- «Место под солнцем» завоевывалось не просто
- Космос «Технопласта»
- «Наше дело – не труба, а трубы»
- Все начиналось с пулеметов
- Завод «Мягкая кровля»: 77 лет на рынке кровельных материалов
- Будни и праздники Российского предпринимательства
- Самарский учебный центр "Энергетик"
- Увидеть Париж, чтобы возродиться в России
- КИТЧ в жанре гламура
- Наш современник Николай Васильевич Гоголь
- Дни культуры Самарской области в Чечне
- Дух просвящения "Кириллицы"
- Когда "серебро дороже золота"
- Сражение в стиле MIX
- "Крылья Советов": эпизоды жизни
- Самарский самородок
- В одном русле
- Маленькая жизнь
- "Злат венец" Давыдовки
- Красота не может не манить...
- 12 июня: салюты над Россией и "Рок над Волгой"
- Успеть сделать что-то хорошее
- Юбилейный тридцатый
- Самара и contemporary dance
Все начиналось с пулеметов
Вячеслав Михайлович Карасев, исполнительный директор ОАО «Металлист-Самара»
«…Строчит пулеметчик за синий платочек…»
С началом Великой Отечественной войны в Куйбышев с различных концов европейской части СССР были эвакуированы и перепрофилированы на выпуск военной продукции многочисленные цеха и заводы, составившие затем основу индустриальной мощи города на Волге. Именно тогда в самой западной части Безымянки (так стали называть занимаемую заводами в сторону от железной дороги к реке Самаре территорию) и был образован завод № 525 – нынешнее предприятие ОАО «Металлист-Самара». Его главную производственную базу составило перевезенное оборудование цехов по производству стрелкового оружия из Тулы, Коврова и Венюкова, а костяк – лучшие оружейники страны, приехавшие сюда вместе с перевозимым оборудованием.
Во время войны из Куйбышева на фронт бесперебойно поступали пулеметы ШКАС, которые устанавливались на штурмовиках Ил-2, производимых на соседних заводах № 1 и № 18. Затем был освоен выпуск пулеметов ДШК в пехотном, танковом и морском варианте.
Так что к словам песни «строчит пулеметчик за синий платочек», которые Клавдия Шульженко пела по всем фронтам, куйбышевские оружейники имели самое прямое отношение.
Производство качественных, удобных и надежных пулеметов на заводе № 525 сыграло важную роль в победе СССР над фашистской Германией.
Прославленная «зушка»
В послевоенные годы завод «Металлист» пополняет номенклатуру выпускаемой военной техники промышленным оборудованием и товарами народного потребления. Приобретенные в этот период навыки пригодятся им в 90-е годы – время перехода предприятий оборонного комплекса на конверсию.
В 60-е годы завод приступает к выпуску 23-миллиметровой спаренной зенитной установки ЗУ-23, предназначенной для прикрытия малоподвижных целей и стационарных объектов, а также стрельбы по наземным легкобронированным целям и живой силе противника. Зона поражения «зенитки» достигала 250 метров при скорости эффективно поражаемой цели 300 м/с. Установка буксировалась со скоростью до 70 км/ч.
ЗУ-23 отлично зарекомендовала себя на учениях, и не случайно ее серийный выпуск продолжался до начала 90-х гг.
Камеры сгорания ЖРД
Но не только пушками и зенитными установками был славен завод. В 1959 году в соответствии с программой полета человека на Луну предприятие приступает к производству камер сгорания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ. До конца 80-х годов было освоено производство многих типов камер сгорания, в том числе для двигателей ракет-носителей Н-1, «Зенит», ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», сопловой надставки для ракеты-носителя «Протон».
Последние 15 лет предприятие поставляет камеры сгорания для наземных газотурбинных двигателей SGT-600 фирме «Сименс» в Швецию.
В настоящее время камеры сгорания ОАО «Металлист-Самара» используются в двигателях РД-171М и РД-120 для запусков космических аппаратов с платформы на экваторе в Тихом океане в рамках реализации международного проекта «Морской старт», а также в двигателях РД-180, поставляемых ОАО «НПО «Энергомаш» в США для ракет-носителей «Атлас-5». В ближайших планах предприятия – поставка камер в Южную Корею.
Единственные в России
С 1965 года предприятие выпускает также и узлы для авиационных двигателей, которыми в 70 – 80 гг. комплектуются двигатели НК-22,
НК-25, НК-32, НК-86 самолетов Ту-22М2, Ту-160, Ил-86. А в 1975 году создает уникальное, единственное в России производство металлических звукопоглощающих конструкций (ЗПК) для авиационных двигателей, на смену которым в начале XXI века приходят новые узлы для двигателей семейства ПС-90А российских самолетов Ил-96, Ту-204/14, Ил-476 и их модификаций. В 2005 году предприятие осваивает производство еще более конструктивно новых двухслойных ЗПК, что заметно повысило эффективность шумопоглощения и обеспечило выполнение требований стандарта ИКАО по шуму для самолетов марки Ил-96 и Ту-204/214.
В русле нового времени
В 1992 году завод «Металлист» реорганизуется из государственного предприятия в акционерное общество. Специализируясь на изготовлении камер сгорания ракетных и авиадвигателей, газотурбинных приводов газоперекачивающих агрегатов и электростанций, звукопоглощающих металлических конструкций авиадвигателей и другой продукции, ОАО «Металлист-Самара» по-прежнему является одним из лидеров отечественной индустрии.
Автор: Николай Ембулаев