не было безболезненным процессом, так как многие образовательные организации утратили автономность. В таких условиях миссия Совета ректоров сводилась к поиску разумного дипломатического баланса между всеми участниками процесса.

Другая глобальная задача, реализуемая Советом ректоров на третьем этапе, – внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), призванного уравнять шансы российских школьников на поступление в любые вузы страны и объединить вступительные и выпускные испытания. Самарская область в 2002 году в числе нескольких других регионов стала пионером в проведении эксперимента по внедрению ЕГЭ. При этом технические вопросы организации процесса поступления в вузы по результатам ЕГЭ легли на плечи Совета ректоров, так как именно выработка единой позиции учебных заведений определяла успех инновации и набора в вузы.

Эксперимент проходил в условиях протестных настроений, в том числе среди деятелей науки и образования. Кроме того, проведение пробного ЕГЭ обнажило недоработки нормативно-правовой базы. Поэтому ещё одним важным вопросом, требовавшим от Совета ректоров деятельного участия, стал мониторинг процесса и результатов эксперимента, с целью улучшения механизма ЕГЭ.

Важный и новаторский пласт работы Совета – масштабная проектная деятельность, совместное научно-практическое творчество как профессиональных кадров, так и студенчества по созданию грамотной и комфортной информационной среды обучения, проведения масштабных форумов и конференций с возможностью практической демонстрации самых разнообразных проектов. Одной из таких площадок стал молодёжный студенческий форум «iВолга». Кстати, работа Совета ректоров с молодёжью через её вовлечение в общественную жизнь, волонтёрство, организацию форумов и массовых мероприятий стала значимой частью воспитательной модели, формирования социально-ориентированных профессионалов в любой сфере деятельности.

Наконец, нельзя не отметить такой ключевой вектор деятельности Совета ректоров, как создание эффективных механизмов взаимодействия с предприятиями региона. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости сохранения и наращивания кадрового потенциала региона. Создание условий труда, которые будут отвечать профессиональным и социальным требованиям молодых специалистов – задача предприятий, но формирование потенциального интереса к профессии невозможно без вузовской среды.

«Партнёрство вузов с предприятиями – залог успешного трудоустройства выпускников, – подчеркивает Геннадий Котельников. – Мотивация молодёжи участвовать в реальных проектах растёт. Специализация начинается со студенческой скамьи, а аспиранты уже участвуют в хоздоговорах, приобретают опыт, знания и компетенции. Всё больше примеров, когда молодые специалисты ведут сложные расчёты, участвуют в планировании работ и являются ответственными контактными лицами с предприятиями – партнёрами вузов».

Этап четвёртый. Новые цели и задачи

Сегодня в Совет ректоров входят руководители всех учреждений высшего образования региона, а также представители органов власти и общественных организаций. Высшая школа Самарской области занимает сильнейшие позиции, активно участвует в региональных и федеральных проектах, имеет высокие показатели деятельности студентов, преподавателей и выпускников вузов.

Выход России из Болонской образовательной системы 24 мая 2022 года можно считать началом нового этапа работы отечественной высшей школы, поскольку это ведёт к неизбежному переформатированию конфигурации высшего образования и формированию новых целей и задач. По сути, сегодня начались масштабные реформы, вызванные укреплением политики государственного патриотизма и возрождения отечественной педагогической школы с учётом современного позитивного опыта. Задача вуза – не только давать образование, но и формировать активную гражданскую позицию на основе патриотических идеалов и развитии добровольческих начал. Поэтому Совет ректоров видит одну из ключевых целей в возрождении воспитательной миссии высшего образования.

Председатели Совета ректоров вузов Самарской (Куйбышевской) области

1973 – 1988 гг. Виктор Павлович Лукачёв (1920–1988) – ректор Куйбышевского авиационного института, крупный советский учёный, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, автор и соавтор более 200 научных работ, 6 патентов, 33 авторских свидетельств. Почётный гражданин города Самары. Награждён многочисленными орденами и медалями за профессиональные достижения и подвиги в годы Великой Отечественной войны.

1988 – 1999 гг. Юрий Петрович Самарин (1936–2000) – ректор Куйбышевского политехнического института, известный учёный, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской и Международной инженерной академии (РИА и МИА), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, автор более 250 публикаций, в том числе 8 книг и 21 брошюры. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени и других наград. Почётный работник высшего образования России.

С 1999 г. – Геннадий Петрович Котельников (р. 1949) – ректор, президент, а ныне – почётный ректор Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ, трижды лауреат Премии Правительства России. Автор более 900 научных трудов и 125 изобретений. С 2011 года – депутат, а с 2018 года – председатель Самарской Губернской Думы. Имеет многочисленные награды, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, орден Дружбы. Почётный гражданин Самарской области и Почётный гражданин городского округа Самара. Член Совета Российского Союза ректоров.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

На любом этапе своей полувековой истории Совет ректоров вузов Самарской области, будучи общественной организацией, действует на принципах партнёрства и равноправия всех участников объединения. Вузовское сообщество ощущает себя единой системой, слаженно работающей над решением задач развития региона. Совет ректоров – эффективная, динамично развивающаяся организация. Её нынешний облик и авторитет – во многом большая заслуга председателя Геннадия Котельникова, с которым мы побеседовали об успехах и проблемах региональной высшей школы.

С&Г: Геннадий Петрович, в чём вы видите главные итоги и успехи работы Совета ректоров за полвека его существования?

Геннадий Котельников: На каждом из этапов деятельности Совета ректоров решались различные задачи, соответствующие времени. В то же время хочу подчеркнуть, что во все годы деятельную поддержку Совету оказывали все органы государственной власти региона и все губернаторы Самарской области. Наиболее важными я считаю результаты, которых мы добились в межвузовской интеграции, когда объединение вузовских ресурсов позволило успешно решать не только образовательные и научные, но и социальные задачи. По решению Совета ректоров создан ряд межвузовских структур.

Межвузовский медиацентр с пропускной способностью 3 тысячи человек в день был образован для информационной поддержки и подготовки специалистов. Это эффективная площадка для проведения межвузовских мероприятий и центр компетенций в сфере информационных технологий.

Межвузовский студенческий медицинский центр на базе клиник СамГМУ обслуживает 25 тысяч студентов вузов Самарской области и других регионов. Сотни сирот и инвалидов из их числа пользуются бесплатной медицинской помощью, нуждающиеся студенты получают препараты по программе льготного лекарственного обеспечения.

В своё время Совет ректоров реализовал ряд социальных проектов, не имевших аналогов в стране. Так, большим событием стало строительство межвузовского жилого дома для профессорско-преподавательского состава. Квартиры в этом доме получили 150 преподавателей из 10 вузов по цене на треть ниже рыночной. В те годы, когда вузы боролись за выживание, зарплата преподавателей также оставляла желать лучшего, и Совет ректоров реализовал проект выплаты надбавок к их зарплате, которые получали около 100 преподавателей.

И лучшее подтверждение эффективной работы Совета ректоров на протяжении последних десятилетий – это создание широко развитой системы высшего образования региона. Сегодня в Самарской области – 25 вузов и их филиалов. В общей сложности в них сегодня обучаются почти 100 тысяч студентов. Основу системы высшего образования региона составляют 12 крупных государственных вузов, в которых обучается подавляющее большинство студентов – более 90 процентов. Мы гордимся тем, что Самарская область входит в число лидеров в России по степени концентрации вузов, имеющих высокий государственный статус.

Численность профессорско-преподавательского состава, работающего в вузах Самарской области на штатной основе, составляет около 5 тысяч человек, среди них почти 800 докторов наук и свыше 3 тысяч кандидатов наук.

С&Г: Вы уже пять лет являетесь председателем Самарской Губернской Думы. Какое значение имеет взаимодействие вузовского сообщества с властью?

Г.К.: Я считаю особенно важным создание конструктивного и плодотворного сотрудничества высшей школы с региональной властью. Мы видим примеры эффективного взаимодействия научного сообщества и власти, видим происходящие изменения вокруг. И в первую очередь – благодаря огромному вниманию, которое уделяет развитию высшей школы губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, который лично принимает участие в работе каждого второго заседания Совета ректоров вузов Самарской области.

В результате в последние годы наблюдается активный рост материально-технической базы вузов региона: строятся новые объекты вузовской инфраструктуры, ремонтируются учебные корпуса и студенческие общежития, восстанавливаются здания вузов из числа памятников архитектуры. На эти цели выделяются миллионы и миллиарды рублей из областного бюджета.

В Самаре открылся новый корпус СамГМУ, где разместился Институт инновационного развития. Постоянно модернизируется инфраструктура ТГУ – на территории вуза открылся новый бассейн, строится здание инновационно-технологического парка, планируется строительство нового студенческого общежития. В Новокуйбышевске отреставрирован филиал СамГТУ.

Наша особая гордость – региональный Центр развития публичной дипломатии и международных отношений имени Евгения Примакова и культурный Центр имени Валерия Грушина, открытые в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва.

Разрабатывается также проект «Университетский квартал». Для него выбрана территория в районе Самарского университета, где сосредоточены учебные корпуса и общежития, в которых живут и учатся две трети студентов всех самарских вузов.

Наконец, Самарская область победила в федеральном конкурсе и вошла в число 9 регионов страны, которые получат финансирование на строительство межвузовского кампуса международного уровня в рамках национального проекта «Наука и университеты», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. Новый кампус станет базой для разработки научных и прикладных идей совместно с научно-образовательным центром мирового уровня «Инженерия будущего». Реализация столь масштабного проекта пройдёт в нашем регионе впервые за полвека.

С&Г: Какое место в работе Совета ректоров занимают вопросы наставничества и воспитательной работы в высшей школе?

Г.К.: В этот поистине исторический период мы должны приложить все силы для того, чтобы Самарская область и впредь продолжала с честью нести высокое звание одного из крупнейших студенческих центров страны. В связи с этим нам предстоит большая работа с умами и сердцами студенческой молодёжи. Создан областной Совет проректоров вузов по воспитательной работе, который возглавляет и координирует это направление. Им руководит директор Самарского филиала Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор Галина Ефимовна Козловская.

В условиях сложной международной обстановки большое значение имеет патриотическое воспитание. И отрадно, что наши студенты сами проявляют политическую зрелость. Они прекрасно зарекомендовали себя на ниве волонтёрства и добровольчества. Это движение мы будем всемерно развивать и дальше.

Также в Самарской области возрождается студотрядовское движение, функционируют профсоюзные студенческие организации, работает Совет старост – действенный орган студенческого самоуправления, насчитывающий 4 тысячи человек.

О роли наставничества в системе высшего образования я могу сказать только одно: в подготовке любого специалиста без наставничества обойтись просто невозможно. Я очень горжусь тем, что несколько лет назад был награждён почётным знаком «За наставничество», причём за номером 001. Государственную награду вручал лично Президент России Владимир Владимирович Путин.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

В своем вузе я возглавляю Совет наставников. Признаюсь, работа идёт непросто. И если люди, начавшие преподавать ещё в советское время, понимают её значение, то у многих молодых преподавателей отсутствует мотивация заниматься наставничеством. Это положение надо исправлять и, я уверен, постепенно мы придём к нужному результату.

С&Г: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития высшей школы? Можно ли говорить о формировании российской национальной системы высшего образования?

Г.К.: Безусловно, ключевое событие последнего времени – выход России из Болонской системы образования. Ректоры ведущих вузов страны на заседании Российского Союза ректоров предложили альтернативу Болонской системе и поддержали создание новой системы образования на основе той, что была в СССР.

Министр науки и высшего образования России Валерий Николаевич Фальков заявил, что Болонскую систему надо воспринимать как «пережитый этап». А Президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий подчеркнул, что двухуровневая система высшего образования не улучшила подготовку студентов. Четырёх лет бакалавриата явно недостаточно для полноценного формирования знаний, умений и необходимых компетенций. Поэтому теперь упор будет делаться на специалитет в 5-6 лет.

Болонская декларация не является юридически обязывающим документом. И поскольку в сегодняшней России прежняя система себя явно изжила, то вполне естественна наша переориентация на создание собственной национальной системы высшего образования. Конечно, это дело непростое, учитывая, что все нынешние вузовские преподаватели моложе 40 лет – это продукт Болонской системы. Потребуются и время, и колоссальные усилия, в том числе большая законодательная работа. При этом важно довести до сознания каждого преподавателя необходимость изменений. Тем не менее, я верю, что с этой задачей мы справимся.

С&Г: Расскажите о наиболее ярких успехах региональных вузов за последние годы.

Г.К.: Радует то, что три вуза Самарской области являются участниками крупнейшей в современной истории России федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», по которой вузам предоставляются гранты на научные исследования.

Самарский государственный медицинский университет под руководством ректора Александра Владимировича Колсанова, которого я считаю своим достойным преемником на этом посту, по итогам 2022 года снова занял первое место. В течение всего десятилетия вуз будет получать средства гранта размером до 1 миллиарда рублей в год.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, во главе с ректором Владимиром Дмитриевичем Богатырёвым, улучшил свои позиции и переведён из базовой части гранта программы «Приоритет-2030» в его специальную часть с увеличением финансирования. Тольяттинский государственный университет, который возглавляет ректор Михаил Михайлович Криштал, сохранил свои позиции в данной программе.

Два вуза Самарской области участвуют в федеральном проекте «Передовые инженерные школы» – Самарский университет им. Королёва и Самарский государственный медицинский университет. Это позволит внедрять новые методы и формы подготовки инженерных кадров для приоритетных областей технологического развития региона и всей страны.

С особой гордостью хочу отметить, что в конце июня на площадке Самарского государственного медицинского университета прошло заседание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России с участием министра здравоохранения страны Михаила Альбертовича Мурашко. Я возглавлял работу этого Совета со дня его основания в 2008 году и до 2014 года. И хочу подчеркнуть, что в этот период мы не допустили переподчинения медицинских вузов страны министерству образования, но при этом не стали бюрократическим придатком к министерству здравоохранения. В кропотливой повседневной работе была создана концепция непрерывного медицинского образования, разработана база государственных образовательных стандартов, а стратегия развития высшего образования и подготовки медицинских кадров была выведена на совершенно иной качественный уровень.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Виктор Александрович Сойфер, президент Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва, академик РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ

На протяжении своей полувековой истории Совет ректоров вузов Самарской области зарекомендовал себя в качестве эффективной и авторитетной организации, призванной решать широкий комплекс задач, связанных с функционированием и развитием учреждений вышей школы.

Все эти годы Советом руководили люди неординарные, выдающиеся учёные, общественные деятели, крупные организаторы – В.П. Лукачёв, Ю.П. Самарин, Г.П. Котельников. Благодаря выстроенному диалогу и плодотворному сотрудничеству с научным сообществом, общественными организациями и, конечно, органами власти всех уровней, были достигнуты большие успехи в создании межвузовских структур различного профиля, в осуществлении социальной поддержки профессорско-преподавательского состава вузов, поддержки талантливой студенческой молодёжи, возрождении престижа научно-педагогической деятельности.

Сегодня перед нашей страной стоят серьёзные вызовы. Выход России из Болонской системы образования, не отвечающей современным задачам качественной практико-ориентированной подготовки молодых специалистов, формирует новую повестку деятельности Совета ректоров для реформирования образовательного процесса и активизации воспитательной работы с молодёжью в духе политики государственного патриотизма и возрождения лучших традиций отечественной высшей школы.

Уверен, что вузовское сообщество Самарской области обладает огромным потенциалом для успешного решения актуальных задач современности. Об этом говорит и активный рост материально технической базы вузов, и участие ведущих университетов в федеральных программах «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы», и, наконец, перспектива строительства в регионе межвузовского кампуса международного уровня в рамках национального проекта «Наука и университеты», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

Поздравляю всех коллег с 50-летием Совета ректоров! Желаю дальнейшей конструктивной и плодотворной работы на благо Самарского региона!

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Фёдор Васильевич Гречников, академик РАН, научный руководитель СамФИЦ РАН, советник губернатора Самарской области по науке

Глубокоуважаемый Геннадий Петрович!

От имени коллектива Самарского федерального исследовательского центра РАН (СамНЦ РАН) и от себя лично сердечно поздравляю Вас и возглавляемый Вами Совет ректоров вузов Самарской области с 50-летним юбилеем!

Знаменательно, что полувековой юбилей Совет ректоров отмечает в Год педагога и наставника! И именно Вы, глубокоуважаемый Геннадий Петрович, являетесь обладателем знака отличия «За наставничество» за номером один. Здесь уместно отметить, что Вы, возглавляя Совет по наставничеству в СамГМУ, являетесь, по-сути, наставником и примером эффективного руководства университетом для всех молодых ректоров.

Совет ректоров под Вашим руководством осуществляет тесную связь с НОЦ «Инженерия будущего» и СамНЦ РАН. Поэтому не случайно по Вашей инициативе Совет ректоров вузов для своей резиденции выбрал Дом учёных, в котором с момента создания располагается СамНЦ РАН, а также Представительство РАН на территории Самарской области. Именно при поддержке Совета ректоров областной НТС в 2018 году был преобразован в Совет по науке, технологиям и высшему образованию при губернаторе Самарской области.

Безусловно, перспективными являются инициативы Совета ректоров по обеспечению дальнейшего развития науки и технологического прорыва на период до 2030 года. Это в основном становится делом молодого поколения учёных. Совет ректоров, выполняя рекомендации губернатора Самарской области Д.И. Азарова о необходимости привлечения внимания молодёжи к научной деятельности, делает всё для обеспечения самореализации молодых научных кадров.

Позвольте выразить уверенность, что под Вашим руководством Совет ректоров и в дальнейшем будет развивать конструктивное взаимодействие и сотрудничество вузовского и академического сообщества в деле сохранения и развития научного потенциала Самарского региона.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Светлана Юрьевна Бакулина, и.о. ректора СГСПУ, кандидат культурологии

СГСПУ – высшая школа современной педагогики

Самарский государственный социально-педагогический университет – один из ведущих педагогических вузов страны. Его история началась в 1911 году. Спустя 112 лет университет бережно сохраняет традиции и активно развивается, отвечая на запросы времени и государства. На протяжении своей славной истории университет всегда был силён известными научными школами. Среди самых прославленных из них – археологическая, историческая, филологическая. В новейшей истории вуза наряду с ними – этнографическая и психологическая. Не будем забывать о том, что именно Самарский государственный социально-педагогический университет стоял у истоков формирования двух других известных вузов региона: Самарского государственного университета и Тольяттинского государственного университета.

Сегодня в СГСПУ работают свыше 300 преподавателей, из них более 40 – доктора наук, профессора, более 160 – кандидаты наук, доценты. В университете 10 факультетов, свыше 30 направлений подготовки. Педагогический вуз единственный в регионе готовит специалистов по всему перечню направлений подготовки, востребованных образовательными учреждениями всех уровней от дошкольного до среднего общего. Есть абсолютно уникальные для региона специальности. Например, тренеры для спортивных организаций, логопеды, дошкольные дефектологи, которых готовят только в Самарском педагогическом. В этом году есть бюджетные места на специалитет по направлению «Живопись». Широк также перечень направлений подготовки, выходящих за рамки образования и педагогики: сервис, экономика, менеджмент, лингвистика, психология, зарубежное регионоведение, журналистика, хореографическое искусство.

«Наша основная задача подготовить для системы образования региона и страны современного учителя – профессионального, думающего, обладающего высокими духовно-нравственными ценностями, творческого, спортивного, – рассказывает и.о. ректора СГСПУ Светлана Бакулина. – У нас для этого есть все возможности, в том числе благодаря поддержке Министерства просвещения РФ на базе вуза создана современная инфраструктура, например, современнейшие лаборатории по физике, химии, биологии и генетике. Это совсем другой уровень практической подготовки будущего учителя. Кроме того, теперь у нас есть возможность на новом уровне проводить курсы повышения квалификации для педагогов региона. И ещё очень важно, чтобы было активное взаимодействие учреждений образования и университета. В этом я вижу для себя важную задачу. В школы должна прийти педагогическая наука, а университет должен теснее работать со школьными учителями. Кстати, наш совместный проект с региональным министерством образования по годичной практической подготовке студентов дал в этом плане серьёзный толчок к взаимодействию».

Сегодня СГСПУ – это вуз с развитой инфраструктурой. Он включает в себя 10 корпусов, 66 учебных лабораторий, три общежития, одно из которых современнейшее, Педагогический технопарк «Кванториум» им. В.Ф. Волкодавова и Технопарк универсальных педагогических компетенций, Зоологический музей им. Д.Н. Флорова, Музей истории Самарского государственного социально-педагогического университета им. Героя Советского Союза П.В. Ганюшина, Музей археологии Поволжья, этнографический музей и виртуальный музей «Самарская лингвистическая школа» (c27463.tmweb.ru), 3 игровых спортивных зала, гимнастический зал, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном «Буревестник».

«Вуз не стоит на месте, а постоянно развивается, однако, мы чтим традиции, – подчёркивает проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ Сергей Олегович Буранок. – Самарский педагогический всегда славился археологической и исторической школами. Они и сегодня остаются сильнейшими в регионе. У нас работают учёные мирового уровня. Например, А.А. Выборнов представил совершенно новый взгляд на проблему появления производящего хозяйства в Поволжье и в Евразии в целом. О.Д. Мочалов и П.Ф. Кузнецов изучили древнейшие захоронения лошадей на территории Поволжья, что позволяет предположить, что одомашнивание лошади произошло именно в Поволжье. У нас есть школа использования радиоуглеродного анализа в археологии. Это уникальные специалисты, которые умеют методом углеродного анализа определять возраст археологических объектов. Разработки историков и археологов СГСПУ продолжаются и молодыми исследователями: студентами и аспирантами. Студентка 4 курса Полина Токмакова в этом году приняла участие во Всероссийском съезде молодых учёных. Кроме того, она исполнитель уже в четырёх грантах».

Высшее образование

Ежегодно студенты СГСПУ становятся победителями областных, всероссийских и международных конкурсов, являются получателями стипендий Президента и Правительства РФ.

В 2023 году Самарский педагогический стал первым университетом, выступившим с инициативой открытия на своей базе первичного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». В настоящий момент это направление активно развивается в стенах университета, как и многие другие: координационный совет обучающихся, первичная профсоюзная организация студентов СГСПУ, студенческое научное общество, студенческий совет общежитий, студенческая комиссия по качеству образования, штаб студенческих педагогических отрядов «Идея фикс», волонтёрский центр СГСПУ и студенческий медиа-центр СГСПУ «Easy.prod».

Отдельным творческим направлением в вузе является КВН. Гордость СГСПУ – команда КВН «Волга», которая в этом году представляет университет в Международной телевизионной лиге КВН в Минске.

Самарский педагогический принимает участие в ряде федеральных проектов. Активно подключился к реализации национального проекта «Образование», в рамках которого родителям оказываются услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации детей. Все консультации абсолютно бесплатны. СГСПУ в числе 12 университетов вошёл в программу подготовки советников по воспитанию, стал координатором проекта «Взаимодействие субъектов единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров федерального и регионального уровней» в Самарской, Ульяновской, Саратовской, Воронежской, Липецкой, Ярославской областях и в Республике Татарстан.

Глубокоуважаемый Геннадий Петрович! Уважаемые коллеги!

От имени коллектива Самарского государственного социально-педагогического университета и от себя лично поздравляю Вас с 50-летием со дня образования Совета ректоров вузов Самарской области!

За полувековую историю он объединил вокруг себя всё научное сообщество губернии, наладил эффективное взаимодействие высшей школы с региональными и муниципальными органами власти, а также с вузами из других субъектов России. Значительный вклад в укрепление и повышение статуса Совета ректоров внёс ныне действующий председатель.

Уважаемый Геннадий Петрович, во многом благодаря Вашему личному участию оказывается социальная поддержка профессорско-преподавательскому составу, развиваются научные школы, создаются образовательные кластеры в регионе.

50-летний юбилей для общественной организации – знаменательная дата, значимый рубеж, но не остановка. Впереди у нас проекты, направленные на решение образовательных, воспитательных и научных задач, которые ставятся государством перед высшей школой.

Коллеги, желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, новых открытий и достижений в развитии системы российского образования на благо нашей великой страны и любимой Самарской области.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Дмитрий Александрович Панарин, начальник Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Готовим кадры для правоохранительной системы

Пятьдесят лет Совет ректоров самарских вузов координирует и развивает в регионе систему высшего образования. Благодаря ему преподаватели и студенты находятся в едином информационном поле, делятся научными наработками и передовыми методами в обучении и воспитании молодёжи.

Самарский юридический институт ФСИН России активно принимает участие во всех мероприятиях, проводимых Советом в сферах науки, спорта, творчества и патриотического воспитания.

Под руководством председателя Совета ректоров вузов Самарской области Геннадия Петровича Котельникова сообщество высшей школы региона получило новый импульс развития. Осенью нас ждёт масштабный форум «Вектор самарской науки», который объединит на одной площадке весь научный и творческий потенциал региональных вузов и, несомненно, даст позитивный синергетический эффект. Тот факт, что Геннадий Петрович был избран председателем Самарской Губернской Думы, говорит о его высоком профессионализме, отличных организаторских способностях и высоком авторитете в регионе.

Коллектив СЮИ ФСИН чувствует постоянную поддержку со стороны Совета ректоров и его председателя Геннадия Петровича Котельникова и выражает за это благодарность. Объединив усилия, Совет ректоров приведёт высшую школу региона к новым отличным результатам!

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Вадим Александрович Ружников, ректор ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Вместе строим цифровое будущее Самары и России

Полувековой юбилей Совета ректоров вузов Самарской области – значимая веха в истории становления и развития высшей школы в нашей области. За прошедшие 50 лет страна и система высшего образования пережили бурное развитие 70-х годов, стагнацию 80-х, упадок 90-х, новый подъём первой половины 2000-х, столкнулись и справились с демографическим и экономическим кризисом второй половины 2000-х, стабильным ростом и поддержкой государства в 2010-е годы и ростом интереса к инженерным профессиям в 2020-е.

Ректоры ПГУТИ всегда активно участвовали в работе Совета ректоров: Сергей Леонидович Слугинов, Виталий Константинович Морозов, Владимир Борисович Витевский, Владимир Александрович Андреев, Дмитрий Викторович Мишин и Вадим Александрович Ружников. На каждом заседании Совета ректоров решались актуальные вопросы организации приёма студентов, проблемы воспитания научно-педагогических кадров и организации высшего образования в целом.

Все руководители Совета ректоров были яркими личностями, выдающимися учёными, уважаемыми педагогами и наставниками для молодого поколения. Виктор Павлович Лукачёв стал первым руководителем Совета – ректор КуАИ (вошёл в состав CНИУ «Самарский университет») – Герой Социалистического Труда – выдающийся советский учёный и организатор науки и высшей школы.

В трудные переходные для экономики страны годы под руководством ректора Самарского технического университета, доктора технических наук, профессора Юрия Петровича Самарина Совет помогал с решением вопросов по стипендиальному обеспечению студентов и финансированию оплаты труда преподавателей, которые тяжелее многих переживали переход общественного строя к рыночной экономике. В эти годы менялись приоритеты молодёжи при получении высшего образования. Инженеры стали не востребованы, но экономисты, юристы и бухгалтеры пользовались высоким спросом.

В сложные для системы высшей школы нашего региона годы Совет ректоров возглавил в 1999 году ректор Самарского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения и социального развития РФ, академик РАМН Геннадий Петрович Котельников. В последние пять лет Геннадий Петрович гармонично сочетает работу на такой высокой государственной должности как Председатель Самарской Губернской Думы и руководство Советом ректоров. Благодаря большому личному участию и авторитету среди коллег Геннадию Петровичу удалось наладить межвузовское взаимодействие в регионе, которое разладилось к началу нулевых, были заново выстроены контакты вузовской системы с органами государственной власти и местного самоуправления, что подняло значимость высшей школы в регионе на прежний высокий уровень.

С приходом Геннадия Петровича началось активное взаимодействие Совета с руководством области. Губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров принимает активное участие в работе Совета, развитие высшей школы находится в числе главных приоритетов первого лица области. Так, в декабре 2020 года Совет ректоров, Правительство Самарской области и лично Дмитрий Игоревич не поддержали идею присоединения ПГУТИ к другому вузу, отстояв независимость университета. Высшая школа получила новый импульс развития, когда было принято стратегическое решение о вхождении нашего региона в программу строительства межвузовских международных кампусов. Кампус в Самаре станет кампусом ИТ-направления, поэтому участие ПГУТИ является принципиально необходимым, как специализированного ИТ и ИКТ вуза, одного из четырёх ведомственных вузов Минцифры России. В мае 2023 года прошёл этап утверждения «дорожных карт» кампусов второй волны, в которую успешно вошла Самарская область.

Благодаря поддержке Совета и лично Геннадия Петровича в ПГУТИ в марте 2023 года был проведён форум «Кадры для цифровой экономики», в котором приняли участие более 20 компаний-работодателей на ярмарке вакансий и более 1200 студентов ведущих вузов Самарской области, а на круглом столе с представителями федеральной законодательной и исполнительной власти состоялась плодотворная дискуссия о роли индустриальных партнёров в подготовке кадров для ИКТ-отрасли.

Искренне благодарю Совет ректоров и Геннадия Петровича Котельникова за поддержку ПГУТИ. Желаю Совету ректоров продолжать консолидировать вузы Самарской области на решение глобальных вызовов и вести высшее образование в регионе к новым высотам.

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Инга Олеговна Прохоренко, ректор Медицинского университета «Реавиз», доктор медицинских наук, профессор

Государственное признание и высокие рейтинги

Совету ректоров вузов Самарской области – 50 лет. Уже полвека он поддерживает вузы нашей губернии, помогает им в постоянном динамичном развитии, задаёт правильный вектор движения. Благодаря чёткому взаимодействию и тесному сотрудничеству с Советом создано межвузовское пространство, единая система, цели которой – решение задач государственного характера в научной, образовательной и производственной отраслях.

Совет ректоров вузов Самарской области вносит неоценимый вклад в развитие высшей школы, объединяя учреждения высшего образования региона не только в нашем регионе, но и в стране в целом, укрепляет позиции медицины как отрасли, уделяет огромное внимание развитию медицинского образования, содействует учёным, поддерживает профессорско-преподавательское сообщество, студентов.

С самых истоков Медицинский университет «Реавиз» взаимодействует с Советом ректоров вузов Самарской области, придерживается стратегии в вопросах науки и образования, определяемой Советом. В 2023 году Медицинский университет «Реавиз» отметил своё 30-летие. Сегодня в нём обучается более 5000 студентов и около 1000 ординаторов. За 30 лет работы более девяти тысяч специалистов получили дипломы врача и провизора. В структуру вуза входят лечебный, стоматологический, фармацевтический, медико-социальный факультеты, факультет последипломного образования, 39 кафедр. Собственные клиники и сеть аптек, Академия стоматологии, филиалы в Москве, Саратове и самостоятельной подразделение в Санкт-Петербурге.

Высшее образование

В нашем непростом деле важно активное взаимодействие с профессиональным сообществом. При поддержке Совета ректоров Медицинский университет «Реавиз» обладает стабильным общественным и государственным признанием, что подтверждается высокими позициями вуза в рейтингах. Международный рейтинг «Три миссии университета» в 2022 году определил первое место среди негосударственных вузов, 15-е среди медицинских вузов России и третье среди самарских университетов. В рейтинге «Raex» в 2023 году университет вошёл в топ-100 лучших вузов России.

Под эгидой Совета ректоров в Медицинском университете «Реавиз» регулярно проводятся мероприятия по поддержке воинов, участвующих в специальной военной операции, решаются вопросы противодействия терроризму. Под руководством Совета в нашем вузе реализуются поручения Президента Российской Федерации в вопросах воспитательной работы и государственной молодёжной политики, прорабатываются методики преподавания дисциплин, воспитывается патриотическая направленность обучающихся. При содействии организации динамично развивается научный сектор. А постоянное взаимодействие и поддержка губернатора, профильных министерств, региональных и федеральных ведомств ещё раз подтверждает неоценимый вклад Совета Ректоров вузов Самарской области в развитие медицинского образования, способствует росту новых, прогрессивных кадров в системе практического здравоохранения.

Глубокоуважаемый Геннадий Петрович, коллеги! От имени сотрудников, профессорско-преподавательского состава и студентов Медицинского университета «Реавиз» примите поздравления с 50-летием со дня образования Совета ректоров вузов Самарской области. От всей души желаем дальнейших успехов, энергии в развитии высшего образования в Самарской области!

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Максим Алексеевич Гаранин, ректор Самарского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук

Успех определяет интеграция научных школ

Совет ректоров вузов Самарской области отмечает 50-летие со дня основания в непростое для региона и страны время. Сегодня как никогда важны усилия всего научного сообщества в решении важных государственных задач по развитию экономического и промышленного потенциала, стабилизации социально-экономических факторов, созданию новых инновационных проектов и технологий. Для Совета ректоров вузов – это широкое поле деятельности, и именно от слаженности и координации ректорского корпуса во многом зависит успех преобразований, прежде всего, в научной, инновационной и технологической сферах.

С момента создания Совета ректоров вузов Куйбышевской, а затем Самарской области усилия научного сообщества были направлены на решение самых важных профессиональных задач высшей школы. В тесной связке с производственниками решались задачи по совершенствованию подготовки кадров для реального сектора экономики, разработке и освоению передовых методик обучения специалистов самых разных отраслей.

Самарский государственный университет путей сообщения (в 1973 году – Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта КИИТ) является ровесником Совета ректоров и с первых дней создания принимал в работе Совета самое активное участие. Развитию железнодорожного транспорта во все времена государством уделялось и уделяется особое внимание не только в части подготовки квалифицированных инженерных кадров, но и в создании новых технологий, реализации крупных инфраструктурных проектов, развитии транспортного комплекса страны в целом.

Из стен транспортного вуза вышли тысячи высококвалифицированных специалистов – инженеров путей сообщения, внёсших достойный вклад в развитие железнодорожной отрасли, системы транспортного образования и научной мысли. Сегодня контингент обучающихся в университетском комплексе железнодорожного транспорта (СамГУПС) составляет около 24 тысяч человек. Благодаря поддержке индустриальных партнёров вуза в лице компании ОАО «РЖД», учредителя в лице Росжелдор, Министерства науки и высшего образования РФ, университет располагает мощной материально-технической базой, включающей в себя современные лаборатории и тренажёрные классы.

Следуя славным историческим традициям, СамГУПС принимает самое активное участие в деятельности Совета ректоров Самарской области, совместными усилиями решаются насущные задачи по созданию системного подхода к вопросам высшего образования, формированию партнёрских отношений с федеральными и региональными органами власти, а также органами местного самоуправления, интеграции вузов в решении научно-практических задач по достижению технологического суверенитета региона и страны.

В этом году СамГУПС отметил своё 50-летие, на праздничных мероприятиях присутствовали первые руководители транспортных компаний, ведущих транспортных вузов, профильных министерств и ведомств. Так, на открытом заседании Российской академии транспорта, которое проходило в Самарской Губернской Думе, представители научного сообщества особо отметили конструктивное взаимодействие науки и производства, интеграцию научных школ российских вузов для достижения стратегических целей в наращивании технологического суверенитета страны. Совет ректоров вузов Самарской области играет в этом деле ключевую роль, являясь площадкой для формирования и интеграции межвузовских структур, нацеленных на усиление взаимодействия региональной высшей школы с общественными организациями, промышленными предприятиями, ведущими научными центрами страны.

На заседании Попечительского совета СамГУПС с участием первых руководителей отрасли и вузовского сообщества обсуждалась актуализация программы развития университета до 2030 года с учётом научно-исследовательской деятельности студентов и молодых учёных. Уже сегодня транспортный университет позиционируется как среда притяжения и развития лидеров изменений транспортной отрасли с реализацией сквозных профессиональных образовательных программ для обеспечения транспортного комплекса страны квалифицированными кадрами. Высшее образование в СамГУПС реализуется на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности с использованием инструментов генерации и поддержки научно-инновационных идей и проектов в тесной взаимосвязи с отраслевыми предприятиями и организациями. Университет становится сообществом носителей уникальных компетенций в сфере управления транспортным комплексом в рамках отраслевой экосистемы.

Важную роль в вопросах кадрового обеспечения железнодорожной отрасли и её инновационного развития играет законодательство, и в этом вопросе самарские вузы могут рассчитывать на поддержку со стороны Совета ректоров вузов Самарской области, напрямую участвующего в деятельности местных органов власти и профильных комитетах Самарской Губернской Думы.

Уважаемый Геннадий Петрович! Дорогие коллеги, друзья! От имени профессорско-преподавательского состава университета и себя лично примите самые искренние поздравления с юбилеем Совета ректоров вузов Самарской области. От всей души желаем вам дальнейших успехов в работе на благо развития системы высшего образования в Самарской области!

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской духовой семинарии, кандидат теологии

Консолидирующая роль Совета ректоров

Уважаемый Геннадий Петрович!

От имени профессорско-преподавательской корпорации, студентов и всех сотрудников Духовной образовательной организации высшего образования «Самарская духовная семинария Самарской епархии Русской Православной Церкви» сердечно поздравляю Совет ректоров вузов Самарской области с знаковым событием – 50-летним юбилеем.

Вот уже полвека Совет ректоров является важным элементом гражданского общества в нашем регионе. Имея широкие возможности и ставя перед собой масштабные цели, Совет активно влияет на развитие высшего образования в Самарской губернии. Совет является мощным центром, консолидирующим усилия образовательных учреждений, общественных организаций, органов государственной власти, направленные на развитие и оздоровление нашего общества.

Особо следует отметить роль Совета ректоров в области духовно-нравственного воспитания. Совет активно поддерживает начинания Самарской епархии в этой сфере, о чём свидетельствуют проводимые совместно с епархией и семинарией многочисленные конференции, семинары и другие мероприятия духовно-нравственной направленности.

От всей души желаю Вам и Совету ректоров новых успехов и свершений, достижения намеченных целей при поддержке всего вузовского сообщества. Убеждён, что под Вашим руководством Совет сохранит и приумножит лучшие традиции российского образования и просветительского служения!

50 лет Совету ректоров вузов Самарской области

Любовь Алексеевна Выборнова, ректор Поволжского государственного университета сервиса, кандидат экономических наук, доцент

Созидательное взаимодействие на благо общества

От лица профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Поволжского государственного университета сервиса и от себя лично поздравляю с 50-летием Совета ректоров вузов Самарской области! Это поистине знаменательная дата!

Вот уже пять десятилетий Совет вносит огромный вклад в развитие высшего образования в нашем регионе, помогая вузам повышать свою эффективность и реализовывать потенциал, выбирать верные векторы для укрепления интеллектуальных резервов Самарской области и достижения технологического суверенитета региона и страны в целом, выполнять целевые показатели нацпроекта «Наука и университеты».

Слаженная команда трудолюбивых и талантливых людей, составляющих костяк Совета, неустанно трудится над решением ответственных задач, стоящих перед высшей школой, оперативно отвечая на вызовы времени. Повышение качества образования, развитие науки и технологий, внедрение инновационных подходов в подготовке востребованных специалистов – всегда находится в центре внимания Совета ректоров.

Хочется отметить личный вклад в развитие Совета ректоров Геннадия Петровича Котельникова: за годы работы он проявил себя как настоящий лидер, объединивший людей вокруг общих целей и воодушевляющий их на достижение успеха.

Желаю всей команде Совета ректоров вузов Самарской области крепчайшего здоровья, твёрдости духа для достижения самых амбициозных целей и созидательного взаимодействия на благо общества! Пусть каждый день приносит только радость и удовлетворение от проделанной работы.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин