- «Место под солнцем» завоевывалось не просто
- Космос «Технопласта»
- «Наше дело – не труба, а трубы»
- Все начиналось с пулеметов
- Завод «Мягкая кровля»: 77 лет на рынке кровельных материалов
- Будни и праздники Российского предпринимательства
- Самарский учебный центр "Энергетик"
- Увидеть Париж, чтобы возродиться в России
- КИТЧ в жанре гламура
- Наш современник Николай Васильевич Гоголь
- Дни культуры Самарской области в Чечне
- Дух просвящения "Кириллицы"
- Когда "серебро дороже золота"
- Сражение в стиле MIX
- "Крылья Советов": эпизоды жизни
- Самарский самородок
- В одном русле
- Маленькая жизнь
- "Злат венец" Давыдовки
- Красота не может не манить...
- 12 июня: салюты над Россией и "Рок над Волгой"
- Успеть сделать что-то хорошее
- Юбилейный тридцатый
- Самара и contemporary dance
Самара и contemporary dance
В Самаре обретает прописку современная хореография. Весной этого года во Дворце культуры «Современник» прошел первый в нашем городе фестиваль современной хореографии.
За рубежом этот жанр, получивший название contemporary dance, процветает давным-давно. Его истоки можно усмотреть в творчестве многих выдающихся хореографов ХХ века, которые начали так или иначе обновлять и модернизировать язык традиционной классики. Это направление, нашедшее особенно благоприятную почву в Германии и некоторых странах Центральной Европы, постепенно выработало свои собственные каноны и сегодня уже воспринимается как абсолютно самостоятельное.
В своих лучших проявлениях сontemporary dance – это новая танцевальная стилистика, новые формы движения, которые рождают порой ощущение некоего инфернального существования исполнителей в танцевальной стихии, динамично перетекающих из одного в другое состояние. При этом есть ощущение абсолютной внутренней свободы танцовщиков: все доведено до автоматизма, и самые сложные позы, движения и поддержки выглядят как естественное, органичное пластическое самовыражение артистов. Пересказать хореографическое опусы сontemporary dance в большинстве случаев не представляется возможным. По существу это своеобразное «препарирование» движения как такового, попытка вычленить отдельные его компоненты.
В нашу страну contemporary dance пришел в начале 1990-х годов как прорыв в неведомое у нас до той поры пространство самовыражения и самоутверждения с помощью своеобразного – альтернативного канонам классической хореографии языка. Как ни странно, основными лидерами этого направления стала не столица, а города российской провинции. В авангарде оказались Екатеринбург, Челябинск, Пермь, где по существу сформировалась идеология этого жанра, были созданы и существуют до сего дня лучшие коллективы contemporary dance.
Один из первых и по-прежнему находящихся в центре внимания подобных коллективов – «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой из Екатеринбурга. Его визитная карточка – спектакль «Свадебка» на музыку Стравинского, ставший по существу первым прорывом жанра сontemporary dance к широкой российской аудитории. В этом спектакле новизна пластики сочетается не только с особой стильностью, но и с идущим от музыки национальным колоритом.
Следует заметить, что в спектаклях contemporary dance хореографическая партитура является, как правило, следствием некоего наития, в них нет стремления следовать драматургии и внутренней логике сценического действия, и во главе угла скорее космополитизм, нежели верность каким-либо национальным истокам.
В начале ХХI века «новейшая» хореография начала проникать и на академическую сцену. Примером может служить идущая в Большом театре России версия балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке известного драматического режиссера-англичанина Д. Доннеллана и молодого хореографа Р. Поклитару. Этот спектакль самарская публика видела во время гастролей Большого театра в нашем городе в 2005 году. Конечно, это один из высоких примеров воплощения современной хореографии, плод глубоких философских размышлений, постижения сути феномена движения как такового, а не какие-то случайные фантазии, рассчитанные на полупрофессиональных исполнителей, а то и вовсе на любителей.
Вообще говоря, большинство представлений сontemporary dance можно рассматривать как некие варианты пластического театра абсурда, авторам которых – при наличии таланта – не откажешь в изощренности фантазии и изобретательности. Правда, не всегда бывает ясно, о чем, собственно, они хотят рассказать. Российский contemporary dance легко может ввести в заблуждение, он подчас вызывает растерянность зрителей, опасение ошибиться в оценке незнакомого и не вполне понятного. В этой ситуации лучше уж сказать «да», чем «нет», дабы не прослыть консерватором и ретроградом. Очевидно, подобные сомнения посещают и членов экспертных советов, и жюри фестиваля «Золотая маска», на котором из года в год «по кругу» отмечаются практически одни и те же фавориты российского contemporary dance.
В Самаре этот жанр пока не получил сколько-нибудь явного развития, несмотря на то что в местной академии культуры и искусств есть кафедра современной хореографии. Интерес к нему безусловно существует, особенно у молодежной аудитории. Есть в Самаре и коллективы, пробующие себя в contemporary dance. Однако о реальном развитии жанра можно будет говорить, когда подобным коллективам будет обеспечена хотя бы минимальная поддержка на муниципальном уровне и они получат возможность регулярно выступать перед аудиторией.
Шагом в этом направлении стал состоявшийся в «Современнике» блиц-фестиваль современной хореографии, название которому дало наименование проекта молодого энтузиаста сontemporary dance Александра Апполонова «Сила безмолвия». В нем, очевидно, для оригинальности вместо русского «з» значится латинское «z».
Программу фестиваля, в котором приняли участие два местных коллектива и именитый гость, составили три получасовых спектакля, давшие по существу определенный срез жанра – от его робких шагов до высокопрофессиональных проявлений.
Коллектив «Сила безмолвия» представил сочиненный Апполоновым спектакль «Надземелье» – «полусказочный способ представления реальности, в которой мыслеобразы человека, не заключенные в слова, обретают самостоятельность, плоть и движение». Я не случайно процитировал фрагмент аннотации, типичной для подобного рода представлений. Рассказывать содержание действа вряд ли имеет смысл – это на уровне подсознательного восприятия зрителей. В коллективе молодые ребята, которые пока не имеют школы и работают, следуя внутреннему порыву. Выручает лидер – Апполонов, берущий, так сказать, огонь на себя. За его плечами учеба в хореографическом училище Екатеринбурга.
Театр танца Эльвиры Первовой «Скрим» – самый крепкий в Самаре. Показанный спектакль «Зов белых журавлей» в значительной степени – в русле традиционных хореографических представлений. В нем есть сюжетная канва, достаточно мелодичная фонограмма, в основе которой русские, казацкие распевы и – что не совсем характерно для сontemporary dance – явно выраженная национальная основа. Местами это действо напоминает номера традиционного народного танцевального ансамбля.
После антракта на сцене появился гость фестиваля – самый, пожалуй, титулованный в стране коллектив сontemporary dance – екатеринбургский «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова. Коллектив – из первой волны энтузиастов жанра, ему уже 15 лет, в течение которых сменилось несколько поколений участников. Ныне «Эксцентрик-балет» обрел статус муниципального, у него хорошая база, он много гастролирует за рубежом. К своим двум «Золотым маскам» на фестивале нынешнего года коллектив добавил еще две. Одну «Маску» получил Смирнов как лучший балетмейстер, другой отмечен поставленный им спектакль «Глиняный ветер», который и увидели самарские зрители.
«Глиняный ветер» – некое ассоциативное действо. В нем, по признанию постановщика, присутствуют и «навязчивые идеи», и «интуитивные фантазии-импровизации», и «притча о забытом, которую, может быть, расшифруют». Впрочем, автор тут же вопрошает: нужен ли ответ?
Разобраться во всем этом весьма затруднительно. Остается смотреть, отдавая должное изобретательности постановщика, отточенности и слаженности движений танцовщиков, хотя по большому счету все происходящее мало напоминает танец и походит то ли на стилизацию восточных единоборств, то ли на некую медитацию. В пластическом контексте – элементы акробатики, брейк-данса, что-то хаотично экспрессивное, подчеркивающее внутреннее противостояние отдельных групп участников действа. Стройного развития действия уловить не удается, есть лишь чередование эпизодов, завершающееся на печальной ноте.
Конечно, гости превзошли хозяев фестиваля и по мастерству, и по самой «идеологии» зрелища. Стали, кстати, понятны и истоки того, что в начале программы показал Апполонов: как выяснилось, Смирнов – его педагог по училищу.
Итак, коллективы contemporary dance начинают заявлять о себе в Самаре в полный голос. Время покажет, будет ли этот голос услышан. Что же касается современной хореографии как таковой, то в Самаре она не новость. Достаточно посмотреть в нашем оперном театре поставленные Надеждой Малыгиной балеты «Дама с собачкой» и Beatles Forever.
Автор: Валерий Иванов