Оглавление
3#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

В одном русле

— Самара
 

"Архит 09"

Профессиональные амбиции и мастерство – именно это подвигло три года назад тольяттинских архитекторов выступить против дилетантского суждения о том, что архитектуры в молодом Автограде нет. Организовав в Тольятти конкурсный фестиваль творческих работ под названием «Архит», они и не предполагали, что в дальнейшем он получит распространение на Поволжский регион. Следующим шагом в продолжении жизни конкурса «Архит» стало объединение профессиональных интересов архитекторов Самары и Тольятти. Представляя друг другу свои работы, они понимали, что от коллег не спрячешь собственных ошибок и просчетов. В процессе обсуждения конкурсных экспозиций создавалась непринужденная атмосфера творческих дискуссий и дружеского общения, лишенного снобизма и недоверия. В результате конкурс утвердился и возникла новая профессиональная творческая площадка, ставшая источником того мощного резонанса в архитектурном сообществе, который изменил статус фестиваля.

Нынешний Поволжский фестиваль архитектуры «Архит`09», прошедший в Самаре с 3 по 7 июня, собрал участников уже из 12 регионов Приволжского федерального округа.

Организация такого масштабного события стала возможна при финансовой поддержке Правительства Самарской области. В апреле текущего года Министерство культуры в лице министра О.В. Рыбаковой заключило соглашение с Самарской организацией Союза архитекторов России. Его целью стало привлечение архитектурного сообщества к решению важнейших вопросов, касающихся сохранения исторического культурного наследия. Отрадно, что областное Правительство по достоинству оценило потенциал самарской архитектурной школы, поддержав проект межрегионального «Архита», помогло создать условия для обмена опытом среди зодчих Поволжья, а также для выявления новых талантов в профессиональном цехе архитекторов.

О целях взаимного сотрудничества и значении такого представительного форума архитекторов, дизайнеров и проектировщиков, впервые проводимого в Самаре, говорили на пресс-конфренции в день его торжественного открытия.

Министр культуры Самарской области Ольга ВасильевнаРыбакова отметила: «Дальнейшая судьба нашего первого совместного проекта зависит от того, как он пройдет на самарской земле. В стадии подготовки и другие. В настоящее время при Министерстве культуры совместно с Союзом архитекторов создается научно-методический совет, который готовит нормативную базу для решения государственных задач, касающихся сохранения культурного наследия. Мы планируем к концу года завершить подготовительный этап и начать полноценную работу».

Юрий Михайлович Корякин, вице-президент Союза архитекторов России, председатель правления Самарской региональной организации СА России: «Важно показать, что и сейчас, в тяжелое для строительной отрасли время, идет созидательный процесс, появляются новые идеи. «Архит`09» – это возможность общения между архитекторами и потребителями их работы, представителями других отраслей искусства и культуры».

Уже на пресс-конференции стало ясно, что организаторы готовы принимать и рассматривать самые парадоксальные идеи и новаторские решения. Шутливое предложение председателя Пермской организации СА России С.А. Шамарина считать русло Волги продолжением Камы, расширив таким образом географию следующего Поволжского «Архита`10», стало своеобразной разминкой, завершила которую точная реплика председателя Тольяттинского отделения СА России Натальи Дмитриевны Макаренко, идеолога и инициатора первого «Архита`06»: «Главное, чтобы мы были в одном русле».

Архитектура, как ни одно другое искусство, влияет на формирование общественного сознания, отсюда вытекает и огромная ответственность профессии архитектора. Поэтому принять унылый шаблон как способ решения архитектурных задач значит расписаться в профессиональной несостоятельности. «Жизнь была бы невозможна, если бы мы разучились открывать форму сидения каждый раз, когда возникает необходимость сесть» – этой цитатой одного американского архитектора в разговоре об итогах «Архита`09» выразил суть творческого поиска в архитектуре Ю.М. Корякин. Способность чувствовать время, жизненный ритм, пространство, появление новых творческих идей, стремление сочетать функциональное удобство с неповторимым внешним обликом здания – вот те слагаемые архитектурного мастерства, которые были ярко представлены в творческих работах фестиваля. Многие из них стали открытием, находкой, а все вместе – демонстрацией свежих сил, способных создать альтернативу коммерческой рутине, которая овладевает нашим бытием и сознанием. От градостроительства и планировки территорий до реставрации исторических памятников и оформления интерьеров – таков спектр интересов, представленных в работах свыше ста архитектурных мастерских, бюро. При этом, из четырехсот конкурсных проектов четвертая часть была выполнена авторами из Самары и Тольятти. Большой интерес у специалистов вызвали композиции учащихся самарской школы № 124 с углубленным изучением архитектуры, дизайна и изобразительного искусства, выполненные не по-детски профессионально. Само появление в день открытия фестиваля школьников, облаченных в костюмы в виде картонных макетов городских сооружений, выглядело очень оригинально, забавно и создавало праздничную атмосферу.

Рядом с представителями других городов-участников форума – Нижнего Новгорода, Перми самарская архитектурная школа выглядела весьма достойно. Несмотря на то что наши земляки и уступили гран-при фестиваля пермскому ООО «Шамарин и К», церемония награждения участников все же стала трумфом архитекторов Самарской области, получивших большинство дипломов I степени в следующих номинациях:

«Многоэтажные жилые дома» – компания «Волгатранс-строй-проект» (г. Самара) за жилой комплекс «Ладья»;

«Малоэтажные жилые дома» – архитектурное бюро «Пастушенко и Самогоров», архитекторы В.Л. Пастушенко и
В.А. Самогоров (г. Самара);

«Интерьер» – ПФ «Архип», архитектор В. Гуревич (г. Тольятти);

«Архитектурная мастерская» – ООО «НТЦ АСД» под руководством архитектора А.Г. Головина (г. Самара).

В номинации «Архмолодежь» студенты Самарского государственного архитектурно-строительного университета Анна Сараева, Фируза Джураева и Ирина Корничук, а также Тольяттинского государственного университета – Дарья Давыдик и Анна Заболоцких были вне конкуренции среди участников из двенадцати регионов. Еще семь лауреатских дипломов из десяти, присужденных жюри, получили архитекторы Самары и Тольятти, среди которых:

проект жилого дома в г. Тольятти архитектора В. Рогожкина; 

серия интерьеров архитектора В. Чичерина (г. Самара); 

здание Автовазбанка архитектурной фирмы «Бона» под руководством Н.Д. Макаренко (г. Тольятти); 

проект «Треугольная композиция» архитектора О. Фуфаева (г. Тольятти);

проект реконструкции «Старый город» архитектора
М.Б. Егорова. 

Лучшей работой молодого архитектора, по мнению Правления Союза архитекторов России, был признан проект «Засамарская слобода», выполненный архитектором из Самары Полиной Корякиной.    

Тольяттинское отделение СА России, которое принимало гостей этой передвижной выставки в четвертый день работы фестиваля, инициировало в своем городе конкурс «Народный хит». В течение мая на портале городской администрации были представлены 40 работ тольяттинских архитекторов – участников «Архита`09».

Жители других городов Поволжья – Ульяновска, Чебоксар и Саратова также смогли увидеть фестивальные работы на передвижной выставке.

В рамках форума «Архит`09» состоялось открытие еще одного нового фестиваля под названием «Артполис».    

Проблемы города – культурологические, социальные, градостроительные все же не ограничиваются сферой архитектуры, а неизбежно прорастают в других видах искусства. Выключенная из городской инфраструктуры и лишенная жизненной энергии территория бывшего мукомольного завода № 1 стала одновременно и местом проведения фестиваля искусств «Артполис», и объектом ревитализации, «перезапуска». Четыре фестивальных дня с 3 по 6 июня стали началом его новой жизни, возвращая этому месту функции культурно-общественного центра. Творческие коллективы художников, музыкантов, актеров, представлявших свои концепции этого пространства, удерживали зрительный, акустический, тактильный контакт современной Самары и ее исторического ядра, ныне превратившегося, по словам организаторов фестиваля, в «индустриальный труп». Конкурс архитектурной молодежи «Поколение NEXT», презентация международного проекта «Жизнь в памятниках мирового наследия модернизма», граффити в реальном времени, выступление музыкантов, городского театра перфоманса, команд стрит-арта и многое другое – все это работало на идею синтезирования городской среды, обреченной на угасание при разобщенности ее частей. Завершение фестиваля не поставило точку в освоении «перезапущенного» пространства. По словам Дмитрия Храмова, одного из организаторов фестиваля, корпуса бывшего элеватора получат новую жизнь как выставочные комплексы, художественные мастерские, дизайн-студии, а также станут местом биеннале и промо-акций этого и следующих годов. Такое творческое вливание в депрессивную и малопривлекательную зону должно благодатно сказаться на атмосфере Самары, уверены инициаторы «Артполиса»: «От него должна пойти новая волна оживления городской культуры и искусства».

Подводя итоги двух фестивалей, можно сказать, что сотрудничество областного Министерства культуры и Самарской организации СА России, начавшееся столь масштабно, получит продолжение, демонстрируя обоюдное желание сторон работать «в одном русле».

  Град Самара разорен не будет

Среди мероприятий фестиваля «Архит`09» особенно хочется выделить заседание круглого стола на тему: «Проблемы реконструкции исторической среды крупных городов в рыночных условиях», который вел Ю.М. Корякин. Точки зрения практиков, теоретиков, ведомственных чиновников, руководителей проектных мастерских, реставраторов, дополняя друг друга, создали объемную картину нынешнего положения исторических городов. Ни один такой город, к сожалению, не может похвастаться счастливой судьбой. Строительство офиса Газпрома в Санкт-Петербурге грозит исключением его из реестра ЮНЕСКО. Сооружение моста в Дрездене приведет к тому же результату.

Конечно, Самара не соперник блестящему творению Петра в количестве шедевров, но и в тихой провинции многие сотни лет шел созидательный творческий процесс, оставивший наследникам память о себе. Большое количество этих памятников, утратив за многие годы внешний лоск и свое первоначальное назначение, может вызвать сомнение в своей ценности у нашего недальновидного современника. Извлечь историко-архитектурное наследие из руды, освободив от поверхностного суждения, сиюминутной выгоды, а порой просто непросвещенности, считают своей профессиональной задачей участники круглого стола.

 

А.А. Аксарин,

главный консультант управления правового кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Самарской области:

В Самаре нет осмысленной концепции исторического цент-
ра. Что это – резерв селительной территории, центр деловой и административной активности или все-таки то ядро, которое позволит гражданам почувствовать уникальность нашего города и стимулирует развитие туристического бизнеса? Хочется такое понимание обрести.

И.Б. Галахов,

руководитель проектной мастерской «Реком»:

С момента признания в 1991 году Самары историческим городом количество зафиксированных памятников с 137 выросло до тысячи. Но это лишь попытка заморозить ситуацию, когда нет возможности финансировать регенерацию исторической среды. Уверен, что при появлении нового Проекта охранных зон и зон регулирования застройки (а соглашение по его разработке между Министерством культуры и городом уже достигнуто) корректировке подвергнутся уже существующие Генплан города и Правила застройки и землепользования.

Т.В. Вавилонская,

директор НПЦ «Архиград» СамГАСУ:

Градостроительные регламенты, историко-культурные экспертизы воспринимаются инвестором как тормоз к дальнейшему развитию центра. Это проблема уровня градостроительной культуры. Общественные слушания в Самаре, по ряду вопросов проводимые открыто, должны сыграть роль в ее формировании. Вместе с тем это и задача архитекторов.

М.Б. Егоров,

архитектор-реставратор высшей категории, академик Академии архитектурного наследия «Эксперт»:

Примером удачного сотрудничества с инвесторами стало восстановление сызранского мужского Воскресенского монастыря: сначала городские власти вложили бюджетные деньги, потом получили поддержку из области, а теперь и на федеральном уровне.

А.Г. Головин,

заместитель председателя правления Самарской организации СА России:

В цивилизованном мире историческая среда совпадает с центром города. Мы не решаемся на обновление сетей, магистралей, которые оживили бы ее. Но без принятия этого вектора развития мы потеряем исторический город.

В.П. Логинов,

председатель правления Союза архитекторов Республики Татарстан:

Проблемы везде одинаковые. Спасти ситуацию может передача архитектурных памятников в частные руки по символической цене при заключении охранных обязательств с Министерством культуры. Наш президент это поддерживает.

Н.И. Басс,

архитектор-реставратор, главный архитектор ООО «Векторстрой»:

Собственник не подготовлен к тому, что владеет памятником или арендует его – были случаи утраты интерьера, разрушения фасада. Да и рядовой обыватель не желает признавать историческую ценность своего ветхого неблагоустроенного дома. Определенные льготы собственнику заложены в Законе об объектах культурного наследия, но он не имеет подзаконных актов и многие его положения не работают.

Ю.М. Корякин:

Подводя итоги, я хотел бы подчеркнуть, что Министерство культуры проделало огромную работу и подготовило концепцию сохранения историко-культурных объектов на территории Самарской области. На сайте Правительства с ней можно познакомиться. Она позволяет уже сейчас создавать местные Программы реконструкции исторических зон городов. С учетом оценки всех проблем: транспортных, инженерных, экологических – и на основании регламентов Правил застройки можно сделать расчет потребностей населения на сегодняшний день и на перспективу. Указать место принципиальных объектов обслуживания (школ, поликлиник) – вот основное назначение пока еще отсутствующего Проекта планировки от ул. Полевой до мысика слияния с Самаркой. А далее нужно решать судьбу конкретного участка застройки. И хотелось бы, чтобы в центре города любой объект появлялся на основе конкурса. Это условие может принять на законодательном уровне Губернская дума. Необходима также правовая база, задействующая экономический эффект: бесплатно отдать, освободить от налогов. Если интересы бизнеса соединятся с интересами общества, то успех будет обеспечен.

Вслед такому обнадеживающему прогнозу хочется еще добавить, что общество – это мы с вами. Все выступающие отмечали недостаточную просвещенность населения в вопросе сохранения историко-культурного наследия и, как следствие, его низкую гражданскую активность. Инертность и равнодушие – сильные враги. Но им может противостоять любовь и уважение к родному городу. А пророческие слова святителя Алексия: «…град Самара… никогда и никем разорен не будет», – уже сейчас поддерживают тех, кто спасает от разорения его память, его образ – его архитектуру.